Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 18.06.2024, опубликован на сайте 27.06.2024 под номером 113230, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов бытого происхождения, строительных отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-006344-94

Судья Савелова А.Л.                                                                      Дело №33а-2669/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          18 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Сабанова Дмитрия Сергеевича – Псигиной Натальи Владимировны на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 января 2024 года по делу №2-59/2024, которым постановлено:

исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Безрукову Герману Валерьевичу, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Сабанову Дмитрию Сергеевичу о ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить частично.

Обязать Сабанова Дмитрия Сергеевича в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на части земельного участка с кадастровым номером *** (координаты № ***), расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Ульяновск, в районе с. Красный Яр (восточнее очистных сооружений), ориентировочной площадью более 10 000 кв.м.

В удовлетворении исковых требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Безрукову Герману Валерьевичу о ликвидации несанкционированной свалки отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., объяснения Безрукова Г.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Разорвиной Е.А., представителя ООО «УК Экостандарт»          Хорьковой Ю.А., полагавших  решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

исполняющий обязанности Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с иском к Безрукову Г.В. о ликвидации несанкционированной свалки.

Требования мотивировал тем, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером *** в районе с. Красный Яр Заволжского района г. Ульяновска.

Установлено, что между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и Безруковым Е.В. заключен договор аренды земельного участка от 24.01.2020 № ***, государственная собственность на который не разграничена.

Предметом договора является аренда земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в районе села Красный Яр (восточнее очистных сооружений), площадью   229 757,8 кв.м, из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения предприятия по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению.

Наличие свалки отходов на поверхности земли свидетельствует о грубом неисполнении вышеуказанных требований природоохранного законодательства.

В соответствии с договором аренды на Безрукова Г.В., как арендатора участка, возложены обязанности по использованию участка в соответствии с действующим законодательством и в установленных границах, способами, не наносящими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (пункт 5.4.2), соблюдению при использовании земельного участка требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнению работ по (восстановлению) рекультивации арендуемого участка (пункт 5.4.3), недопущению действий, приводящих к загрязнению, деградации и ухудшению качественных характеристик участка (пункт 5.4.4).

Уточнив требования, истец просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку отходов бытового происхождения (пластиковая и стеклянная упаковка, иной бытовой мусор), строительных отходов на площади более 10 000 кв.м., расположенных на земельном участке с кадастровым номером *** (ориентировочные географические координаты ***), по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в районе села Красный Яр (восточнее очистных сооружений), ориентировочной площадью более 10 000 кв.м., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Сабанов Д.С.; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация г.Ульяновска, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, ООО «УК Экостандарт»,          ООО «Полигон» в лице конкурсного управляющего Лашина С.М.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

Определением судьи Ульяновского областного суда от 26.04.2024 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Сабанова Д.С. – Псигина Н.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.

В обоснование жалобы указывает, что Сабанов Д.С. приобрел у                Безрукова Д.С. земельный участок в виде старого полигона, на котором велась лицензируемая деятельность ООО «Полигон».

По мнению административного ответчика, судом сделан неверный вывод о недоказанности факта нахождения ранее на спорном земельном участке полигона для захоронения ТБО со ссылкой на отсутствие его в Государственном реестре объектов размещения отходов. Однако согласно Приказу Минприроды России от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» указанный полигон как объект размещения отходов, выведенный их эксплуатации, не подлежит включению в указанный реестр.

Отходы, размещенные на выделе №4 (вне тела полигона) в настоящее время зачищены прежним собственником Безруковым Г.В. и вывезены на полигон ТБО, принадлежащий ООО УК «Экостандарт», о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства (договоры на услуги техники, размещение отходов на полигоне ООО УК «Экостандарт», талоны на вывоз мусора). Для наглядности Сабановым Д.С. была приобщена схема Управления Росреестра по Ульяновской области с пояснениями, из которых усматривается ошибочность выводов суда. Отмечает, что прокурор и суд уклонились от выхода на место для осмотра и установления факта отсутствия правонарушения. Оценку доводам Сабанова Д.С. суд не дал, фактически мотивировав свое решение доводами прокуратуры.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 229757,8 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская обл., г. Ульяновск, в районе с. Красный Яр (восточнее очистных сооружений), находится в собственности Ульяновской области, относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешённого использования - для размещения предприятия по переработке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению (том 1 л.д.8-10).

