Дело № 3а-190/2024
73OS0000-01-2024-000170-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2024
года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о
ликвидации Ульяновской региональной общественной организации «Комитет по
противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и
гражданина»,
у с т а н о в и л :
Ульяновская региональная общественная
организация «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении
законных прав человека и гражданина»
(далее также – Комитет, Организация) создана физическими лицами на
учредительном собрании *** г. (***), зарегистрирована Управлением Министерства
юстиции Российской Федерации по Ульяновской области *** г. за порядковым
номером ***.
Сведения об организации внесены в Единый
государственный реестр юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) *** г. за основным
государственным регистрационным номером ***.
Устав Комитета (далее - Устав) утвержден на
учредительном собрании ***., является
действующим, дополнения и изменения в него не вносились.
Лицом, имеющим право действовать от имени
Организации без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является
председатель Комитета Шихов Юрий Евгеньевич.
Место нахождения Комитета, указанное в ЕГРЮЛ,
– ***.
Управление Министерства юстиции Российской
Федерации по Ульяновской области (далее также – Управление Минюста РФ по
Ульяновской области) обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о
ликвидации Комитета, ссылаясь на осуществление им деятельности с грубыми
нарушениями законодательства Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что выявленные в
ходе плановой документарной проверки, отраженные в акте проверки от 6 октября
2023 года, а также указанные в предупреждении от 6 октября 2023 года нарушения
-несоответствие Устава положениям действующего законодательства (п. 1.4 раздела
1 Устава, абзац 1 п. 3.1, п. 3.3 раздела 3 Устава; п. 4.2, п. 4.4, абзац шестой
п. 4.4, п. 4.7, абзац 3 п. 4.8 раздела 4, п. 5.6 раздела 5 Устава), до настоящего времени Комитетом не устранены,
несмотря на то, что по ходатайству представителя организации срок устранения
указанных нарушений дважды продлевался.
Кроме того, в ходе проверки было установлено,
что Организация осуществляет деятельность
с нарушением Устава:
1. в период с 2021 по 2023 года и в текущем
периоде 2024 года Организация не осуществляет целевую деятельность,
предусмотренную Уставом;
2. Общее собрание в 2022 и 2023 годах не
созывалось (протоколы заседаний Общего собрания за 2022 и 2023 годы не
представлены), что является нарушением п. 4.2 раздела 4 Устава,
предусматривающего ежегодный созыв Общего собрания Организации;
3. не представлены протоколы заседания
Правления, которое действует в период между Общими собраниями, и является
постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Комитета. Заседания
Правления не проводятся, вопросы, отнесенные Уставом к компетенции данного
постоянно действующего руководящего органа управления Организацией, не
рассматриваются (нарушение п. 4.3 раздела 4 Устава);
4. не представлены доказательства проведения
не реже 1 раза в год контрольно-ревизионных проверок; 3х-летний срок полномочий
ревизора истек, доказательства продления его полномочий или переизбрания не
представлены (нарушение п. 4.8 Устава);
5. в нарушение абзаца 3 части 1 ст. 29 Федерального закона
«Об общественных объединениях» организация ежегодно не публикует отчет об
использовании своего имущества (не обеспечивает доступность ознакомления с
указанным отчетом).
После проведения документарной проверки также
выявлены следующие нарушения :
- В нарушение ст. 24 Федерального закона «Об
общественных объединениях»
утвержденная Уставом Комитета эмблема до степени смешения совпадает с
символикой Федеральной службы безопасности
РФ, что подтверждается ответом Государственного герольдмейстера
Геральдического Совета при Президенте РФ.
Данная эмблема используется на удостоверении члена Организации ***
Направленное в адрес Комитета информационное письмо от 1 декабря 2023 года с
указанием на необходимость устранения данного грубого нарушения, осталось без
исполнения.
Также в рамках контрольно-надзорных
мероприятий установлено, что Организация не располагается по адресу (месту
нахождения), сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Об изменении своего
адреса в установленный законом срок
Организация Управление Минюста РФ по Ульяновской области не уведомила, что
является нарушением абзаца 9 статьи 29 Федерального закона «Об общественных
объединениях».
До настоящего времени вышеуказанные нарушения
Организацией не устранены.
В судебном заседании представитель Управления
Минюста РФ по Ульяновской области Сафонова Ю.А. поддержала требование о
ликвидации Организации в судебном порядке по доводам, изложенным в
административном исковом заявлении.
