Печать
Закрыть окно
Судебный акт
НПА
Документ от 04.07.2024, опубликован на сайте 18.07.2024 под номером 113402, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-189/2024

73OS0000-01-2024-000167-60

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

4 июля  2024 года                                                                           г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному  иску общества с ограниченной ответственностью «Жадовский лесопромышленный комплекс» о признании недействующим в части приказа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2023 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05»,

 

у с т а н о в и л:

 

ООО «Жадовский лесопромышленный комплекс» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим со дня принятия приказ Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2023 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» в части запрета на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и ухода в молодняках, в отношении *** к Приказу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 – Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения ***.

В обоснование административного иска общество указало, что между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (ранее Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области) и ООО «Ассоциация лесопромышленников» по результатам аукциона заключен договор аренды лесного участка от *** года № ***. Согласно условиям данного договора арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок площадью 90 307 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре под № ***. Местоположение участка: ***. Лесной участок, зарегистрированный в лесном реестре по № ***, имеет местоположение: ***.

На основании протокола № *** от *** года между ООО «Ассоциация лесопромышленников» и ООО «Жадовский лесопромышленный комплекс», ООО «Холдинг лесопромышленников» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от *** года № ***. Согласно дополнительным соглашениям к указанному договору о передаче прав ООО «Жадовский лесопромышленный комплекс» и ООО «Холдинг лесопромышленников» приняли лесные участки.

К моменту заключения договора аренды истцу было известно, что на территории арендованного участка леса распложена особо охраняемая природная территория «Государственный охотничий заказник «Сурские вершины». Согласно действовавшему на тот период времени Положению в отношении ***, утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 13 января 2013 года № 05 (***), на территории ООПТ было предусмотрено наличие двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования (п. 5.1 Положения). При этом зона традиционного природопользования предусматривала проведение выборочных рубок. При заключении договора аренды административный истец исходил из того, что в объем древесины, который возможно заготовить в соответствии с договором аренды, входит древесина, находящая на территории ООПТ.

4 сентября 2023 года Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области издало приказ № 27, которым внесло изменения, в том числе и в *** – Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения ***, а именно: в п. 5.1 Положения установлен запрет на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках, то есть фактически установил полный запрет на проведение рубок деревьев на территории ООПТ, что препятствует осуществлению нормальной деятельности истца по заготовке леса.

При этом в преамбуле приказа указано, что он принят по итогам выполнения работ согласно государственному контракту от *** года № *** по выполнению услуги по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно положениям об особо охраняемых природных территориях и описанию данных границ. Результатом работ по указанному государственному контракту стал Отчет, подготовленный ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье». Вместе с тем данный отчет не содержит запрета на проведение выборочных рубок на территории ООПТ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года противоречит ч. 3 ст. 111.1 ЛК РФ,  которая не содержит запрета на проведение выборочных рубок в защитных лесах, к которым в соответствии со ст. 111 ЛК РФ относятся леса,  расположенные на особо охраняемой природной территории, и  приказу Минприроды РФ № 558 от 12 августа 2021 года «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты,  воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела представители истца -директор ООО «Жадовский лесопромышленный комплекс» Артемьев В.Б. и Степанов С.К. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области Данилина Е.В. просила отказать в удовлетворении требований истца. Указала на то, что в целях исполнения решений судов Ульяновской  области по установлению функциональных зон на карт (схеме) согласно утвержденным положениям об ООПТ и описанию данных границ функциональных зон, Министерством бал заключен государственный контракт от *** года № *** на выполнение услуг по разработке предложений по функциональному зонированию ООПТ ***, обоснования количества и расположения функциональных зон на них.

В ходе детального   обследования участков заказников, составления полевых описаний ландшафтов, животного и растительного мира, разработки предложений по функциональному зонированию особо охраняемых природных территорий, обоснования количества и расположения функциональных зон, в рамках выполнения услуг по государственному контракту от *** года № *** был сделан вывод, что, исходя из цели создания Заказника (охрана и воспроизводство видов животных, отнесенных к объектам охоты), их функциональное зонирование нецелесообразно. Предложения по установлению режима охраны ООПТ были отображены в отчете.

