УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0011-01-2024-000019-90
Судья Копылов И.Н.
Дело № 33-3020/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 2
июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда
Ульяновской области от 18 марта 2024 года по гражданскому делу № 2-1-49/2024,
по которому постановлено:
исковые требования Дедаева
Александра Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете страховой
пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (ОГРН1027301162580) произвести Дедаеву Александру Владимировичу (СНИЛС ***)
перерасчет страховой пенсии с 1 сентября 2023 года, с учетом его заработка за
период с июля 1981 по декабрь 1986 года в Т***», исходя из следующих размеров:
в 1981 году: за июль – 38-74, за
август – 180-90, за сентябрь – 109-16, за октябрь – 68-40, за ноябрь – 110-52,
за декабрь – 155-48;
в 1982 году: за январь – 125-87,
за февраль – 193-54, за март – 141-85, за апрель – 105-33, за май – 239-01, за
июнь – 282-28, за июль – 107-44, за август – 301-49, за сентябрь – 193-72, за
октябрь – 210-19, за ноябрь – 142-75, за декабрь – 0;
в 1983 году: за январь – 141-83,
за февраль – 261-72, за март – 256-85, за апрель – 180-74, за май – 187-99, за
июнь – 176-39, за июль – 402-26, за август – 372-41, за сентябрь – 399-45, за
октябрь – 531-18, за ноябрь – 43-35, за декабрь – 132-64;
в 1984 году: за январь – 252-82,
за февраль – 110-04, за март – 213-59, за апрель – 173-79, за май – 282-37, за
июнь – 276-75, за июль – 158-93, за август – 364-71, за сентябрь – 221-22, за
октябрь – 316-19, за ноябрь – 51-25, за декабрь – 188,12;
в 1985 году: за январь – 238-52,
за февраль – 198-21, за март – 384-86, за апрель – 118-53, за май – 124-96, за
июнь – 233-70, за июль – 200-08, за август – 312-29, за сентябрь – 286-38, за
октябрь – 175-57, за ноябрь – 321-85, за декабрь – 0,0;
в 1986 году: за январь – 267-20,
за февраль – 193-34, за март – 183-74, за апрель – 125-22, за май – 0, за июнь
– 263-69, за июль – 331-09, за август – 140-19, за сентябрь – 269-41, за
октябрь – 300-01, за ноябрь – 214-49, за декабрь – 0.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Дедаев А.В. обратился в суд с
иском к Отделению Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о перерасчете
страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что является
получателем страховой пенсии по старости, при установлении которой исчислен
заработок за 60 месяцев работы в период с января 1989 года по декабрь 1993 года
с наименьшим уровнем заработной платы. Ответчик не учел заработную плату в
период работы в Т*** с июля 1981 года по декабрь 1986 года. На протяжении 2023
года он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии
на основании имеющихся документов, а именно справок для начисления пенсии,
выданных ОГУП «Р***», лицевых счетов за 1981-1986 годы. Вышеуказанные лицевые
счета хранились в здании, ранее занимаемом ОГУП «Р***». Представленные
документы ответчик к сведению не принял. ОГУП «Р***» в настоящее время
ликвидировано, конкурсное производство завершено. Многие документы в архив не
сдавались и были оставлены в здании, где ранее располагалась организация.
Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с
01.09.2023 с учетом размера заработка в Т*** за период с июля 1981 года по
декабрь 1986 года.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает,
что Дедаев А.В. является получателем страховой пенсии по старости с 07.06.2022.
При исчислении размера пенсии истцу был учтен среднемесячный заработок за
период работы с января 1989 года по декабрь 1993 года в размере 11 875,54
руб. на основании справок о заработной плате за период его работы в М*** с 1988
года по 1995 год. Данные справки были получены в установленном законом порядке.
Сведениями о размере заработной платы за иные периоды Отделение не располагало.