Представитель Организации Шихов Ю.Е. в
судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим
образом: телефонограммой, направлением извещения с согласия Шихова Ю.Е. на
указанную им электронную почту, путем направления почтового уведомления по месту
нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ (возвращено за истечением срока
хранения), путем опубликования извещения о дне судебного заседания на
официальном сайте Управления Минюста России по Ульяновской области.
Представитель Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился. Просил о
рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном заявлении указал, что по
состоянию на 23 мая 2024 года Организация не имеет отрицательное сальдо единого
налогового счета.
Заслушав пояснения представителя Управления
Минюста России по Ульяновской области Сафоновой Ю.А., исследовав материалы
административного дела, материалы регистрационного и контрольного дел
Управления Минюста России по Ульяновской области в отношении Организации, суд
приходит к следующему.
В соответствии с частью 2
статьи 15 Конституции
Российской Федерации органы государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с
реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью,
реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» (далее также – Закон об общественных объединениях).
Статьей 29 названного федерального закона закреплены
обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права,
касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и
иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании
своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации
общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием
действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа,
его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме
сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной
регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных
лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей
деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать
содействие представителям органа, принимающего решения о государственной
регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного
объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства
Российской Федерации.
Общественное объединение также обязано
информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного
объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1
статьи 5 Федерального закона
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение
семи рабочих дней с момента таких изменений.
Статьей
38 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что орган,
принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет
контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным
целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:
1) запрашивать у
руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
2) направлять своих
представителей для участия в проводимых общественными объединениями
мероприятиях;
3) не чаще одного
раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных
объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного
имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи;
4) запрашивать и
получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных
объединений у органов государственной статистики, федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов
и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у
кредитных и иных финансовых организаций;
5) в случае
выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства
Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным
целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных
объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное
предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и
срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного
месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о
государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано
общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В ходе рассмотрения дела установлено, что
Приказом Управления Минюста России по Ульяновской области № 93 от 34 октября
2022 года утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на 2023 год, которым на сентябрь 2023 года
запланировано проведение проверки в отношении Ульяновская региональная
общественная организация «Комитет по противодействию коррупции и содействию в
соблюдении законных прав человека и гражданина»
(л.д.129,134 т.1).
На основании Распоряжения Управления Минюста
России по Ульяновской области № *** от *** года (л.д. 136 -143 т.1) была
проведена плановая документарная проверка Комитета на предмет соответствия деятельности Комитета
его учредительным документам и законодательству РФ. В данном распоряжении был указан срок
проведения проверки, а также список документов, необходимых к предоставлению
Организацией для проведения проверки.
Уведомление о проведении проверки,
направленное почтовым отправлением по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ,
возвратилось за истечением срока хранения (л.д. 144-148 т.1). Вместе с тем
впоследствии данное уведомление было получено председателем Организации Шиховым
Ю.Е. лично (л.д. 149 т.1).
Для проведения проверки Шиховым Ю.Е. были
представлены следующие документы: Устав Комитета, Положение о членстве в
Организации, свидетельство о государственной регистрации Организации от ***
года, свидетельство ФНС о постановке на учет, лист записи ЕГРЮЛ, протоколы
заседаний общего собрания (в количестве 14 штук), номера которых указаны в
приложении к акту приема-передачи (л.д. 151 т.1). Проверка деятельности
Организации проводилась за период с 11 сентября 2020 года по 10 сентября 2023
года.
По результатам проверки составлен акт от ***
года (л.д. 30-45 т.1).
В ходе проверки по итогам изучения
регистрационного и контрольного дела, находящихся в распоряжении Управления
Минюста РФ по Ульяновской области, а также документов, представленных
Организацией, установило, что деятельность Организации осуществляется с
нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность
общественных объединений.
Было установлено, что некоторые положения Устава Организации не
соответствуют положениям действующего законодательства (л.д. 42 т.1 выводы по
результатам проверки).
1. Пункт 1.4 раздела 1
Устава предусматривающий, что Комитет имеет круглую печать со своим
наименованием, противоречит
формулировке, изложенной в п.
