УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0025-02-2023-000456-08
Судья Калянова Л.А.
Дело № 33-2617/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
21 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой
Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2015/2024 по
апелляционной жалобе Максимова Андрея Владимировича на решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 15 февраля 2024 года, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Старомайнского района
Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального
образования «Старомайнское городское поселение», неопределенного круга лиц к
Максимову Андрею Владимировичу о взыскании причиненного ущерба удовлетворить
частично.
Взыскать с Максимова Андрея Владимировича, *** года
рождения, уроженца ***, паспорт ***, в бюджет муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
ущерб за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 в размере 262 303 руб. 06 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований
прокурору Старомайнского района Ульяновской области отказать.
Взыскать с Максимова Андрея Владимировича в доход
бюджета МО «Старомайнский район»
государственную пошлину в размере 5823 руб. 03 коп.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П.,
пояснения Максимова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения
прокурора Макейкиной Е.В.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Старомайнского района Ульяновской области в защиту
интересов Российской Федерации, муниципального образования «Старомайнское
городское поселение», неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым
заявлением к Максимову А.В. о взыскании ущерба.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной
прокуратурой Старомайнского района Ульяновской области проверкой выявлен факт
грубейшего нарушения бывшим *** Совета депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
Максимовым А.В. бюджетного законодательства и законодательства о
противодействии коррупции. В целях организационного обеспечения деятельности
представительного органа Советом депутатов принято решение от 17.10.2019 № 62
«О предельной штатной численности, размерах и условиях оплаты труда работников
аппарата и депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» (в том числе в редакции от 19.01.2023 № 01). Данным
решением в структуру Совета депутатов включена, в том числе должность
председателя Совета депутатов, и утверждено Положение об оплате труда и
премировании работников аппарата и депутатов Совета депутатов. На основании
решения Совета депутатов от 16.03.2021 № 14 «Об избрании главы муниципального
образования «Старомайнское городское поселение»» Максимов А.В. избран ***
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» из состава Совета
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
четвертого созыва, а также он является *** Совета депутатов муниципального
образования «Старомайнское городское поселение». В соответствии с уставом
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского
района Ульяновской области глава поселения и депутаты исполняют свои полномочия
на непостоянной основе. С целью получения денежных средств из бюджета муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» для использовать их по своему усмотрению Максимов А.В.
незаконно издал распоряжение от 23.12.2022 № ***, согласно которому повторно
назначил себя на должность *** Совета депутатов муниципального учреждения Совет
депутатов муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» с 01.01.2023 в порядке перевода с
оплатой труда согласно штатному расписанию, вид работы – основная. В
последующем, он незаконно подписал решение Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» «О внесении изменений и дополнений в решение Совета
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от
17.10.2019 № *** «О предельной штатной численности, размерах и условиях оплаты
труда работников аппарата и депутатов Совета депутатов муниципального
образования «Старомайнское городское поселение», в соответствии с которым себе,
как *** Совета депутатов, с 01.01.2023 выплачивал ежемесячную заработную плату.
Так, в январе 2023 года Максимов А.В. получил 51 225 руб., в феврале 2023 года
– 51 225 руб., в марте 2023 года – 51 225 руб., в апреле 2023 года –
51 225 руб., в мае 2023 года – 96 003 руб. 06 коп., в июне 2023 года
– 45 648 руб., в июле 2023 года – 45 648 руб., в августе 2023 года –
54 472 руб. 33 коп., в сентябре 2023 года – 43 436 руб. 18 коп. В
результате, бывший *** поселения и *** Совета депутатов Максимов А.В. в период
с 01.01.2023 по сентябрь 2023 года получил денежные средства в виде заработной
платы в размере 490 107
руб. 57 коп. Таким образом, ответчиком допущено неисполнение ограничений
и запретов антикоррупционного законодательства, что повлекло его досрочное
прекращение полномочий в судебном порядке. Следовательно, Максимов А.В. незаконно
получил денежные средства в виде заработной платы (должностной оклад,
ежемесячные стимулирующие выплаты в размере 20 % от должностного оклада) на
общую сумму 490 107 руб. 57 коп., причинив ущерб бюджету муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района
Ульяновской области.
