УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2023-006263-46
Судья Высоцкая А.В.
Дело № 33-2667/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
18 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре Юшиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-36/2024 по апелляционным
жалобам Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области, федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4»
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 19 января 2024 года, с
учетом определения того же суда от
21 февраля 2024
года об исправлении описки, по которому постановлено:
исковые требования Ульяновского прокурора по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту прав, свобод
и законных интересов осужденного Липатова Александра Георгиевича к федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
инвалида техническими средствами реабилитации удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная
колония № 4» Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области в течение месяца со дня вступления
решения суда в законную силу обеспечить инвалида *** группы Липатова Александра
Георгиевича техническими средствами реабилитации в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида от 25.04.2023 № ***, а именно: ***.
При недостаточности либо отсутствии у федерального казенного
учреждения «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области денежных средств для обеспечения
инвалида *** группы Липатова Александра Георгиевича техническими средствами
реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
от 25.04.2023 № *** обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных мероприятий путем
доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные
цели.
В удовлетворении исковых требований Ульяновского прокурора
по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту
прав, свобод и законных интересов осужденного Липатова Александра Георгиевича к
Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности
обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной
О.П., пояснения представителя Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области Гасанова М.С., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области в интересах осужденного Липатова А.Г.
обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №
4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Ульяновской области) о
возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Исковые требования мотивированы тем, что Ульяновской
прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной
защите инвалидов, в ходе которой установлено нарушение прав инвалида Липатова А.Г. на предоставление мер
государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами
реабилитации. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
№ *** к протоколу проведения
медико-социальной экспертизы № *** от
25.04.2023 Липатову А.Г., *** года рождения, рекомендованы
следующие технические средства реабилитации: ***. 19.09.2023 Липатов А.Г. был
обеспечен техническими средствами реабилитации: ***. До настоящего времени
Липатов А.Г. не обеспечен следующими техническими средствами реабилитации: ***.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации
лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным
к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами
внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской
Федерации. В соответствии с пунктами 466, 468 Правил внутреннего распорядка
исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 №
110, администрацией исправительного учреждения и медицинской организацией
уголовно-исполнительной системы обеспечиваются условия для проведения
реабилитационных мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы,
являющихся инвалидами, пользования ими техническими средствами реабилитации и
услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалидов. Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных
к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом
реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования
техническими средствами реабилитации. Финансовое обеспечение функционирования
уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в
соответствии с указанным законом и федеральными законами является расходным
обязательством Российской Федерации. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области финансируется из средств федерального бюджета.
С учетом уточненных исковых требований, истец просил суд
обязать ФКУ ИК-4 УФСИН
России по Ульяновской области обеспечить инвалида *** группы Липатова А.Г.
техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида от 25.04.2023 № ***, а именно: *** (л.д. 92-93).
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области
(далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральная служба исполнения
наказаний России (далее – ФСИН России), в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области
просит решение суда изменить в части срока его исполнения ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области.
В обоснование жалобы указывает, что в 2023 году УФСИН России
по Ульяновской области неоднократно направлялись запросы во ФСИН России о
потребности в дополнительных бюджетных ассигнованиях на приобретение
технических средств реабилитации, в том числе осужденному Липатову А.Г.
Расходным расписанием от 24.12.2021 доведены лимиты бюджетных обязательств на
2024 год по линии Управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН
России на расходы на средства реабилитации осужденных в размере 487 400
руб. 12.01.2024 УФСИН России по Ульяновской области доведены до ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области
денежные средства на
2024 год на приобретение, оплату, изготовление и ремонт технических
средств реабилитации осужденным-инвалидам в размере 454 900 руб., в том
числе для приобретения осужденному Липатову А.Г. ***. Таким образом,
мероприятия медицинской реабилитации в отношении осужденного Липатова А.Г. проводятся
учреждением в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в
федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Бюджетная специфика финансирования уголовно-исполнительной системы, связанная
со сроками доведения ФСИН России соответствующих лимитов бюджетных обязательств
до УФСИН России по Ульяновской области, а также сроки и порядок проведения
учреждением закупки конкурентным способом путем проведения аукциона в
электронной форме, регламентированные Федеральным законом Российской Федерации
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для государственных и муниципальных нужд», свидетельствуют о вынесении
судом решения без указания разумных сроков его исполнения с учетом всех имеющих
значение фактических обстоятельств, что нарушает принцип обеспечения баланса
интересов сторон и не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Процесс закупки средств реабилитации с момента поступления финансирования до
фактического исполнения контракта (поставка средств реабилитации) занимает не
менее трех месяцев, при условии поступления необходимого финансирования на
указанные цели и надлежащего исполнения со стороны специализированной
организации – исполнителя заключенного государственного контракта.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской
области просит решение суда отменить в части обеспечения Липатова А.Г. техническими
средствами реабилитации в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу, принять по делу новое решение, которым установить срок
обеспечения техническими средствами реабилитации от трех до девяти месяцев,
после доведения УФСИН России по Ульяновской области лимитов бюджетных
обязательств.
В обоснование жалобы указывает, что УФСИН России по
Ульяновской области должно предпринимать действия по обеспечению
осужденного Липатова А.Г.
техническими средствами реабилитации. Судом не учтено, что финансирование ФКУ
ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области осуществляется из федерального бюджета.