4 статьи 3 Федерального закона от 12
января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также Закон о
некоммерческих организациях), согласно которой некоммерческая организация имеет
печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
В данном случае суд
соглашается с указанным нарушением.
В соответствии со ст. 28 Закона об общественных объединениях официальное наименование общественного
объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму,
территориальную сферу и характер его деятельности.
Пунктом 1.8 Устава Комитета предусмотрено его
полное наименование на русском языке: Ульяновская региональная общественная
организация «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении
законных прав человека и гражданина». Таким образом, именно в таком виде
наименование Комитета должно быть указано на его печати.
2. Абзац первый пункта 3.1 раздела 3 Устава
предусматривающий, что членами Комитета могут быть, в том числе,
иностранные граждане и лица без гражданства, противоречит абзацу второму статьи 19 Закона об
общественных объединениях, поскольку в нем отсутствует указание в отношении иностранных
граждан и лиц без гражданства - «законно
находящиеся в Российской Федерации».
Данное нарушение имеет
место.
3. Пункт 3.3 раздела 3
Устава Организации не соответствует положениям абзаца третьего статьи 19 Закон
об общественных объединениях, поскольку
содержит не полный перечень ограничений для лиц, которые не могут быть учредителями
и членами Организации.
Данное нарушение имеет
место.
4. Пунктом 3 статьи 29 Закон
о некоммерческих организациях, а также ст. 123.7 ГК РФ предусмотрен перечень
вопросов, относящихся к исключительной
компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. К
исключительной компетенции высшего
органа управления некоммерческой организации относится, в частности, принятие
решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов.
Вопросы, отнесенные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими
законами к исключительной компетенции высшего органа общественной организации,
не могут быть переданы им для решения другим органам общественной организации,
если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации или другим
законом.
Вместе с тем, пункт 4.2
раздела 4 Устава, определяющий исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к
исключительной компетенции Общего собрания Организации, не содержит указания на
принятие решений о размере и порядке уплаты его членами членских и иных
имущественных взносов.
В данном случае суд также
соглашается с указанным нарушением, поскольку при наличии в Уставе указания на
то, что членами Комитета могут являться лица, уплатившие членские взносы (п.
3.1 Устава), члены Комитета обязаны уплачивать членские взносы (п. 3.5 Устава),
за неуплату членских взносов предусмотрена возможность исключения из членов
Комитета (п. 3.11 Устава), Устав вообще
не содержит указания о том, какой орган управления Комитета правомочен
принимать решение о размере и порядке уплаты его участниками (членами) членских
или иных имущественных взносов.
5. Для руководства деятельностью Комитета в
период между заседаниями Общего собрания формируется Правление, являющееся
постоянно действующим коллегиальным руководящим органом, избираемым сроком на 5
лет. Пункт 4.4 раздела 4 Устава определяет, что «количество членов правления
Комитета не может быть менее двух человек. Председатель Комитета является
членом Правления и его председателем». Данный пункт Устава противоречит пункту
4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которые
предусматривает, что осуществляющие полномочия единоличных исполнительных
органов корпорации, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут
составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления
корпораций и не могут являться их председателями.
Суд не усматривает данное нарушение, поскольку в отношении общественных
организаций применяются только положения ч. 2 ст. 65.3 ГК РФ в части определения
вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа общественной
организации (ст. 123.7 ГК РФ). наряду с вопросами, указанными в пункте 2
статьи 65.3 настоящего
Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее
участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
6. Абзац шестой пункта 4.4 раздела 4 Устава определяющий, что «При
равенстве голосов голос председателя Комитета является решающим», противоречит
пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому
гражданское законодательство основывается на признании равенства участников
регулируемых им отношений, а также пункту 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса
Российской Федерации, устанавливающему равенство всех членов общественных
организаций.
Данное нарушение имеет место.
7. Пункт 4.7 раздела 4
Устава Организации не содержит срока
полномочий Председателя Организации -
противоречие пункту четвертому абзаца первого статьи 20 Закона об общественных
объединениях. Нарушение имеет место.
8. Абзац третий пункта 4.8
раздела 4 Устава, предоставляющий ревизору Организации возможность привлечения
к проверке аудиторских организаций, противоречит п. 3 ст. 29 Закона о
некоммерческих организациях, согласно которому утверждение аудиторской
организации или индивидуального аудитора относится к исключительной компетенции
общего собрания. Нарушение имеет место.