Исходя из цели создания заказников, предложна одна зона особой охраны, границы которой совпадают с границами заказников. В зоне особой охраны (ранее резерватная зона) установлен соответствующий охранный режим.  Режим особой охраны установлен Министерством в соответствии с режимом, установленным ранее в резерватной зоне, где был установлен запрет на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок уходы в молодняках.  В связи с тем, что зона традиционного природопользования была исключена, её режим также был исключен.

В соответствии с вышеизложенным Министерством были внесены соответствующие изменения в приложения № 1,2,3,5,6, утвержденные приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», исключающие выделение функциональных зон. Приказ был согласован с Минприроды России и контрольно-надзорными органами в соответствии с действующим законодательством. Приказ опубликован на официальном интернет портале правовой информации (www.parvo.gov.ru) 6 сентября 2023 года за номером 7301202309060009.

Также представитель Минприроды Ульяновской области пояснила, что в настоящее время Министерством ведется работа по внесению изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения». Предполагается внести изменения в приложения № 1,2,3,5,6 к Приказу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального (областного) значения», которыми разрешить, в том числе, ведение лесного хозяйства в  строгом соответствии с   действующим законодательством. Проект приказа согласован с Минприроды России. 

Представитель Минприроды России в судебное заседание не явился, извещен. В письменном отзыве на иск указал, что  в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о особо охраняемых природных территориях на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.  

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Минприроды Ульяновской области 27 марта 2023 года направляло в Минприроды России проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31.01.2013 № 05», предусматривающий уточнение режима особой охраны государственных охотничьих заказников регионального значения ***.    Данный проект приказа был согласован Минприроды России письмом от 6 июня 2023 года.

Заслушав пояснения участников процесса, свидетеля – директора ООО Научно-исследовательский центр «Поволжье» ***, заключение прокурора Макейкиной Е.В. об удовлетворении требований истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец на основании договора от *** года о передаче прав и обязанностей по договору аренды участка от *** года № ***, заключенному между Министерством  природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Ассоциация лесопромышленников», дополнительного соглашения от № *** от *** года к договору аренды лесного участка № *** от 23 *** года, является арендатором лесных участков (всего 82 участка,  перечислены в таблице в тексте договора). Месторасположения лесных участков: ***. Категория земель – земли лесного фонда, целевое назначение- защитные леса, вид разрешенного использования – заготовка древесины (л.д.15-75 т.1).

На территории предоставленного истцу лесного участка частично расположена  особо охраняемая  природная территория *** (далее также ***).

*** образован решением Ульяновского областного  исполнительного комитета от *** года № ***.

Положение об *** утверждено приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области» от 13 января 2013 года № 05. Является Приложением № *** к указанному приказу. 

Заказник расположен в *** (в настоящее время ***) и ***.  Площадь заказника 27 000,45 га.

На момент заключения договора от *** года о передаче прав и обязанностей по договору аренды участка от *** года № *** в отношении ООПТ ««Государственный охотничий заказник «Сурские вершины»!% действовало положение, утвержденное приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области» от 13 января 2013 года № 05. Согласно п. 5.1 указанного Положения об ООПТ на его территории было предусмотрено наличие двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования.

При этом зона традиционного природопользования предусматривала проведение выборочных рубок.

4 сентября 2023 года Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области издан приказ № 27, которым в Положение об ООПТ были внесены изменения: в п. 5.1 Положения установлен запрет на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках.

Учитывая вышеизложенное, истец является субъектом отношений, регулируемых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года и вправе обратиться в суд с требованием о его оспаривании.

Определяя полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на издание оспариваемого приказа, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения в области охраны и использования, в том числе создания, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия, проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, экологического мониторинга, экологического просвещения, регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также Закон об ООПТ).

Согласно ст. 1 указанного закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона об ООПТ отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 23 Закона об ООПТ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «а» пунктом 6 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В ходе рассмотрения дела установлено, что *** образован решением Ульяновского областного  исполнительного комитета от *** года № ***.

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 утверждены Положения об особо охраняемых природных территориях регионального (областного)  значения, в том числе и Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного)  значения «Государственный охотничий заказник «Сурские вершины»!% (Приложение № *** к Приказу) (л.д.92-101 т.1).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2012 года № 594-П, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство) являлось исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области  от 2 октября 2013 года № 452-П утверждено Положение о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.2 Положения Министерство является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Указом Губернатора Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 с 16 июня 2018 года создано Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, которому были переданы функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Указом Губернатора Ульяновской области от 24 августа 2022 года № 105 с 1 сентября 2022 года Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2018 года № 16/299-П утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области», в соответствии с которым  Министерство подготавливает проекты положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформляет охранные обязательства, паспорта и другие документы в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года были внесены изменения в приложения № 1,2,3,5,6, утвержденные Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», согласно которым, в том числе,  на территории ООПТ запрещено проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках (Пункт 5.1 раздела V Положения об ООПТ). 

