УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Пиунова
Е.В.
Дело № 7-217/2024
73RS0002-01-2024-002076-22
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск 27 июня 2024 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болониной Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 14 мая 2024 года (дело № 12-299/2024),
установил:
постановлением врио
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного
межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России № ***
от 27 марта 2024 года администрация города Ульяновска признана
виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью
1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде
административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2024 года указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что в действиях администрации города Ульяновска нет вины в
совершении вменяемого правонарушения, поскольку она не устраняется от исполнения вступившего в
законную силу решения суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения
всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства, не
представляется возможным. Постановление о назначении нового срока для
исполнения исполнительного документа вынесено в октябре 2023 года, то есть
когда уже были определены расходы бюджета на 2023 год, в связи с чем
администрация города Ульяновска полагает, что вывод об умышленном непринятии
мер к исполнению требований исполнительного документа является преждевременным.
Ссылается на
правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также положения
Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отмечает, что из-за
отсутствия финансовых средств исполнить вышеуказанное решение суда в сроки,
установленные судебным приставом-исполнителем, не представляется возможным, в
связи с чем считает, что имеются основания для прекращения производства по
основаниям указанным в части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Одномоментное
проведение ремонтных работ на улично-дорожной сети муниципального образования
«город Ульяновск» невозможно.
В соответствии с
требованиями ГОСТа 33388-2015 паспортизация автомобильной дороги представляет
собой сложный технологический процесс, требующий большого комплекса работ,
которые возможно выполнить только на основании заключенных государственных
контрактов, в соответствии с нормами ФЗ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» и при наличии достаточного финансирования
из муниципального бюджета на указанные цели.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 6 декабря 2023 года №187 «Об утверждении бюджета
муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период
2025-2026 годов» бюджет муниципального образования «город Ульяновск» был
утвержден, в рамках которого были заложены денежные средства на паспортизацию
автомобильных дорог в 2024 году.
Отмечает, что
администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в
действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения и правовые основания для привлечения администрации к
административной ответственности.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в
полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние администрации верно
квалифицировано по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность
за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Из материалов дела усматривается,
что вступившим в законную силу
19 июня 2023 года решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 мая 2023
года на администрацию города Ульяновска возложена обязанность провести
паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения,
расположенных по адресам: г.Ульяновск, ул.Корюкина протяженностью 761 м,
ул.Кролюницкого протяженностью 663 м, ул. Красноармейская протяженностью 2300
м, ул.Тимирязева протяженностью 950 м, ул.Буинская протяженностью 767 м,
ул.Бакинская протяженностью 2500 м в течение 3-х месяцев с момента вступления
решения суда по настоящему делу в законную силу (л.д. 12-15).
2 октября 2023 года
возбуждено исполнительное производство № *** (впоследствии ***) и должнику
установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного
документа (л.д. 16).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
11 октября 2023 года
в отношении администрации в рамках исполнительного производства №***
(впоследствии ***) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора
(л.д. 18).
12 октября 2023 года
судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о
назначении нового срока исполнения судебного решения до 26 января 2024 года
(л.д. 19).
7 марта 2024 года
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок
до 26 января 2024 года администрацией не исполнено (л.д. 24).
По данному факту 19
марта 2024 года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России составлен протокол в отношении
администрации города Ульяновска об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ (л.д. 27).
Как уже отмечалось
выше, постановлением врио заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области ГМУ ФССП России от 27 марта 2024 года администрация
города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 1
статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000
рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2024 года указанное
постановление оставлено без изменения.
С учетом периода
неисполнения исполнительного документа, непринятия администрацией необходимых и
достаточных мер по исполнению решения суда, судья районного суда пришел к
правильному выводу о том, что администрация обоснованно привлечена к
административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за то, что
являясь должником не исполнила содержащиеся в исполнительном документе
требования неимущественного характера в срок до 26 января 2024 года после
вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения
суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией решения суда, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы об
отсутствии вины администрации в неисполнении решения суда со ссылкой на недостаточное
финансирование не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.