Истец просил суд взыскать
с ответчика причиненный бюджету муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» Старомайнского района Ульяновкой области ущерб за период с
01.01.2023 по сентябрь 2023 года в размере 490 107 руб. 57 коп.
Судом
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные
требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального
образования «Старомайнский район» Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Максимов А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое
решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование
жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены неверно, выводы суда не
соответствуют обстоятельствам дела. Решение Совета депутатов городского
поселения от 17.10.2019 № *** «О предельной штатной численности, размерах и
условиях оплаты труда работников аппарата и депутатов Совета депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение», определяющее
предельную штатную численность и предельный фонд оплаты труда, в которое
вносились изменения и дополнения в виде решений Совета депутатов, не
обжаловались и не отменены, опубликованы в газете «Муниципальный вестник
«Заволжья» и (или) газете «Старомайнские известия», «Старомайнская правда», а
также на официальном сайте муниципального учреждения Совет депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение», официальном
сайте администрации муниципального образования «Старомайнский район». Конфликт
интересов отсутствует, поскольку он, как *** поселения – высшее должностное
лицо, не превысил полномочия, которые ему определил Совет депутатов данным
решением. Кроме того, решение Совета депутатов от 17.10.2019 № *** принято за
два года до того, как на данную должность был избран ответчик. Факт причинения
материального ущерба бюджету муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» выплаченной ему заработной платой не доказан. В соответствии
со статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации средства, направляемые на
заработную плату работников, не являются ущербом для организации или
учреждения. Совет депутатов является муниципальным учреждением, средства на его
содержание заложены в бюджете, утвержденном на год. Фонд оплаты труда в 2023
году не был превышен лимитами, установленными решением Совета депутатов.
Считает, что к разрешению данного спора не применим Федеральный закон от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку имеет место спор,
вытекающий из трудовых правоотношений. При обращении в суд по вопросам,
вытекающим из трудовых отношений, лица освобождаются от уплаты государственной
пошлины. В связи с чем решение суда первой инстанции в части взыскания
государственной пошлины в размере 5823 руб. 03 коп. является незаконным.
Обращает внимание, что был избран *** городского поселения в 2021 году. Как
высшее должностное лицо выполнял свои полномочия безвозмездно. *** Совета
депутатов не является высшим должностным лицом, в своей работе руководствуется
решениями Совета депутатов городского поселения, как высшего органа
представительной власти местного самоуправления. При переводе Максимова А.В. с
должности *** на должность *** Совета депутатов размер его заработной платы не
изменился. Распоряжение о назначении редактором газеты и председателем Совета
депутатов не обжаловалось. За депутатскую деятельность и полномочия главы
поселения заработную плату не получал. Кроме того, выражает несогласие с
расчетом заработной платы, произведенным прокуратурой Старомайнского района,
поскольку часть отпускных денежных средств была начислена за период 2022 года,
когда ответчик занимал должность ***.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Выслушав пояснения
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 12 Конституции Российской Федерации
в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации).
Общие
правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации
местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его
осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления
муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную
должность.
Структуру
органов местного самоуправления составляют представительный орган
муниципального образования, глава муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального
образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы
и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом
муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению
вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
В
исключительной компетенции представительного органа муниципального образования
в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения
деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Иные
полномочия представительных органов муниципальных образований определяются
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями
(уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных
образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Представительный
орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы
муниципального образования, главы местной администрации о результатах их
деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе
муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о
решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального
образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Организацию
деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии
с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального
образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия
главы местной администрации, - председатель представительного органа
муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава (часть 14 статьи 35 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Расходы
на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования
предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской
Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом
муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в
какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения
не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на
обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и
депутатов (часть 15 статьи 35 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Правовой
статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ.