Данный приказ во исполнение положений подпункта «а» пункта 6 ст. 2 Закона об ООПТ был согласован с Министерством природных ресурсов и экологии РФ - 6 июня 2023 года (л.д. 161 т.1), а также с Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области -20 июня 2023 года  (л.д. 159 т.1), Прокуратурой Ульяновской области – 27 июля 2023 года (л.д.162 т.1), Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой – 11 июля 2023 года (л.д. 163 т.1).

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, Правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО  «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Данный приказ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 6 сентября 2023 года за номером 730120230960009.

Таким образом, оспариваемый         нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативного правового акта, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Проверяя приказ на соответствие  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 24 Закона об ООПТ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (п.1).

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (п.3).

Законом Ульяновской области от 2 ноября 2020 года № 127-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области» предусмотрена возможность создания на территории области государственных природных заказников (ст. 2 Закона).

Статьей 9 указанного Закона предусмотрено, что положение об особо охраняемой природной территории должно содержать, в том числе  режим охраны и использования особо охраняемой природной территории.

Согласно ст. 11 Закона Ульяновской области особо охраняемые природные территории создаются на основании решения Правительства Ульяновской области в порядке, установленном Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и другими нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с указанным Федеральным законом обязательным приложением к решению Правительства Ульяновской области о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.

Особо охраняемая природная территория считается созданной со дня утверждения ее границ.

Как было указано выше, *** образован решением Ульяновского областного исполнительного комитета от *** года № ***.

Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного)  значения *** утверждено Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 (Приложение № *** к приказу) (л.д. 92-99 т.1).

Согласно п. 1.2 Положения заказник имеет профиль зоологического и предназначен для сохранения и восстановления охотничьих видов животных. Общая площадь заказника 27 000,45 га (п. 1.9 Положения).

В первоначальной редакции Положение об ООПТ «Государственный охотничий заказник «Сурские вершины»!% (раздел V. Режим особой охраны территории заказника) предусматривало выделение на территории заказника двух функциональных зон: резерватной и зоны традиционного природопользования. Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны, в том числе проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода  в молодняках, согласованных в установленном порядке с органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в  сфере организации охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий (л.д. 96-97 т.1).

Зона традиционного  природопользования служит для поддержания целостного облика и структуры степных и лесных ландшафтов ООПТ и допускает регламентированную хозяйственную деятельность, имитирующую исторически сложившийся режим воздействия на степные сообщества и ведение лесного хозяйства без ущерба целостности лестным сообществам, в том числе – выборочные рубки.(л.д. 96-97 т.1).

Несмотря на установление в ООПТ двух функциональных зон, границы указанных зон в Положении об ООПТ установлены не были.

В Ульяновской области был принят ряд судебных решений по искам Ульяновского межрегионального природоохранного прокурора  в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которыми на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области возложена обязанность  по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению и описанию границ функциональных зон на территории ООПТ в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (в частности, решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2021 года по делу № ***).

Во исполнение указанных судебных решений, а также письма Министерства природный ресурсов и экологии РФ (л.д. 164 т.1), возлагающего на администрации субъектов РФ в целях получения согласования решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении режима особой охраны существующей ООПТ регионального значения представить в Минприроды РФ материалы, обосновывающие необходимость и целесообразность указанных изменений, Минприроды Ульяновской области заключило  с ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье» государственный контракт № *** от *** года. Целью данного контракта было оказание услуги по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно положениям об особо охраняемых природных территориях и описанию данных границ функциональных зон, в том числе, и в отношении ООПТ «Государственный охотничий заказник «Сурские вершины»!% (л.д. 110-112 т.1),

Во исполнение указанного контракта ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье» составило, в том числе, отчет в отношении ООПТ «Государственный охотничий заказник «Сурские вершины»!% (л.д. 113- 158 т.1). Данным отчетом было предусмотрено установление на территории ООПТ одной функциональной зоны - зоны особой охраны, границы которой совпадают с границами охотничьего заказника. 