9. Согласно пункту 5.6 раздела
5 Устава «Комитет может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь
постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей, и
соответствующую этим целям». Устав не содержит положений, предусматривающих
виды предпринимательской деятельности, осуществляемой Организацией, что
противоречит пункту 1 статьи 24 Закона о
некоммерческих организациях, предусматривающего возможность осуществления
некоммерческой организацией одного или нескольких видов деятельности, не
запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям
деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее
учредительными документами. Кроме того, пункт 2 статьи 24 Закона о
некоммерческих организациях также предусматривает, что некоммерческая организация
может осуществлять предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая
деятельность указана в его учредительных документах.
Нарушение имеет место.
Также установлено, что
Комитет осуществляет деятельность с нарушением положений Устава,
законодательства РФ:
1. В соответствии с п. 4.2
раздела 4 Устава общее собрание созывается по мере необходимости, но не реже
одного раза в год. Протоколы общих
собраний за 2022 и 2023 годы не представлены. Данный факт подтверждает, что в
указанный период времени Организация деятельность, предусмотренную Уставом, не
осуществляет.
С данным нарушением суд
соглашается только в части непроведения общего собрания Организации в 2022
году. В данном случае проверка деятельности Организации проводилась за период
до 10 сентября 2023 года, следовательно, Организация вправе была собрать общее
собрание в 2023 году до конца этого года.
Также соглашается суд
выводом истца о непроведении организацией деятельности, предусмотренной её
Уставом.
Согласно Уставу целями
деятельности Организации являются: оказание общественной поддержки деятельности
государства по противодействию коррупции, взяточничеству и иным правонарушениям
в сфере политики и государственного управления; содействие консолидации общественности в содействии
правоохранительным органам в борьбе с преступностью и коррупцией; содействие выявлению
случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц,
заключающиеся в использовании должностными лицами доверенных прав и властных
полномочий в целях личного обогащения;
содействие гражданам в соблюдении в отношении них как граждан и как
человека прав и законных интересов со стороны третьих лиц; содействие гражданам
в соблюдении их прав и интересов в области торговли, предоставлению услуг.
Организацией каких-либо
объективных доказательств осуществления предусмотренной Уставом деятельности
представлено не было.
Из ответа Начальника
Управления по реализации единой государственной политики в области
противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений
администрации Губернатора Ульяновской области – Уполномоченного по
противодействию коррупции в Ульяновской области *** следует, что Комитет не
взаимодействует с Управлением по вопросам реализации в Ульяновской области
государственной политики в области противодействия коррупции в регионе.
В 2020 и 2021 годах в ходе
личных приемов с председателем Комитета Шиховым Ю.Е. до него была доведен
информация о порядке взаимодействия государственных органов с
социально-некоммерческими организациями, осуществляющими в соответствии с
учредительными документами деятельность в области противодействия коррупции, в
частности, предложено принимать участие в ежегодном отборе на лучший проект
среди некоммерческих организаций,
принимающих участие в проведении на территории Ульяновской области единой
государственной политики в области противодействия коррупции в рамках областной
программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области», а также
воспользоваться возможностью обращения в Правительство Ульяновской области за
получением субсидий в форме грантов в целях обеспечения затрат, связанных с
реализацией социально-ориентированных программ (проектов). В 2020-2023 годах
заявок от Организации на участие в конкурсных отборах не поступало.
Также Шихову Ю.Е.
разъяснено, что в соответствии с нормами статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» мерами по профилактике коррупции являются, среди прочих,
формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и
антикоррупционная экспертиза правовых
актов и их проектов. Аналогичные нормы
заложены в Уставе Организации. До настоящего времени конкретные действия по
проведению совместной профилактической деятельности среди различных категорий
граждан Организацией не предпринималось, предложения по совершенствованию
антикоррупционного законодательства также не поступали.
Уставом Организации
предусмотрено осуществление информационной деятельности в электронных и
печатных средствах массовой информации и информационных сетях.
В ходе мониторинга
электронных и печатных средств массовой информации и информационных сетях
сведений о проводимой Организацией профилактической антикоррупционной
деятельности не имеется (л.д. 170-171 т.1).