Глава
муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального
образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с
настоящей статьей собственными полномочиями по
решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава
муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях
с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами
государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует
от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке,
установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты,
принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах
своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания
представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление
органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного
значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 – 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
В
силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать
ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции».
Глава
муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и
представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Глава
муниципального образования представляет представительному органу муниципального
образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если
глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о
результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему
органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных
представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ).
Выборные
должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа
которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного
самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие
в управлении делами местного самоуправления посредством замещения
соответствующей должности, вследствие чего отношения, возникающие в связи с
избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением
власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых
отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда
посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации
свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового
договора, заключаемого с работодателем (постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 27.06.2013 № 15-П).
Указанные
особенности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления
обусловливают необходимость специального регулирования, предполагающего, что
гарантии осуществления полномочий, в частности, главы поселения, председателя
Совета депутатов, избранного из числа депутатов представительного органа
муниципального образования, устанавливаются уставами муниципальных образований
в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации (абзац восемнадцатый части 1 статьи 2 и абзац первый части 5.1 статьи 40
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Бюджетный
кодекс Российской Федерации также
устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют
размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного
самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе,
муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением
требований, установленных данным Кодексом, и относит принятие муниципальных
правовых актов по указанному вопросу к числу оснований возникновения расходных
обязательств муниципального образования (пункты 1 и 4 статьи 86).
Как установлено судом первой инстанции и
следует из материалов дела, в соответствии со
статьей 31 устава муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области (далее – МО «Старомайнское городское
поселение»), принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области от 16.12.2005
№ 11, глава поселения является высшим должностным лицом поселения и
осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Глава поселения исполняет
полномочия председателя Совета депутатов поселения (т. 1 л.д. 71-108, 89
оборот).
Также депутаты Совета депутатов поселения осуществляют свои полномочия
на непостоянной основе (статья 29 устава).
В структуре Совета депутатов глава поселения занимает 1
штатную единицу.
Статья 28, определяющая положение председателя Совета
депутатов поселения, исключена из устава решением Совета депутатов от
12.05.2009.
Решениями Совета депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
четвертого созыва от 18.10.2018 № *** «Об утверждении структуры Совета
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
четвертого созыва»; от 17.10.2019 № *** «О предельной штатной численности,
размерах и условиях оплаты труда работников аппарата и депутатов Совета
депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение», а
также решениями вносящими в них изменения, распоряжениями главы МО
«Старомайнское городское поселение» о штатном расписании Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» от 04.03.2019 № ***, от 16.09.2019 № ***,
от 29.04.2020 № ***, от 28.09.2020 № ***, от 24.12.2020 № ***, от 23.12.2022 № ***
Максимову А.В. установлен должностной оклад и дополнительные выплаты (т. 1 л.д.
46-56).
Согласно приложению 3 к решению Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» от 17.10.2019 № 62 оклад *** поселения
составлял: с 23.10.2019 по 31.12.2020 – 30 000 руб., дополнительные выплаты–-
6000 руб. (в редакции изменяющих РСД от 17.10.2019 № ***, от 21.11.2019 № ***,
от 26.03.2020 № ***, от 17.09.2020 № ***); с 01.01.2021 по 17.03.2021 – 31 500
руб., дополнительные выплаты – 6300 руб. (в редакции РСД от 17.12.2020 № ***);
с 01.01.2023 – 42 688 руб., дополнительные выплаты – 8537 руб., итого по
должности в месяц – 51 255 руб. (т. 1 л.д. 13-18).
В соответствии с решением Совета депутатов МО «Старомайнское
городское поселение» от 16.03.2021 № *** «Об избрании главы муниципального
образования «Старомайнское городское поселение»» *** муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» избран Максимов А.В.
Решение опубликовано в газете «Муниципальный вестник
Заволжья» от 17.03.2021 № 33 (2748).
26.07.2019 Максимов А.В. принят в муниципальное учреждение
Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» на должность *** (т. 1
л.д. 20-40).