В отчете указано, что зона особой охраны заказника служит для сохранения ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая  деятельность, противоречащая целям создания ООПТ, в том числе (среди прочих) проведение любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления  минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня.

В зоне особой охраны допускается (среди прочего) ведение лесного хозяйства в строгом соответствии с действующим законодательством (л.д. 126 оборот т.1).

В ходе рассмотрения дела был допрошен в качестве свидетеля директор ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье» ***, который пояснил, что установленный Положением о *** с учетом изменений, внесенных в него Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года, режим охраны противоречит выводам, приведенным в отчете ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье». В отчете содержится вывод о запрете проведение любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня. Данное ограничение введено с целью соблюдения тишины в период размножения животных. При этом омоложение леса является благоприятным фактором для размножения животных.  В связи с этим к разрешенным видам использования ООПТ было отнесено ведение лесного хозяйства в строгом соответствии с законодательством, что подразумевает возможность проведения выборочных рубок.

Статьей 10 ЛК РФ предусмотрено деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению, на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса (ч. 2).

Согласно ст. 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.6).

Согласно ст. 111.1 ЛК РФ осуществление рубок лесных насаждений допускается в защитных лесах, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 2).

Заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Согласно ст. 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (ч.1).

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ч. 3).

Таким образом, приведенное выше законодательство не содержит безусловного запрета на проведение выборочных рубок в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с ч. 5 ст. 112 ЛК РФ  Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года № 558 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

Данные особенности повторяют вышеприведенные положения ЛК РФ.

В частности, п. 2 Особенностей определено, что   леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории и проектом освоения лесов, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка (п. 3 особенностей).

Согласно п. 6 Особенностей в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что запрет на проведение выборочных рубок в лесах, расположенных в ООПТ, должен иметь объективное обоснование.

В данном случае в качестве основания для принятия оспариваемого приказа Министерство указывает на отчет ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье». Вместе с тем данный отчет  не содержит вывода о запрете на территории ООПТ выборочных рубок деревьев, а указывает на запрет  проведения любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления минерализованных полос, ежегодно в период с 1 апреля по 30 июня.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приказ Минприроды Ульяновской области № 27 от 4 сентября 2023 года «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» противоречит вышеприведенным положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу, в связи с  чем требования истца о признании недействующим указанного приказа подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд принимает во внимание, что Минприроды Ульяновской области с начала 2024 года ведет работу по внесению изменений в  приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», с целью разрешения проведения выборочных рубок.

Первоначально Минприроды Ульяновской области был подготовлен проект внесения изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», которым предлагалось в п. 5.1 раздела V слова «проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках» заменить на «проведение сплошных рубок». Указанный проект приказа 15 января 2024 года был согласован Министерством природных ресурсов  и экологии РФ.  29 февраля 2024 года проект приказа о внесении изменений был согласован Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области,  25 марта 2024 года Прокуратурой Ульяновской области, 29 марта 2024 года Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой. Данные обстоятельства были установлены в ходе рассмотрения административного дела по иску *** (дело № ***, ***). Вместе с тем в указанной редакции приказ принят не был.

30 мая 2024 года Минприроды РФ согласовало Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области проект приказа о внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения». Согласно данному проекту приказа предполагается внести в Приложения № 1,2,3,5,6 к приказу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения» следующие изменения:

Пункт 5.1 раздела V изложить в следующей редакции: «На территории Заказника запрещаются любые виды деятельности, если они противоречат целям создания Заказника или причиняют вред природным комплексам и их компонентам, в том числе:

-разведение костров, выжигание растительности, кроме работ, связанных со сжиганием порубочных остатков и профилактического выжигания сухих горючих материалов с целью предупреждения возникновения лесных пожаров;

- проведение любых лесохозяйственных работ, за исключением создания и обновления минерализованных полос, ежегодно в период с 01 апреля по 30 июня;

-охота и рыбная ловля, крове регулирования численности объектов животного мира в установленных законодательством случаях;

- предоставление земельных участков под строительство, разведку и добычу полезных ископаемых;

-загрязнение (ингредиентное, шумовое, электромагнитное, радиационное);

-выпас и прогон скота;

Применение ядохимикатов и химических средств защиты растений сельскохозяйственными, лесохозяйственными и другими организациями и предприятиями без предварительного согласования со специально уполномоченным органом;

- движение и стоянка автотранспорта вне существующих дорог;

- иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению и восстановлению ландшафтного облика территории, без согласования в установленном порядке с уполномоченным органом».