Из сообщения Управления МВД
России по Ульяновской области следует, что организация в совместных с УМВД
России по Ульяновской области просветительских и профилактических мероприятиях,
организуемых и проводимых для населения в целях противодействия проявлениям коррупции и злоупотребления
служебным положением должностными лицами на территории региона, не участвовала
(л.д. 181 т.1).
2. Пунктом 4.3 раздела 4
Устава определено, что в период между заседаниями Общего собрания для
руководства деятельностью Комитета формируется Правление, являющееся постоянно
действующим коллегиальным руководящим органом, избираемым сроком на 5 лет.
Протоколы заседания Правления Комитета не представлены, что свидетельствует о
том, что в организации заседания Правления не проводятся, вопросы, отнесенные
Уставом к полномочиям Правления, не рассматриваются.
Нарушение имеет место.
3. В нарушение п. 4.8 раздела 4 става в
Организации ежегодно не проводятся контрольно-ревизионные проверки, ревизор не
избран либо срок его полномочий истек и не продлен.
Нарушение имело место,
поскольку акты проверок представлены не были. Также не были представлены
протоколы Общего собрания, на которых было принято решение об избрании ревизора
после истечения срока полномочий
ревизора, избранного на Общем собрании Организации 9 сентября 2018 года.
4. В нарушение ст. 29 Закона об общественных объединениях Организация не опубликовала отчет об использовании своего имущества (не
обеспечило доступность ознакомления с
указанным отчетом) за 2023 год.
Нарушение имеет место.
Последний отчет предоставлен за 2022 год.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Закона об общественных объединениях
Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области в адрес Организации было вынесено
предупреждение, в котором указывалось на необходимость в срок до 27 ноября 2023 года устранить выявленные в
ходе проверки нарушения. Данное предупреждение, а также акт проверки были
получены председателем Организации Шиховым Ю.Е. 6 октября 2023 года лично (л.д.
46 т.1).
В установленный в предупреждении срок
вышеуказанные нарушения устранены не были.
При этом 29 ноября 2023 года в управление
Минюста РФ по Ульяновской области поступило заявление от члена Организации ***, действующего на основании доверенности
от 6 ноября 2023 года (л.д. 51, 67 т.1), подписанной Председателем
Организации Шиховым Ю.Е., в
котором он просил продлить срок проверки на 2 месяца в связи с отсутствием в
городе руководителя Шихова Ю.Е.
29 ноября 2023 года Управлением Минюста РФ по
Ульяновской области срок приведения Устава в соответствие с положениями
действующего законодательства продлен до
27 января 2024 г., о чем *** уведомлен по адресу указанной им
электронной почты (л.д. 164 т.1).
В указанный срок недостатки Устава устранены
не были. 27 января 2024 года *** снова обратился в Управление Минюста РФ по
Ульяновской области с заявлением, в котором просил продлить срок устранения
нарушений в части положений Устава до 20 марта 2024 года ввиду нахождения
председателя Организации Шихова Ю.Е. в другом региона (л.д. 54 т.1).
Управлением Минюста РФ по Ульяновской области
срок устранения нарушений, указанных в предупреждении, снова был продлен - до
20 марта 2024 года, о чем направлено уведомление по адресу организации,
указанному в ЕГРЮЛ (л.д. 165-166 т.1). Данное письмо возвращено за истечением
срока хранения.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 12,
20, 22, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64 «О
некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с
приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а
также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не
являющихся юридическими лицами» (далее также Постановление Пленума Верховного
Суда РФ № 64), следует иметь в виду, что предупреждение (представление)
уполномоченного органа об устранении нарушений закона, а также его решение о
приостановлении деятельности объединения граждан может быть оспорено в судебном
порядке.
В связи с этим при
наличии сведений о нахождении в производстве этого либо другого суда
административного искового заявления об оспаривании указанных предупреждения
(представления) или решения суд применительно к пункту 4
части 1 статьи 129 КАС РФ
возвращает административное исковое заявление о приостановлении деятельности
или ликвидации.
При рассмотрении дела о ликвидации или
запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность
предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения
уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее
оспорены административным ответчиком в судебном порядке.
При проверке обоснованности предупреждения
(представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении
деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес
объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо
оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные
уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.
Такие сроки должны соответствовать разумно
определенной возможности административного ответчика выполнить требования
предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных
законом.