01.01.2023 Максимов А.В. назначен на должность *** Совета
депутатов МО «Старомайнское городское поселение» (т. 1 л.д. 167-169).
16.05.2023 назначен на должность *** МО «Старомайнское
городское поселение» (т. 1 л.д. 172).
На основании распоряжения от 23.12.2022 № *** Максимов А.В.
– *** МО «Старомайнское городское поселение» назначил себя на должность ***
Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» 01.01.2023 в порядке
перевода с оплатой труда согласно штатному расписанию, вид работы – основная,
установив оплату труда согласно штатному
расписанию (т. 1 л.д. 41).
Приведенные обстоятельства установлены при
рассмотрении административного дела № 2а-2201/2023, в рамках которого решением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 01.06.2023 частично
удовлетворены административные исковые требования прокурора Старомайнского
района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Российской
Федерации, муниципального образования «Старомайнское городское поселение»,
неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поседение», Максимову А.В. о досрочном прекращении
полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования» Старомайнское
городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области Максимова А.В.;
признании бездействия Совета депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
незаконным, обязании Совета депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поселение»
Старомайнского района Ульяновской области рассмотреть представление прокурора
района от 21.12.2022; принятии решения о досрочном прекращении полномочий
депутата Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области Максимова А.В. с
формулировкой «в связи с утратой доверия».
Совет депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» в течение 30 дней со дня вступления решения
в законную силу обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата
Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение»
Максимова А.В. с формулировкой «в связи с утратой доверия».
В удовлетворении остальной части
административных исковых требований прокурору Старомайнского района отказано (т.
1 л.д. 6-9, 64-125).
Апелляционным определением Ульяновского
областного суда от 28.11.2023 решение Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 01.06.2023 отменено в части возложения на Совет депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» обязанности
принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимова А.В. с
принятием в указанной части нового решения о досрочном прекращении с даты
вступления решения суда в законную силу полномочий депутата Совета депутатов
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Максимова А.В. в
связи с утратой доверия.
В остальной части решение суда оставлено без
изменения, апелляционная жалоба Совета депутатов муниципального образования
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области –
без удовлетворения (т. 1
л.д. 10-12).
Вступившим в законную силу решением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19.12.2022 по делу №
2а-2605/2022, оставленному без изменения судебной коллегией по административным
делам Ульяновского областного суда от 04.04.2023, удовлетворены
административные исковые требования муниципального учреждения администрации
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области к главе
муниципального образования «Старомайнское городское поселение» о признании
незаконными распоряжений.
Распоряжения главы муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» «Об утверждении штатного расписания на 2022 год» от
11.12.2021 № ***, от 30.06.2022 № ***
признаны незаконным с 01.01.2022 и с 01.07.2022 соответственно.
При этом судами
установлено, что соответствующих решений Советом депутатов МО «Старомайнское
городское поселение» не принималось. Распоряжения от 22.12.2021 № *** и 30.06.2022 № *** в установленном законом порядке и сроке не опубликованы.
Согласно
части 2 статьи 61 ГПК РФ приведенные обстоятельства обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат
оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со штатным расписанием от 23.12.2022 № ***,
утвержденным распоряжением главы МО «Старомайнское городское поселение»
23.12.2022 № ***, в муниципальном учреждении Совет депутатов МО «Старомайнское
городское поселение» предусмотрена должность председатель Совета депутатов с
тарифной ставкой (окладом) – 42 688 руб., стимулирующими выплатами – 8537 руб.,
всего в месяц – 51 255 руб. (т. 1 л.д. 42, 136-140).
Распоряжением главы МО «Старомайнское городское поселение»
Максимова А.В. от 15.05.2023 № *** с 25.07.2023 из штатного расписания
исключены штатные единицы, в том числе председатель Совета депутатов (т. 1 л.д. 187).