Расходование выделенных учреждению денежных средств производится согласно смете
расходов в строгом соответствии с кодами бюджетной классификации. Нецелевое
использование бюджетных средств не допускается. Денежные средства в необходимом
объеме из федерального бюджета не поступают, что лишает ФКУ ИК-4 УФСИН России
по Ульяновской области возможности закупить технические средства реабилитации в
полном объеме. Помимо зависимости ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области
от средств федерального бюджета, учреждение осуществляет приобретение
необходимых технических средств реабилитации путем обязательного проведения
конкурентной процедуры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»,
для проведения закупки необходимо время на сбор коммерческих предложений,
составление закупочной документации, сама процедура проведения аукциона и
процедура заключения контракта также требует значительного времени. После
доведения лимитов бюджетных обязательств на проведение конкурентной процедуры и
поставку товара требуется от трех до девяти месяцев с учетом сложности
выполнения задания. Соответственно стоит предусмотреть более длительный срок для
исполнения решения.
В возражениях на апелляционные жалобы Ульяновский прокурор
по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, полагая
решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных
жалобах и возражениях относительно апелляционных жалоб.
Выслушав пояснения
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб
и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле
доказательствам и правильность применения судом норм материального и
процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно
части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации
инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе
специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида.
Решение
об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при
установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3).
Технические
средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту
пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными
организациями (часть 14).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р
утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду), в который включены технические средства реабилитации,
необходимые истцу.
Согласно
пункту 4
статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие
наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Частью 3
статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации
определено, что администрация исправительного учреждения несет ответственность
за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических
требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В
части 1 статьи 101
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к
лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами
внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской
Федерации.
Приказом
Минюста России от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок
обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования
техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении
осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях,
предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение
услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в
отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных
учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.
Пунктами 2,
5
указанного Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных
мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами,
предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида
в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных
учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования
техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных,
являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в
соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств,
а также условиями их хранения.
Из
содержания главы XXIX
Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом
Минюста России от 04.07.2022 № 110, следует, что обеспечение осужденным к
лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению
свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с
Федеральным законом
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных к лишению
свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных
мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами
реабилитации.
Таким
образом, законодатель возложил обязанность проведения осужденному, имеющему
статус инвалида, реабилитационных мероприятий, установленных индивидуальной
программой реабилитации инвалида, на администрацию исправительного учреждения в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном
бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Липатов А.Г., *** года
рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида № *** к протоколу
проведения медико-социальной экспертизы № *** от 25.04.2023 Липатову
А.Г. рекомендованы следующие технические средства реабилитации: *** (л.д. 71-
78).
Проведенной в сентябре 2023 года Ульяновской прокуратурой по
надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверкой
установлено, что Липатов А.Г. не обеспечен перечисленными техническими
средствами реабилитации, в связи с чем 19.09.2023 начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН
России по Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений
закона. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования Липатов А.Г. был
обеспечен техническими средствами реабилитации: ***.
При этом *** на момент
рассмотрения дела в суде первой инстанции Липатов А.Г. не обеспечен.
Разрешая заявленные требования прокурора,
руководствуясь приведенными нормами закона,
суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению техническими
средствами реабилитации лица, являющегося инвалидом и отбывающего наказание в
исправительном учреждении, лежит на администрации такого учреждения,
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида носит для
исправительного учреждения обязательный характер и должна надлежащим образом
исполняться, в результате чего пришел к выводу об удовлетворении исковых
требований.
При этом в удовлетворении исковых требований к Федеральной
службе исполнения наказаний России отказано.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой
инстанции, поскольку он основан на верном установлении юридически значимых
обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального
права.
Доказательств своевременного исполнения индивидуальной
программы реабилитации или абилитации инвалида, обеспечения его техническими
средствами реабилитации (***) не представлено.
Данное обстоятельство свидетельствует о проведении
медицинской реабилитации инвалида не в полном объеме, что нарушает права
Липатова А.Г.
Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническими
средствами реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умалять
права истца на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации,
необходимыми ввиду состояния здоровья.
В
отсутствие реального обеспечения истца спорными техническими средствами
реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническим
средством реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.
Ссылки на непредставление технических средств реабилитации
по объективным, независящим от администрации исправительного учреждения
причинам подлежат отклонению. Право истца на получение технических средств
реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые
указано в апелляционных жалобах. Иное означало бы отказ в защите нарушенных
прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и
федеральному законодательству в области социальной защиты.
Последующее получение инвалидом технических средств
реабилитации произведено после вынесения обжалуемого решения суда, не влечет
отмену судебного акта и может быть учтено на стадии исполнения решения суда.
Доводы апелляционных жалоб в части срока
исполнения решения суда по обеспечению инвалида техническими средствами
реабилитации судебная коллегия отклоняет.
В
силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления
являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц,
граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории
Российской Федерации.
Решение
суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за
исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном
федеральным законом (статья 210 ГПК РФ).
Принимая
во внимание, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области знало о
возложенной законодательством обязанности обеспечить Липатова А.Г. техническими средствами
реабилитации с момента разработки ему индивидуальной программы реабилитации или
абилитации инвалида от 25.04.2023, до рассмотрения гражданского дела по
существу прошло около 9 месяцев, а до рассмотрения спора в апелляционной
инстанции – более 1 года, установленный судом срок обеспечивает баланс
интересов сторон, восстановление нарушенного права инвалида. При этом следует
учесть нуждаемость Липатова А.Г. в таком техническом средстве реабилитации как ***,
в отсутствие которого инвалид испытывает трудности в быту.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Оснований, предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 19 января
2024 года, с учетом определения того же суда от 21 февраля 2024 года об
исправлении описки, оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федерального
казенного учреждения «Исправительная колония № 4» Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
21.06.2024