УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
УИД 73RS0001-01-2023-007698-71
Судья Сизов И.А.
Дело № 33-2930/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
2 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Тарасенко Марины Александровны на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 19 февраля 2024 года по гражданскому делу №
2-562/2024(2-6644/2023), по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тарасенко Марины
Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в принятии справки о заработной
плате в целях назначения страховой пенсии, возложении обязанности принять
справку о заработной плате в целях назначения страховой пенсии и перерасчете
страховой пенсии – отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тарасенко М.А. обратилась в суд с иском
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о признании решения
незаконным, возложении обязанности принять справку и произвести перерасчет
пенсии. В обоснование иска
указала, что решением от 12.02.2021 ответчик отказал ей в принятии справки о заработной плате №
*** от 03.09.2012, выданной ООО «***», в целях назначения страховой пенсии. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что в ее трудовой
книжке имеются сведения о работе в *** с 18.07.1983 по 31.01.1991, с 01.02.1991
по 01.07.1997 в МП «***», с 02.07.1997 по 01.07.2001 в ОАО «***». Справка
содержит сведения о размере ее заработной платы за период с января 1991 года по
февраль 2000 года, однако не указано об отчислении страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, то есть справка не соответствует
требованиям си. 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О
государственных пенсиях в Российской Федерации». С решением ответчика она не
согласна, поскольку на нее незаконно возложена обязанность доказывания факта
уплаты страховых взносов. Просила признать незаконным решение Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска от
12.02.2021 № *** (в настоящее время – ОСФР по Ульяновской области) в части
отказа в принятии справки о заработной плате № *** от 03.09.2012; обязать ОСФР
по Ульяновской области принять указанную справку в целях назначения страховой
пенсии и произвести расчет пенсии с учетом указанной справки.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Тарасенко М.А. считает решение суда
незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводит доводы,
аналогичные доводам иска. Указывает, что решение суда противоречит судебной
практике Верховного Суда Российской Федерации. По мнению автора жалобы, суд не
учел нормы закона и правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации,
неверно определил предмет доказывания и распределил бремя доказывания по делу.
Полагает, что сам по себе факт отсутствия в справке информации об уплате
страховых взносов не является доказательством, свидетельствующим о неисполнении
работодателем обязанности по их перечислению в Пенсионный фонд Российской
Федерации. Просит учесть, что какой-либо недобросовестности с ее стороны
установлено не было. Из ее переписки с ответчиком следует, что последний
признавал факт начисления и уплаты страховых взносов работодателем в целом.
В возражениях на жалобу ОСФР по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе, возражениях на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
07.06.2021 Тарасенко М.А., *** года рождения, обратилась в ГУ-УПФ РФ в
Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (в настоящее время – ОСФР по
Ульяновской области) с заявлением о назначении пенсии (л.д. 28-30).
Решением ответчика от 15.06.2021 Тарасенко М.А. с 04.07.2021
назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 24 (оборот)).
Согласно записям в трудовой книжке Тарасенко М.А. 18.07.1983
она была принята в магазин № *** (приказ № *** от 18.07.1983); 01.07.1985 – переведена
на должность старшего продавца магазина № *** (приказ №*** от 03.07.1985);
01.04.1984 – *** переименован в *** (решение горисполкома № *** от 26.10.1989);
16.07.1990 – переведена инспектором по торговле (№ *** от 13.07.1990);
09.09.1991 – переведена товароведом в магазин № *** (приказ № *** от
09.09.1991); 01.02.1992 – в связи с реорганизацией *** считать товароведом ***
(распоряжение мэра города № *** от 21.01.1992); 02.07.1997 – *** переименовано
в открытое *** (свидетельство серии ***); 01.07.2001 – уволена по собственному
желанию (л.д. 13-14).
Из материалов пенсионного дела истца, копии которого имеются
в материалах настоящего дела, следует, что в стаж работы Тарасенко М.А. для
назначения страховой пенсии ответчиком включены периоды ее работы в обычных
условиях труда – с 18.07.1983 по 31.12.2000, с 01.01.2003 по 28.02.2019, с
01.04.2019 по 31.12.2020 (л.д. 27 (оборот)).
Для расчета пенсии Тарасенко М.А. был учтен заработок с 1985
года по 1990 год (л.д. 28).
Решением ответчика от 12.02.2021 Тарасенко М.А. в целях
назначения страховой пенсии отказано в принятии справки о заработной плате № ***
от 03.09.2012, выданной ***, поскольку в ней отсутствуют сведения об
отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за
указанный в ней период работы, что не соответствует условиям ст. 100 Закона
Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в
Российской Федерации. Провести документальную проверку не представилось
возможным (л.д. 32-33).