Полагает, что судом первой инстанции были приняты доказательства (лицевые
счета), полученные незаконным путем. Истцом в суд были представлены лицевые
счета за период работы в Т*** с 1981 года по 1986 год, которое ликвидировано
08.12.2017. Данные лицевые счета не прошнурованы, не заверены печатью
организации, на хранение в архив не сдавались. В лицевых счетах не указаны
полностью фамилия, имя, отчество. Также необоснованно, по мнению автора жалобы,
суд принял во внимание показания свидетелей. Определяя дату перерасчета пенсии
– с 01.09.2023, суд принял во внимание факт обращения истца за перерасчетом
пенсии 17.08.2023, к которому была приложена ненадлежащая справка.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Дедаев А.В., *** года рождения,
с 07.06.2022 на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О
страховых пенсиях» является получателем страховой пенсии по старости (том 1, л.д.
116 (оборот)).
Согласно
записям в трудовой книжке Дедаева А.В. 07.07.1981 он был принят в Т*** на
работу шофером (приказ № *** от 06.07.1981); 21.10.1981 – переведен слесарем в
мастерскую (приказ № *** от 21.10.1981); 01.11.1981 – переведен шофером на
автомобиль У*** (приказ №*** от 17.11.1981); 19.02.1986 – Т*** переименовано в
ремонтно-техническое предприятие «Т***» (приказ №*** от 19.02.1986); 01.11.1987
– переведен в РТП «А***» водителем II класса (приказ № *** от 01.11.1987);
12.02.1988 – уволен переводом в Ма***, ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР (приказ № *** от
22.02.1988) (том 1, л.д. 13-15).
Из
материалов пенсионного дела истца следует, что период его работы с 07.07.1981
по 12.02.1988 включен ОСФР по Ульяновской области в стаж для назначения
страховой пенсии (том 1, л.д. 128).
17.08.2023
Дедаев А.В. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете
размера пенсии с учетом сведений о заработной плате с 07.07.1981 по 31.12.1986,
к которому приложил справку от 25.05.2023 о заработной плате за указанный
период (том 1, л.д. 121).
В
ответе от 11.09.2023 на данное заявление ОСФР по Ульяновской области разъяснило
истцу показатели, с учетом которых ему была назначена пенсия, а также указало о
запросе сведений о заработной плате за период работы в Т*** с июля 1981 года по
декабрь 1986 года, в случае поступления которых будет произведен перерасчет
размера пенсии (л.д. 122).
07.11.2023
Дедаев А.В. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о
предоставлении сведений по результатам проверки сведений о его заработной плате
в целях перерасчета пенсии (том 1, л.д. 123).
Письмом
от 12.12.2023 ОСФР по Ульяновской области уведомило Дедаева А.В. об отсутствии
оснований для перерасчета пенсии, поскольку документы Т*** в архив на хранение
не поступали (том 1, л.д. 123-124).
Полагая
отказ в перерасчете пенсии незаконным, Дедаев А.В. обратился в суд с настоящим
иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела,
закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым,
пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом
от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №
400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Частью 3
статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что со дня
вступления в силу данного Федерального закона
Федеральный закон
от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не
применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых
пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в
соответствии с данным федеральным законом
в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Положения
статьи 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002
пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера
трудовых пенсий.
Из пункта 2
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии
при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору
застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3
данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4
данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6
этой статьи.
При
этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3
и 4 статьи 30
указанного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих
целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы
по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка
застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов,
выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными
(муниципальными) органами (абзац седьмой
пункта 3 и абзац
четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким
образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за
назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом
с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период
своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий
назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого
для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок,
принадлежит гражданину.
Как
неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный
положениями пункта 3
статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке
приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц в части,
касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица,
в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение
трудовой (с 01.01.2015 - страховой) пенсии по старости возникло после указанной
даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по
старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты,
исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по
существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного
заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102
Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
(определения от 04.04.2017 №696-О,
от 28.11.2019 № 3181-О).
До
вступления в силу Федерального закона
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до
01.01.2002, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по
старости осуществлялось по нормам Закона
Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в
Российской Федерации».
Частью первой
статьи 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» в редакции, действовавшей в
спорный период работы Дедаева А.В. в 1981-1986 годах, было предусмотрено, что в
составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды
вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за
работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного
характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при
увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по
беременности и родам учитывается выплаченное пособие.