Пункт 5.2 раздела V изложить в следующей редакции: «На территории Заказника допускается:

-мероприятия по воспроизводству и восстановлению объектов животного мира и улучшению среды их обитания с целью создания наиболее благоприятных условий обитания охраняемым объектам животного мира;

- учет объектов животного мира, кольцевание и мечение объектов животного мира;

Регулирование численности (отстрел, отлов) объектов животного мира;

- регламентируемая рекреационная нагрузка в форме экологического туризма поле согласования в установленном порядке с уполномоченным органом;

- ведение лесного хозяйства в строгом соответствии с действующим законодательством;

- сбор ягод и грибов;

- проведение научно-исследовательских работ.

Также суд отмечает, что  возможность проведения выборочных рубок в лесах, расположенных в ООПТ, не является бесконтрольной.

Так, в соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 16 ноября 2021 года № 864  утвержден Состав проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа.

В соответствии с п. 3 Состава проекта освоения лесов (рекомендуемый образец приведен в приложении к Составу проекта освоения лесов) проект освоения лесов содержит, в том числе, сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

В соответствии со ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ходе рассмотрения дела также было установлено следующее:

Свидетель – директор ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье» *** также пояснил, что территория *** частично совпадает с границами  ***. В рамках исполнения государственного контракта, заключенного с Минприроды Ульяновской области,  ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье» проводило также исследования данной ООПТ. По результатам проведенных исследований для указанной ООПТ предложен более строгий режим охраны, чем для охотничьего заказника, поскольку главной целью его создания является  сохранение существующего ландшафта. Таким образом, проведение рубок на данной территории не допустимо.

Суду представлен составленный ООО «Научно-исследовательский центр «Поволжье» отчет в отношении ***. Согласно данному отчету на территории ООПТ необходимо не допускать никаких рубок в лесных массивах и сохранять крупные лесные массивы вокруг рек, озер и болот; проводить в необходимые сроки все необходимые противопожарные мероприятия для сохранения лесов и болот от пожаров на проблемных участках; не допускать мелиоративных работ, которые могут нанести вред озерам и болотам ООПТ; разъяснять отдыхающим и туристам на территории ООПТ правила поведения, для этого разметить аншлаги с правилам поведения на границах ООПТ.

В настоящее время режимы особой охраны для данной ООПТ утверждены Положением об особо охраняемой природной территории областного значения ***, утвержденным приказом Минприроды Ульяновской области от 27 июня 2012 года № 10 (Приложение № *** к приказу).  Площадь заказника составляет 11 195 га. Согласно разделу V Положения на территории выделены две функциональные зоны – резерватная и зона традиционного природопользования. При этом в зоне традиционного природопользования разрешены, в том числе, регламентированный выпас КРС и лошадей, сенокошение, разведка и добыча углеводородного сырья при соблюдении определенных условий; выборочные рубки и др. 

Согласно представленным Минприроды Ульяновской области документам подготовлены проекты внесения изменений в Положение об ООПТ, предусматривающее установление более строгого режима охраны указанной ООПТ. Проект приказа еще в конце 2023 года согласован с Минприроды России и другими контрольно-надзорными органами, но до настоящего времени изменения в Положение об ООПТ не внесены.

Приказ Минприроды Ульяновской области от 27 июня 2012 года № 10, которым утверждено, в том числе, Положение об особо охраняемой природной территории областного значения «Государственного ландшафтного комплексного природного заказника «Сурские вершины»!%, предметом оспаривания в данном судебном процессе не является.

Однако суд отмечает, что при установлении на территории данной ООПТ более строго режима особой охраны, чем на территории одноименного охотничьего заказника, установленный режим подлежит применению и на территории охотничьего заказника, где имеет место наложение территорий охотничьего и ландшафтного заказников. 

Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования истца об оспаривании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2023 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине.

Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Жадовский лесопромышленный комплекс» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия п. 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 4 сентября 2023 года № 27 «О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05» в части запрета на проведение рубок деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок и рубок ухода в молодняках, в отношении Приложения № *** к Приказу Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 31 января 2013 года № 05 – Положение  об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сурские вершины»!%.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жадовский лесопромышленный комплекс» расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.    

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                 Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 8 июля 2024 года.