Спорная справка № *** от 03.09.2012 выдана о суммах
заработка Тарасенко М.А. за период с января 1991 года по 2000 год; подписана
руководителем предприятия *** М*** А.А., заверена печатью. Как указано в
справке, она выдана на основании лицевых счетов; единовременные выплаты и
компенсации, на которые не начислялись страховые взносы, в справку не включены;
по больничному листу начисления дородовые составили в 1996 году
4 460 468 руб. (ХII – 4 460 468), послеродовые составили
1 252 350 руб. (III – 1 252 350 руб.), данная сумма не
входит в сумму заработка по указанной справке (л.д. 12).
Полагая отказ в принятии справки и перерасчете пенсии
незаконным, Тарасенко М.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции
исходил из того, что спорная справка не отражает сведения об уплате
работодателем страховых взносов за Тарасенко М.А., в отсутствие первичных
документов проверить данные обстоятельства не представляется возможным в связи
с ликвидацией организации.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем
решение суда в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации не может быть признано законным и обоснованным.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №
400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Частью 3
статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что со дня
вступления в силу данного Федерального закона
Федеральный закон
от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не
применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых
пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в
соответствии с данным федеральным законом
в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Положения
статьи 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных
прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых
пенсий.
Из пункта 2
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии
при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору
застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3
данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной
статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6
этой статьи.
При
этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3
и 4 статьи 30
указанного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих
целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы
по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка
застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов,
выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными
(муниципальными) органами (абзац седьмой
пункта 3 и абзац
четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким
образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за
назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом
с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период
своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий
назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого
для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок,
принадлежит гражданину.
Как
неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный
положениями пункта 3
статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке
приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц в части,
касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица,
в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение
трудовой (с 01.01.2015 - страховой) пенсии по старости возникло после указанной
даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по
старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты,
исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по
существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного
заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102
Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
(определения от 04.04.2017 №696-О,
от 28.11.2019 № 3181-О).
До
вступления в силу Федерального закона
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до
01.01.2002, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по
старости осуществлялось по нормам Закона
Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в
Российской Федерации».
Частью первой
статьи 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действовавшей в
спорный период работы Тарасенко М.А. с января 1991 года по март 1997 года
товароведом в ***, было предусмотрено, что в составе заработка, из которого
исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу),
включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за
совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера
(компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и
др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам
учитывается выплаченное пособие.
Федеральным
законом
от 17.03.1997 № 52-ФЗ часть первая
статьи 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» была изложена в новой редакции,
согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат
(дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей),
предусмотренной статьей 89
Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Согласно
части первой
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок при
назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24
последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением
за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей
трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный
заработок, определенный частями
первой и второй статьи
102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании
документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими
государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Среднемесячный
заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица
устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учета (часть 4
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Из
приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного
заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в
период работы Тарасенко М.А. в *** и в ***, следует, что среднемесячный
заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке
работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Действующий
с 01.01.2015 порядок установления страховых пенсий определен статьей 21
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –
Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно
части 1
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий
и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень
документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и
перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за
указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей,
их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не
имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации,
перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов,
необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты
страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их
выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила
ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов
о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме,
устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме
устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской
Федерации (часть 6
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Необходимые
для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут
быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не
находятся в распоряжении государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие
документы включены в определенный Федеральным законом
от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг» перечень документов (часть 7
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Иные
необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение,
в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо
подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления
организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном
носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные
документы по собственной инициативе (часть 8
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи
документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также
достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи
21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно
части 3
статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о
назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения
права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с
учетом положений части 7
статьи 21 данного Федерального закона, орган, осуществляющий
пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией,
разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие
документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения
соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается
день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на
почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления
данного заявления, или дата подачи заявления с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал
государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления
многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных
услуг.
В
соответствии с частью 6
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 №884н были утверждены Правила
обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной
пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному
обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их
размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на
территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых
для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с
федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила
№ 884н), которые действовали на дату назначения истцу пенсии (до 01.01.2022).
Пунктом 22
Правил № 884н было установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда
Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности,
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным
индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления
документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и
достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие
сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных
государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в
случае если такие документы не представлены заявителем по собственной
инициативе.
Пунктом 23
Правил № 884н было определено, что решения и распоряжения об установлении или
об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного
фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного
рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя
из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по
старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской
Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации
по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении
страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их
оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие
документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность
предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по
собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов
пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного
самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых
находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность
выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой
пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего,
полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных
самим пенсионным органом документов.