Ссылаясь на нарушение бюджетного законодательства и
законодательства о противодействии коррупции, причинение незаконными
действиями Максимовым
А.В. ущерба бюджету МО «Старомайнское городское поселение», прокурор
Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с настоящим исковым
заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из факта неправомерного получения Максимовым
А.В. денежных средств по должности *** Совета депутатов МО «Старомайнское
городское поселение», недобросовестности действий ответчика при принятии
решений о выплате самому себе денежных средств в качестве заработной платы за
период с 01.01.2023 по 31.05.2023, в результате чего удовлетворил исковые
требования частично.
Вывод
суда о взыскании с ответчика в бюджет муниципального образования «Старомайнское
городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области ущерба за период
с 01.01.2023 по 31.05.2023, взыскании расходов по уплате государственной
пошлины по существу является правильным.
Нормы,
регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее – ГК РФ).
В
соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое
без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований
приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица
(потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или
сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев,
предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не
подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и
приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда,
причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы,
предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии
недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Из
изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае
приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то
есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства,
которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без
оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих
условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или
сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие
правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых
актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются
неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные
суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в
частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п.,
то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых
потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное
материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого
правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены,
если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или
счетной ошибки.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации относит
принятие муниципальных правовых актов по вопросу размера и оплаты труда
депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, к числу
оснований возникновения расходных обязательств муниципального образования.
Вопросы,
связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета
муниципального образования, контролем за его исполнением,
материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального
образования отнесены к компетенции представительного органа муниципального
образования, в настоящем случае – к
Совету депутатов муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района
Ульяновской области.
Согласно
уставу
МО «Старомайнское городское поселение» глава поселения, депутаты осуществляют
свои полномочия на непостоянной основе, что препятствует оплате труда главы
поселения, председателя Совета депутатов МО «Старомайнское
городское поселение» в соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
устанавливающим возможность оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц
местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Доводы
ответчика о том, что оплата труда председателя Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» предусмотрена решением Совета депутатов МО
«Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области
от 17.10.2019 № *** «О предельной штатной численности, размерах и условиях
оплаты труда работников аппарата и депутатов Совета депутатов муниципального
образования «Старомайнское городское поселение»с последующими изменениями,
штатным расписанием, утвержденным 23.12.2022 № ***, судебная
коллегия отклоняет.
В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон
№ 273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации,
государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные
должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при
исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к
конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или
урегулированию такого конфликта.
Согласно
части 1 статьи 10 Федерального закона №
273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой
личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность,
замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению
и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее,
объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных)
обязанностей (осуществление полномочий).
Под
личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде
денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного
характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ)
лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или)
состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами,
детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми
супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо,
указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица,
состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными,
корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от №
273-ФЗ).
В
соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона №
273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано
принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта
интересов.
Возможность
самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе дохода в
виде денежных средств является проявлением личной заинтересованности, которая
прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим
лицом своих должностных полномочий.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального
закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти
в субъектах Российской Федерации», в случае, если деятельность депутата
осуществляется на профессиональной основе, указанный депутат не может
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной
и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
Данное
ограничение, связанное с осуществлением депутатской деятельности на
профессиональной постоянной основе, обусловливает установление соответствующим
депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным
законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
Депутатам,
осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, без отрыва от
основной деятельности, такие выплаты не полагаются. Основным видом заработка
этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности. На
них не распространяется запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью
(при соблюдении ограничения на занятие должностей, несовместимых со статусом
депутата и принципом разделения властей).
Таким
образом, оплата труда может быть установлена только депутату, осуществляющему
полномочия на постоянной основе. Закрепление за депутатами, осуществляющими
полномочия на непостоянной основе, права на получение дохода независимо от
фактического исполнения публичных функций не соответствует принципам
эффективности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств,
сбалансированности бюджета, не направлено на минимизацию размера дефицита
бюджета, экономность и результативность использования бюджетных средств.