В соответствии с подпунктом 5
пункта 5 статьи 32 Закона о
некоммерческих организациях, пунктом 5
части 2 статьи 38, статьи 42 Закона об общественных объединениях срок для
устранения нарушения не может быть менее 1 месяца.
В данном случае исковое заявление подано в
суд по истечении срока устранения указанных в предупреждении нарушений.
Установленный Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области срок
для устранения нарушений значительно превышает предусмотренный законом.
На момент принятия решения по настоящему делу
предупреждение оспорено Организацией в судебном порядке не было.
Управлением Минюста РФ по Ульяновской области
в отношении Ульяновской региональной общественной организации «Комитет по
противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и
гражданина», а также в отношении её председателя Шихова Ю.. были составлены
протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5
КоАП РФ.
Постановлениями Мирового судьи судебного
участка № 7 Заволжского судебного района г.Ульяновска от *** года Шихов Ю.Е.
и Ульяновская региональная общественная
организация «Комитет по противодействию коррупции и содействию в соблюдении
законных прав человека и гражданина» признаны виновными в совершении
правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Вместе с тем на момент рассмотрения настоящего
административного дела указанные постановления в законную силу не вступили.
Статьей 24 Закона об общественных
объединениях предусмотрено, что общественные объединения вправе иметь
символику: эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны.
Символика
общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой
Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской
Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная
служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных
организаций.
В соответствии со ст. 4 Закона о
некоммерческих организациях некоммерческая организация имеет наименование,
содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер
деятельности.
Использование в наименовании некоммерческой
организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также
слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому
в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами).
Управлением Министерства юстиции РФ по
Ульяновской области было выявлено, что на удостоверениях членов Организации
используется наименование «Российская Федерация» без соответствующего
разрешения и отсутствует полное название организации, в том числе указание на
его организационно-правовую форму.
На лицевой стороне удостоверение в верхней
части содержится надпись «Российская Федерация», под ней – эмблема Комитета.
Под эмблемой надпись «Комитет по противодействию коррупции», что
подтверждается имеющейся в материалах
дела копией удостоверения на имя ***, выданного 5 октября 2022 года и
действительного по 5 октября 2027 года, подписанного председателем Комитета
Шиховым Ю.Е., скрепленного печатью
общественной организации (л.д. 70 т.1).
Удостоверение
аналогичного образца оформлено и на имя Шихова Ю.Е. с указанием срока его
действия - до 9 декабря 2021 года. (л.д. 68 т.1).
О необходимости
Организации устранить указанное выше нарушение законодательства (использование
в удостоверении наименования «Российская Федерация») было указано в
информационном письме от 1 декабря 2023 г., направленном в адрес Организации,
указанный в ЕГРЮЛ, 1 декабря 2023
г. Данное информационное письмо
возвращено отправителю по истечению срока хранения (л.д. 154-161 т.1).
В п. 21
Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 64 указано, что предупреждения
(представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по
обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему
вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1
статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» пункта
1 статьи 5, подпункт «и»
пункта 7 статьи 7.1
Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 2
статьи 7 Закона о свободе совести).
По аналогии закона
данное положение суд считает возможным применить и в отношении получения
Организацией вышеприведенного
информационного письма от 1 декабря 2023 года.
В соответствии со ст. 29 Закона об
общественных объединениях общественное объединение
также обязано информировать орган, принявший решение о государственной
регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о
полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений.
К таким сведениям в
соответствии с п. 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» относятся сведения о том,
что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (п. в.2 ст.
5).
Управлением Министерства
юстиции РФ по Ульяновской области
установлено, что организация по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ,
отсутствует.
Данное обстоятельство
подтверждается протоколом осмотра
объекта недвижимости от 25 декабря 2023 года, составленным Управлением
Федеральной налоговой службы РФ по Ульяновской области. Согласно данному
протоколу здание по ***, представляет собой ***, собственниками которых являются
физические лица. Комитет по данному адресу не располагается, какие- либо
вывески, подтверждающие нахождение указанной организации по данному адресу,
отсутствуют. Председатель и иные представители организации по данному адресу
отсутствуют. Иные признаки, свидетельствующие о ведении хозяйственной
деятельности Комитетом, не установлены.
В ходе ранее проведенного осмотра 14 декабря 2023 года установлено отсутствие
Организации по указанному адресу.
