У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2024-000183-74
Судья Котельникова С.А. Дело №33а-2830/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
25 июня 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 20 февраля 2024 года, с учетом определения того же суда
об исправлении описки 27 апреля 2024 года, по делу №2а-326/2024, которым
постановлено:
административный иск прокурора города Димитровграда
Ульяновской области удовлетворить частично.
Признать незаконным
бездействие администрации города
Димитровграда Ульяновской области,
выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с
кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград,
ул. Черемшанская, д. 104.
Возложить на
администрацию города
Димитровграда Ульяновской области
обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке
с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область,
г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 104, до 01.07.2024.
В удовлетворении административного иска к
Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда
Ульяновской области, к муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице
комитета по управлению имуществом города Димитровграда отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., объяснения прокурора Дроновой А.А.,
полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор города
Димитровграда Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к
администрации города Димитровграда Ульяновской области, Комитету по
жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской
области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование
административных исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой
проверки в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории
г. Димитровграда было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером ***,
расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул.
Черемшанская, 104, несанкционированно складируются твердые коммунальные и
бытовые отходы. Указанный земельный участок находится в муниципальной
собственности. 27.09.2023 прокуратурой города в адрес администрации города
Димитровграда внесено представление об устранении нарушений по факту размещения
несанкционированной свалки. 24.10.2023 прокуратурой города был получен ответ на
представление, из которого следует, что указанные нарушения в установленный
законом срок не устранены.
Прокурор просил
суд признать незаконным бездействие администрации города Димитровграда
Ульяновской области и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации
города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по
ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с
кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград,
ул. Черемшанская, 104; возложить на административных ответчиков обязанность
ликвидировать указанную несанкционированную свалку до 01.07.2024.
К участию в деле в
качестве административного ответчика привлечено муниципальное образование
«Город Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города
Димитровграда, в качестве заинтересованных лиц - МКУ «Городские дороги»,
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, ООО
«Экосистема», ООО «ДСК Стандарт».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Димитровграда Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы
указывает, что согласно Положению о Комитете по жилищно-коммунальному
комплексу, утвержденному решением Городской Думы Димитровграда от 28.11.2018
№7/52, Комитет наделен полномочиями в области твердых коммунальных отходов.
Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на
правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в
размещении отходов. Полагает, что судом не исследовано то обстоятельство, что
полномочием собственника муниципального имущества наделен Комитет по управлению
имуществом. Кроме того, земельный участок, на котором расположена свалка,
Постановлением Администрации г.Димитровграда от 14.06.2019 №1615 закреплен за
МКУ «Городские дороги».
В судебное заседание
кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4
статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей
компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о
признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Законодательство в области охраны окружающей
среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и
состоит из данного федерального закона, других федеральных законов, а также
принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны
окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно
- эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об
охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека
окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья
населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие
факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его
жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских
поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2
статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и
способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания
и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов
только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям
законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не
предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа
30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с
отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России
от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются
несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа
30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие
отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного
самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели,
ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с Земельным кодексом
Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся
собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране
земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение
земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый
и восьмой статьи 42).
Судом
установлено и из материалов дела следует, что в результате на земельном участке
с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул.
Черемшанская, 104, расположена несанкционированная свалка.
Согласно
сведениям из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем
земельного участка с кадастровым номером ***
по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Черемшанская, 104,
площадью 15352 кв.м, является муниципальное образование «Город Димитровград»
Ульяновской области; категория земель – земли населенных пунктов, виды
разрешенного использования: для объекта физкультурно-оздоровительного
назначения (площадка для проведения практических занятий).
Прокурором
города 27.09.2023 в адрес и.о. главы города Димитровграда Ульяновской области
вынесено представление об устранении нарушений природоохранного
законодательства. Представление прокурора не исполнено. По состоянию на
20.12.2023 на земельном участке зафиксировано складирование (накопление)
отходов производства и потребления (бетонные плиты и столбы, автомобильные
покрышки, полиэтиленовые пакеты, ветки и др.).
Установив
бездействие администрации города Димитровграда и удовлетворяя административный
иск прокурора к этому административному ответчику, суд первой инстанции исходил
из того, что земельный участок расположен на территории города Димитровграда, находится
в муниципальной собственности, администрация города является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным
собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым в
силу пунктов 24, 25 статьи
16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», а также пункта 26 части 1 статьи 7 Устава города
Димитровграда относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том
числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия с таким выводом суда
соглашается, находит его основанным на правильном применении норм материального
права, регулирующего спорные правоотношения, и на фактических обстоятельствах
дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком
является Комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации города
Димитровграда, был предметом обсуждения в суде первой инстанции. Как верно
указал суд, администрация является исполнительно-распорядительным органом
местного самоуправления.
Статьей 1
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» определено, что отходы производства и потребления - это вещества
или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ,
оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для
удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция),
утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и
складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в
соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу,
осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом
оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в
соответствии с гражданским законодательством (статья 4
названного Закона).
Документы, позволяющие определить
собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в
материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к
пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт.
Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного
Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, если юридическое
лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены,
собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица
или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти
отходы находятся.
В соответствии с Положением о Комитете
жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда, утвержденным
решением Городской Думы города Димитровграда от 28.11.2018 № 7/52, Комитет
является отраслевым (функциональным) органом администрации города
Димитровграда. Учредителем Комитета является муниципальное образование «Город
Димитровград» в лице администрации города. Комитет обеспечивает реализацию
целей деятельности администрации города, к которым относится и участие в
организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
То обстоятельство,
что Комитет по управлению имуществом города Димитровграда наделен полномочиями
собственника в отношении муниципального имущества, также не может являться
основанием для отмены решения. В соответствии с Положением о Комитете по
управлению имуществом города Димитровграда, утвержденном решением Городской
Думы города Димитровграда от 31.10.2018 № 4/24, указанный Комитет также
является отраслевым (функциональным) органом администрации города
Димитровграда; его учредителем является муниципальное образование «Город
Димитровград» в лице администрации города. Комитет обеспечивает реализацию
целей деятельности администрации города по владению, пользованию и распоряжению
муниципальным имуществом.
Довод жалобы о том,
что земельный участок закреплен за МКУ «Городские дороги», не свидетельствует о
незаконности решения, поскольку в соответствии с постановлением администрации
города от 14.06.2019 №1615 за МКУ «Городские дороги» закреплена на праве
оперативного управления лишь площадка для проведения практически занятий, общей
площадью 3,6 кв.м, тогда как площадь всего участка составляет 15 352 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу о наличии у
администрации города Димитровграда, как у органа местного самоуправления,
обязанности по устранению негативных последствий для окружающей среды
вследствие несанкционированного складирования отходов.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 февраля 2024 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки 27 апреля 2024 года, оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации города Димитровграда
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28.06.2024.