Федеральным
законом
от 17.03.1997 № 52-ФЗ часть первая
статьи 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» была изложена в новой редакции,
согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат
(дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей),
предусмотренной статьей 89
Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Согласно
части первой
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок при
назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24
последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением
за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей
трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный
заработок, определенный частями
первой и второй статьи
102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования» устанавливается на основании
документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими
государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Среднемесячный
заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица
устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учета (часть 4
статьи 102 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-I «О
государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Из
приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного
заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в
период работы Дедаева А.В. с 1981 по 1986 год, следует, что среднемесячный
заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке
работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Действующий
с 01.01.2015 порядок установления страховых пенсий определен статьей 21
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –
Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно
части 1
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий
и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся
органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень
документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и
перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за
указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей,
их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не
имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации,
перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов,
необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты
страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их
выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила
ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и
документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной
форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме
устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской
Федерации (часть 6
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Необходимые
для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут
быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не
находятся в распоряжении государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие
документы включены в определенный Федеральным законом
от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» перечень документов (часть 7
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Иные
необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное
обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления
либо подведомственных государственным органам или органам местного
самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на
бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить
указанные документы по собственной инициативе (часть 8
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи
документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также
достоверность содержащихся в них сведений (часть 9
статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно
части 3
статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о
назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения
права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с
учетом положений части 7
статьи 21 данного Федерального закона, орган, осуществляющий
пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией,
разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие
документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения
соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается
день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на
почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления
данного заявления, или дата подачи заявления с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал
государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления
многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных
услуг.
В п.п. 8 п. 28 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике
рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые
пенсии», разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии, следует
обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица,
необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3
и 4 статьи 30
формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в
установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными
(муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета,
платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие
документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере
заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов
статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ и статьи 60
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются
допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Руководствуясь приведенными выше
положениями закона и разъяснений по их применению, установив, что сведения о
заработной плате истца в Тагайском отделении «Сельхозтехника» отражены в
лицевых счетах данной организации, которые были исследованы судом и с которыми
ознакомлено в ходе судебного разбирательства ОСФР по Ульяновской области, суд
первой инстанции обоснованно принял их во внимание и удовлетворил исковые
требования Дедаева А.В.
Доводы апелляционной жалобы о
том, что лицевые счета не могут быть приняты в качестве доказательств, судебной
коллегией отклоняются.
Из приведенных выше положений
закона и разъяснений следует, что лицевые счета относятся к первичным
бухгалтерским документам, подтверждают индивидуальный характер заработка работника.
Вопреки доводам апелляционной
жалобы, представленные истцом лицевые счета сомнений в подлинности не вызывают.
Они подшиты, содержат указание на общее количество листов в подшивке за каждый
спорный год, наименование организации, фамилии, имена, отчества работников.
Правильным является решение суда
и в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии
Дедаеву А.В. с 01.09.2023, то есть с 1 числа месяца, следующего за месяцем
обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии.
В
соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера
страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением
случаев, предусмотренных частями 4
и 5 данной
статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в
котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии,
фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление
пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии
одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов,
подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7
статьи 21 Федерального закона (часть 2
статьи 23 Федерального № 400-ФЗ).
Из
материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете пенсии Дедаев А.В.
обратился к ответчику 18.08.2023, что последним не оспаривалось.
К заявлению
была приложены справка от 25.05.2023, содержащая сведения о заработной плате
истца со ссылкой на лицевые счета организации.
ОСФР
по Ульяновской области не было лишено права и возможности проверить
достоверность содержания данной справки, в том числе путем предложения самому
истцу представить необходимые документы (лицевые счета).
То обстоятельство, что лицевые счета Т*** не были сданы в
установленном порядке в архив, а сама организация в настоящее время ликвидирована,
не может лишать истца права на индивидуализацию размера трудовой (страховой)
пенсии по старости.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного решения
и отказа в удовлетворении исковых требований Дедаева А.В. не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Материальный и процессуальный закон применен судом верно.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майнского
районного суда Ульяновской области от 18 марта 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 03.07.2024.