Поскольку на сайте
Организации (л.д. 71 т.1) указано, что она располагается по адресу: *** (***), Управлением Минюста РФ
по Ульяновской области был сделан запрос в ОМВД России по Заволжскому району г.
Ульяновска.
Согласно ответу Начальника
ОМВД России по Заволжскому району
г. Ульяновска от 11 марта 2024 года, по адресу: *** на основании договора безвозмездного
пользования имуществом № *** от ***
года, заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом и
земельным отношениям администрации г.Ульяновска и УМВД России по Ульяновской
области, дополнительному соглашению к нему от *** года в пользование ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска переданы помещения,
расположенные в ***, в том числе одно из нежилых помещений на ***, площадью
73,69 кв.м. В данном помещении располагается *** состоит из 3 комнат, санузла и
коридора, какая-либо порядковая нумерация не предусмотрена, закрывается
бронированной дверью. Выход и вход осуществляется через подъездную площадку
общего пользования, отдельного входа не имеется.
Помещение участкового пункта полиции
предназначено только для нахождения в нем и работы с населением участковых
уполномоченных полиции. Какие-либо посторонние организации в помещении УПП
располагаться не могут, так как данный объект имеет целевое назначение
Информацией по функционированию в одном из нежилых помещений *** общественной
приемной Комитета по противодействию коррупции и содействию в соблюдении
законных прав человека и гражданин ОМВД России по Заволжскому району
г.Ульяновска не располагает (л.д. 66т.1).
9 января 2024 года Управление Минюста РФ по
Ульяновской области направило в адрес Организации информационное письмо о
необходимости предоставления в срок до 20 февраля 2024 года заявления для
внесения изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице в
отношении места его нахождения.
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ № 64 разъяснено, что, исходя из правовых оснований для ликвидации или
запрета деятельности объединения граждан, судам следует проверять причины, по
которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства.
В частности, если такое объединение граждан
предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако
имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и
выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом
указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
Из материалов дела
следует, что 5 апреля 2024 года
председателем Организации Шиховым Ю.Е.
было подано в Управление Минюста
РФ по Ульяновской области заявление о внесении изменения в учредительные
документы с предоставлением новой редакции Устава. При этом к заявлению
приложен протокол Общего собрания № *** от *** года, на котором была принята новая редакция
Устава.
Суд критически
относится к тому, что 16 ноября 2023 года было проведено Общее собрание
Организации, на котором утверждена новая редакция Устава.
Как было указано
выше, предупреждением от 6 октября 2023 года срок устранения нарушений,
выявленных в ходе проведения документарной проверки, первоначально был установлен до 27 ноября 2023 года.
Обращаясь в
Управление Минюста РФ по Ульяновской области 27 ноября 2023 года с заявлением о
продлении на 2 месяца срока устранения нарушений, *** указывал на отсутствие Шихова Ю.Е. в ***.
При этом приложил к заявлению железнодорожный билет на имя Шихова Ю.Е.,
согласно которому Шихов Ю.Е. 29 октября 2023 года убыл в ***. Таким образом, 10 ноября 2023 года Шихов Ю.Е.
в городе не находился, в связи с чем присутствовать на общем собрании
Организации 10 ноября 2023 года он мог. В
противном случае после 10 ноября
2023 года и до 27 ноября 2023 года он имел возможность обратиться в Управление
Минюста РФ по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в Устав.
Кроме того, в своих
письмах ни от 27 ноября 2023 года, ни от
27 января 2024 года *** не указывал на то, что 10 ноября 2023 года на общем
собрании Организации была утверждена новая редакция Устава, хотя из протокола
Общего собрания следует, что *** являлся секретарем собрания.
Распоряжением Управления Минюста РФ по
Ульяновской области № *** от *** года в государственной регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы,
Комитету было отказано по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 ч.
1 ст. 23 Закона об общественных объединениях.
Извещение об отказе в государственной
регистрации изменений в Устав было направлено Организации по адресу
электронной почты, а также по адресу организации,
указанному в ЕГРЮЛ, однако почтовая корреспонденция возвращена за истечением
срока хранения (л.д. 200- 212 т.1).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 23
Закона об общественных объединениях в государственной регистрации общественного
объединения может быть отказано по следующим основаниям: 1) если устав и иные
представленные для государственной регистрации документы общественного
объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству
Российской Федерации;
2) если необходимые
для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем
порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в
течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или
общего собрания.