Судом
установлено, что при обращении Тарасенко М.А. в пенсионный орган с заявлением о
принятии справки о заработной плате к нему были приложены трудовая книжка;
справка о заработной плате № *** от 03.09.2012, выданная ***; архивная справка
№ *** от 10.03.2020, выданная ***; архивная справка № *** от 17.02.2020, ***. В
названных документах не отражены сведения об уплате работодателем страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за период работы Тарасенко М.А.
с января 1991 года по 2000 год в *** и в ***.
Отказывая
в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в спорной
справке № *** от 03.09.2012, выданной ***, отсутствует информация о произведенных
работодателем отчислениях в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно
Указанию
Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления
справки о заработке для назначения государственной пенсии» при оформлении
справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует
указывать раздельно по каждому календарному году. Если предприятие (учреждение
или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или
прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для
исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на
хранение бухгалтерские документы.
На
справках проставляется угловой штамп организации, указывается основание их
выдачи. Справки заверяются подписью должностного лица и печатью организации или
архива.
Представленная
Тарасенко М.А. справка № *** от 03.09.2012 указанным требованиям отвечает.
В
ходе судебного разбирательства установлено, что справка № *** от 03.09.2012 не принята
ОСФР по Ульяновской области к учету лишь в связи с отсутствием в ней указания о
страховых взносах, иные реквизиты справки, а равно ее содержание в другой части
ответчиком в суде первой и апелляционной инстанции не оспаривается.
Из
материалов дела, решения ответчика от 12.02.2021 следует, что страхователь ***
снят с учета 31.03.2010 в связи с реорганизацией в ***, которое снято с учета с
04.08.2010 в связи с реорганизацией в форме присоединения к ***; страхователь ***
снят с учета 27.09.2012 в связи с реорганизацией в форме присоединения к ***;
страхователь *** ликвидирован с 22.12.2015, фонд оплаты труда ЕСН закрыт,
наблюдательное дело отсутствует. Руководителем *** с 24.08.2009 являлся М***
А.А. (л.д. 11, 38, 39, 46).
Спорная
справка выдана правопреемником работодателя истца, содержит указание на подпись
уполномоченного руководителя, печать организации.
Из
материалов дела также следует, что *** на регистрационном учете в ПФР не
состояло. *** (магазин № ***) создано 21.01.1992 в результате выделения из ***,
поставлено на учет в УПФР в Ленинском районе г.Ульяновска 03.07.1992. Расчетные
ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации
представлены страхователем с 1 квартала 1993 года. Начисление и уплата
страховых взносов за период с 1 квартала 1993 года по 1 квартал 1997 года
производились в целом по работодателю (л.д. 52).
Суд,
не приняв в качестве доказательства представленную истцом справку, выданную ***
03.09.2012, содержащую сведения о заработной плате Тарасенко М.А. в *** и ***
за период работы с января 1991 года по 2000 год, и возложив на Тарасенко М.А.
процессуальную обязанность по доказыванию факта уплаты работодателем страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорный период, не учел, что
сам по себе факт отсутствия в представленных документах информации об уплате
страховых взносов не является доказательством, свидетельствующим о неисполнении
работодателем обязанности по их перечислению в Пенсионный фонд Российской
Федерации за спорный период работы истца.
Суд
не учел, что при принятии решения о назначении Тарасенко М.А. страховой пенсии
по старости ОСФР по Ульяновской области в добровольном порядке включило в
страховой стаж истца период ее работы с 18.07.1983 по 31.12.2000, и у ответчика
имеются сведения об уплате работодателем истца страховых взносов в целом по
организации.
Таким
образом, у ответчика и у суда первой инстанции не было оснований для отказа в
принятии спорной справки при расчете пенсии.
Поскольку
Тарасенко М.А. обращалась к ответчику с данной справкой в рамках проведения
заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости, ответчик
располагал спорной справкой на дату назначения пенсии истцу, последняя имеет
право на перерасчет пенсии с момента ее назначения.
С
учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно
подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым признать
незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области от 12.02.2021 № *** в части отказа
в принятии справки о заработной плате № *** от 13.09.2012, выданной ***, в
целях назначения страховой пенсии; обязать Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области принять
справку № *** от 03.09.2012, выданную ***, в целях расчета пенсии и произвести
Тарасенко Марине Александровне перерасчет страховой пенсии по старости с
момента ее назначения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 февраля 2024 года отменить.
Принять
по делу новое решение.
Признать
незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области от 12.02.2021 № *** в части отказа
в принятии справки о заработной плате № *** от 13.09.2012, выданной ***, в
целях назначения страховой пенсии.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области принять справку № *** от 03.09.2012, выданную ***, в целях
расчета пенсии и произвести Тарасенко Марине Александровне перерасчет страховой
пенсии по старости с момента ее назначения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 03.07.2024.