24.01.2020 между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и Безруковым Г.В. заключен договор аренды указанного земельного участка, срок договора с 01.01.2020 по 31.12.2068 (том 1 л.д.26-32).

Из материалов административного дела следует, что на земельном участке складируются твердые коммунальные отходы (пластиковые и стеклянные бутылки, иной бытовой мусор), строительный мусор (том 1 л.д.35).

24.11.2023 с участием представителя Управления Росреестра по Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой выполнены геодезические измерения с целью определения площади, занимаемой твердыми бытовыми отходами на земельном участке с кадастровым номером *** (том 1 л.д.60). В результате геодезических измерений было установлено, что общая площадь, занимаемая ТБО, составляет 14028 кв. м.

В соответствии со сведениями ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером *** расположены два пусковых комплекса первого этапа строительства (котлован для складирования ТБО) с кадастровыми номерами *** и ***, ранее принадлежавшие Безрукову Г.В.

04.12.2023 между Сабановым Д.С. и Безруковым Г.В. заключен договор купли-продажи 1 и 2 пускового комплекса первого этапа строительства, назначение: полигон по захоронению твердых бытовых отходов, актом приема-передачи указанное имущество передано Сабанову Д.С. 04.12.2023 (том 1       л.д.210-211).

Дополнительным соглашением от 25.12.2022 к договору аренды земельного участка от 24.01.2020 № ***, заключенным между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и           Сабановым Д.С., сторона арендатора земельного участка с кадастровым номером *** с Безрукова Г.В. заменена на Сабанова Д.С. (том 1 л.д.214).

Сабанов Д.С. вступил в договор, принимая на себя все предусмотренные договором права и обязанности арендатора с 14.12.2023; остальные условия договора остаются без изменений и сохраняют свою юридическую силу (пункт 5 Соглашения).

Как следует из условий договора аренды от 24.01.2020 арендатор обязан соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных право, нормативов. Выполнять работы по восстановлению (рекультивации) арендуемого участка (пункт 5.4.2. Договора).

Согласно п. 5.4.4.арендатор обязан не допускать действий, приводящих к загрязнению, деградации и ухудшению качественных характеристик участка.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о  наличии именно у Сабанова Д.С. обязанности по надлежащему содержанию территории, находящейся в его ведении, и как следствие, об обязанности по устранению негативных последствий для окружающей среды вследствие несанкционированного складирования отходов.

При этом, суд первой инстанции верно указал, что при передаче спорного земельного участка, на территории которого производится складирование твердых бытовых отходов, в аренду новому собственнику, претензий, связанных с качеством передаваемого имущества, Сабанов Д.С. не высказал.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее на земельном участке был расположен полигон для размещения отходов, были предметом обсуждения судом первой инстанции, который, проанализировав положения действующего законодательства об отходах производства и потребления, о полигонах и требованиям к ним, пришел к обоснованному выводу о том, что полигон ТКО представляет собой единый комплекс технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды. Тогда как на спорном земельном участке расположены лишь два котлована, в которых содержатся отходы.

Учитывая положения пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающие запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов, а спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, у суда не имелось оснований считать спорный участок полигоном. В настоящее время, поскольку законная деятельность по размещению отходов на земельном участке не ведется, есть все основания отнести его к несанкционированной свалке, которая подлежит ликвидации.

Доводы жалобы о том, что Безруковым Г.В. вывезены отходы с земельного участка, основанием для отмены решения не являются. Судом установлено и административным истцом в суде апелляционной инстанции подтверждено, что в полном объеме нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Сабанова Дмитрия Сергеевича – Псигиной Натальи Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.06.2024.