В данном случае документы о государственной
регистрации изменений в Устав Организации были поданы по истечении 3х- месяцев
со дня их принятия.
В соответствии с ч.
9 ст. 21 Закона об общественных объединениях изменения, вносимые в уставы
общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке
и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и
приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
В указанной статье содержится перечень документов, которые
должны быть предоставлены для государственной регистрации вносимых в Устав
Организации изменений. В частности,
Устав должен быть предоставлен в 3х экземплярах.
В нарушение данного положения закона Устав
был предоставлен в одном экземпляре.
Приказом Минюста
России от 26 сентября 2022 года № 199 утвержден Административный регламент
Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной
услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих
организаций.
Согласно п. 28
указанного регламента заявление, уведомление или сообщение, представляемые в
Минюст России и его территориальный орган, удостоверяется подписью заявителя,
подлинность которой в соответствии с пунктом 1.2
статьи 9 Закона о
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель
указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством
Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и
идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке
подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении,
уведомлении или сообщении не требуется в случае представления документов,
предусмотренных статьей 12 Закона о государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно в Минюст
России или его территориальный орган лично заявителем с представлением
одновременно документа, удостоверяющего его личность.
Поскольку заявление от Шихова Ю.Е. поступило
по почте, оно требовало нотариального удостоверения.
Кроме того, в
нарушение ст. 24 Закона об общественных объединениях эмблема Комитета построена
с использованием в качестве основы геральдического знака - эмблемы Федеральной
службы безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 13 ноября 1999
года № 1513. В соответствии с п. 5 Положения о геральдическом знаке-эмблеме ФСБ
России, утвержденном этим же Указом Президента РФ, подобным образом (на основе
эмблемы ФСБ России) могут строиться
только «эмблемы подразделений ФСБ России, органов федеральной службы
безопасности». УРОО «Комитет по
противодействию коррупции и содействию в соблюдении законных прав человека и
гражданина» подразделением ФСБ России или органом федеральной службы
безопасности не является, в связи с чем пользоваться представленной на
экспертизу эмблемой (в частности, размещать её изображение на удостоверении
членов организации) не имеет права. Применение рассматриваемой эмблемы
указанной Организацией является нарушением Положения об эмблеме ФСБ
России, совершенном намеренно с целью
введения граждан в заблуждение относительно прав и полномочий Организации и её
членов, пользующихся рассмотренными удостоверениями. Данный ответ получен из
геральдического Совета при Президенте РФ (л.д. 64 т.1).
Согласно ст. 23 Закона об общественных
объединениях отказ в государственной регистрации общественного объединения, а
также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган
или в суд.
На момент рассмотрения настоящего
административного дела отказ в государственной регистрации изменений в устав
Организацией не обжалован.
В соответствии со ст. 44 Закона об
общественных объединениях основаниями ликвидации общественного объединения или
запрета его деятельности являются:
нарушение общественным объединением прав и
свобод человека и гражданина;
неоднократные или грубые
нарушения общественным
объединением Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых
актов либо систематическое осуществление общественным объединением
деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный
федеральным органом государственной регистрации или его территориальным
органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности
общественного объединения.
Подпунктом 3 пункта 3 ст. 61 ГК РФ также предусмотрена ликвидация
юридического лица решению суда по иску государственного органа или органа
местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации
юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом
деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской
Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов.
При этом в Постановлении Пленума Верховного
суда РФ разъяснено, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых
нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение
закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения
граждан, осуществляется судом.
К грубым следует относить нарушения, которые
влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность
принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В частности, грубым нарушением является
несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения
граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований
органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением
граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1
статьи 12 Федерального
закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности», статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).
В данном случае суд соглашается с доводами
истца об осуществлении Организацией деятельности с грубыми нарушениями закона,
что является основанием для ликвидации Организации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е
ш и л :
Административное исковое заявление Управления
Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.
Ликвидировать Ульяновскую региональную
общественную организацию «Комитет по противодействию коррупции и содействию в
соблюдении законных прав человека и гражданина»
(основной государственный регистрационный номер ***) и исключить
сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Трифонова Т.П.
Решение изготовлено 8 июля 2024 года.