Отсутствие денежных
средств и недостаточное финансирование из соответствующего бюджета мероприятий
по надлежащему содержанию дорожной инфраструктуры не является основанием для
неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех
зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
В материалах дела
отсутствуют доказательства того, что администрацией города Ульяновска
производился расчет объема и стоимости конкретных видов работ, необходимых для
исполнения судебного решения по данному делу, на основании которого могло быть
запрошено необходимое целевое финансирование, и что соответствующие денежные
средства по данному конкретному исполнительному производству своевременно истребовались.
Соответственно,
доводы о наличии оснований для применения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ
отклоняются, поскольку администрация города Ульяновска является участником
бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными полномочиями
и не была лишена возможности принять все необходимые и достаточные меры к
исполнению решения суда в установленные сроки.
Таким образом,
доводы настоящей жалобы и материалы дела не подтверждают наличие оснований для
применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том,
что в силу положений Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации при отсутствии бюджетных средств у
органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от
ответственности основаны на неверном толковании закона, поскольку должником по
рассматриваемому исполнительному производству является администрация города
Ульяновска, в обязанности которой, исходя из положений законодательства об
исполнительном производстве, входит
исполнение решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем
требовании.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Вместе с тем имеются
основания для изменения указанных выше актов. При этом исхожу из следующего.
Из материалов дела
усматривается, что в описательно-мотивировочной части постановления врио
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ
ФССП России *** от 27 марта 2024 года ошибочно
указано: «Необходимо принять во внимание и тот факт, что решение суда и
требования исполнительного документа не исполняются администрацией города
Ульяновска на протяжении одного с момента года с момента вступления решения
суда в законную силу» (абзац 1 страницы 3 постановления).
Указанные
обстоятельства не имеют отношения к настоящему делу, поскольку решение суда вступило в законную силу 19 июня
2023 года и на момент вынесения постановления от 27 марта 2024 года годичный
срок не прошёл.
В связи с
вышеизложенным полагаю необходимым постановление врио заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27
марта 2024 года изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления
вышеуказанный текст.
Также усматриваю,
что в описательно-мотивировочной части постановления врио заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ
ФССП России *** от 27 марта 2024 года ошибочно описана часть 2 статьи 17.15
КоАП РФ (абзац 4 страницы 2 постановления).
Указанная норма не
имеет отношения к настоящему делу, поскольку администрация города Ульяновска
привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным
полагаю необходимым постановление врио заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27 марта 2024 года изменить,
исключив из описательно-мотивировочной части постановления вышеуказанный текст,
заменив его текстом следующего содержания: «Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает
административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора».
Кроме того в описательно-мотивировочной
части постановления допущена описка, касающаяся наименования суда вынесшего
решение от 5 мая 2023 года (вместо верного указания на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска, ошибочно указано на решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска (абзац 2 страницы 1
постановления), а также неверно указана дата возбуждения исполнительного
производства 1 ноября 2023 года, вместо правильного – 2 октября 2023
года (абзац 3 страницы 1 постановления).
Данные описки не
влекут отмену состоявшихся актов.
Учитывая, что
решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14 мая
2024 года постановление врио заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27 марта 2024 года оставлено без
изменения, решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновка от 14 мая
2024 года также подлежит изменению.
Руководствуясь
статьями 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление врио заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27 марта 2024 года и решение судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 14 мая 2024 года изменить.
Исключить из
описательно-мотивировочной части постановления врио заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27
марта 2024 года текст следующего содержания: «Необходимо принять во внимание и
тот факт, что решение суда и требования исполнительного документа не
исполняются администрацией города Ульяновска на протяжении одного года с
момента вступления решения суда в законную силу (абзац 1 страницы 3
постановления).
В
описательно-мотивировочной части постановления врио заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27
марта 2024 года заменить текст следующего содержания: «Часть 2 статьи 17.15
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение
должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения
административного штрафа» на текст следующего содержания: «Часть 1 статьи 17.15
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение
должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора» (абзац 4 страницы 2 постановления).
В
описательно-мотивировочной части постановления врио заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** от 27
марта 2024 года верно указать наименование суда вынесшего решение - Ленинский
районный суд города Ульяновска (абзац 2 страницы 1 постановления), а также
дату возбуждения исполнительного производства
2 октября 2023 года (абзац 3 страницы 1 постановления).
В остальном состоявшиеся акты оставить без изменения, жалобу защитника
администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г. Буделеев