Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 25.06.2024, опубликован на сайте 09.07.2024 под номером 113326, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить благоустроенное специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2024-000073-70                                                                                                                                    

Судья Кузнецова О.В.                                                                     Дело № 33-2867/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    25 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2024 года, по гражданскому делу №2-786/2024, по которому постановлено:

исковые требования Вершинина Дениса Александровича удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Вершинина Дениса Александровича благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Барыш Ульяновской области.

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Вершинина Дениса Александровича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Вершинина Д.А., его представителя Сотникова И.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Вершинин Д.А. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что его родители в 1995 году лишены родительских прав, в настоящее время умерли. Он до своего совершеннолетия находился в учреждении для детей -  сирот, расположенном на территории МО «Барышский район». Жилое помещение, в котором он зарегистрирован, расположенное по адресу: *** 09.07.2015 признано непригодным для проживания. Решением Координационного совета от 17.09.2015 он был включен в список детей – сирот с правом на предоставление жилого помещения на территории МО «Барышский район» Ульяновской области.  До настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. В собственности, либо на ином праве он жилых помещений не имеет.

Просил суд обязать ответчика обеспечить его специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного  жилищного фонда по договору найма жилого помещения на территории г.Барыш Барышского района Ульяновской области, взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство социального развития Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела. Указывает, что Министерство является исполнительным органом государственной власти, денежные средства, находящиеся в его распоряжении имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом. Доведенное до Министерства финансирование и наличие 156 исполнительных производств по обеспечению жильем детей-сирот не позволили обеспечить истца жильем в 2022,2023 годах. Указывает, что у Министерства имеется объективная возможность объявить закупку квартиры для истца  только в 2024 финансовом году, когда будут доведены новые лимиты финансирования.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вершинин Д.А., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав на основании решения суда (л.д. 26-27).

Решением Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области было принято решение от 09.07.2015 о невозможности проживания Вершинина Д.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: *** (л.д.28).

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Главном управлении труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области (правопреемником которого в настоящее время является Министерство социального развития Ульяновской области) от 17.09.2015 (протокол №18)  Вершинин Д.А. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

В связи с длительным периодом непредставления жилого помещения Вершинин Д.А.  обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав собранные по делу доказательства, оценив доводы и возражения сторон по правилам статьи 67  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации,  Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Вершинин Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у него возникло право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, данное право не поставлено действующим законодательством в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие у ответчика необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения данной обязанности в отношении истца.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается. 

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно статье 2 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО  «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место жительства которых находится на территории Ульяновской области, благоустроенными жилами помещениями» (далее – Закон Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 №142-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства (далее - орган, уполномоченный в сфере строительства), в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (часть 2 статьи 6).

Согласно Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (подпункт 13 пункта 2.6) Министерство в сфере строительства обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление контроля за состоянием таких помещений.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что в Ульяновской области обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений возложена именно на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Отклоняя доводы жалобы об отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении прав указанной категории граждан. Данные вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых Вершинин Д.А. не является.

Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Наличие указанных юридических фактов является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.        

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июня 2024 года.