Как установлено судом при рассмотрении дела №
2а-2201/2023, Максимов А.В.,
будучи *** поселения и исполняя полномочия *** Совета депутатов с 16.03.2021,
замещая в Совете депутатов должность ***, принял муниципальный правовой акт о
назначении себя с 01.01.2023 *** Совета депутатов, установив себе оплату труда
согласно штатному расписанию и определив эту работу основной (распоряжение
главы МО от 23.12.2022 № ***).
В действиях главы МО «Старомайнское городское
поселение» Максимова А.В.
имелась личная заинтересованность, которая привела к конфликту интересов,
нарушению законодательства Российской Федерации в сфере противодействия
коррупции, Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 32 устава МО
«Старомайнское городское поселение», части 4.1 статьи 36 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации».
Приступив к выполнению полномочий главы поселения и
председателя Совета депутатов с 16.03.2021, Максимов А.В. должен был принять
меры по недопущению с его стороны конфликта интересов, вместе с тем в нарушение
действующего законодательства назначил себя *** Совета депутатов с
установлением себе оплаты и определением вопреки уставу МО «Старомайнское городское поселение» этой
работы как основной.
При
этом судебная коллегия отмечает, что отсутствие судебного акта о признании
штатного расписания, утвержденного 23.12.2022 № ***, незаконным не говорит о
добросовестности действий *** поселения при установлении себе оплаты труда как
основной работы в должности *** Совета депутатов поселения. Кроме того,
несмотря на принятие решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области
от 19.12.2022 по делу № 2а-2605/2022, в котором признаны незаконными предыдущие
распоряжения главы МО «Старомайнское городское поселение» «Об утверждении
штатного расписания на 2022 год», глава поселения Максимов А.В. 23.12.2022
своим распоряжением вновь утверждает штатное расписание от 23.12.2022 № *** с
месячным фондом заработной платы в размере 321 699 руб. с учетом
индексации должностных окладов всех работников муниципального учреждения Совет
депутатов МО «Старомайнское городское поселение» на 10% с 01.01.2023. При этом соответствующих решений 23.12.2022
уполномоченным
органом – Советом депутатов муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области не принималось.
Указанные
действия ответчика свидетельствуют о его недобросовестности при принятии
решений о выплате самому себе денежных средств как председателю Совета
депутатов, что препятствует применению положений пункта 3 статьи 1109
ГК РФ.
Вопреки аргументам апелляционной жалобы, при осуществлении
выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий трудовых
отношений не возникает, в связи с чем к спорным правоотношениям нормы трудового
законодательства не применимы.
Доводы апелляционной жалобы об обратном сводятся к иному
толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке
исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем
на законность и обоснованность приведенного вывода суда не влияют.
Вместе с тем при расчете размера ущерба, подлежащего
взысканию с Максимова А.В., судом неправомерно включены суммы, подлежащие
выплате как редактору газеты, начисленные в связи с отпуском по этой должности.
Согласно справке об осуществлении выплат председателю
Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» от 09.01.2024 № ***
Максимову А.В. по должности *** Совета депутатов поселения за период с января
по май 2023 года начислено – 229 949 руб. 98 коп., выплачено –
200 053 руб. 98 коп. (44 565 + 44 565 + 44 565 +
44 565 + 21 793,98 =
200 053,98) (т. 1 л.д. 161-162).
Из расчетного листка за май 2023 года, помимо выплат по
должности *** Совета депутатов, усматривается начисление денежных средств в
связи с отпуском работника (***), которые не являются предметом спора (т. 2
л.д. 45).
Следовательно, с Максимова А.В. в бюджет муниципального
образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района
Ульяновской области подлежит взысканию ущерб в размере 200 053 руб. 98
коп.
В соответствии с частью первой статьи 103 ГПК РФ, подпунктом
8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная
пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не
освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет
согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством
Российской Федерации пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В
случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое
рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или
примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных
расходов (часть 3 статьи 98 ГПК РФ).
Поскольку размер ущерба изменен, взысканный с ответчика
размер государственной пошлины также должен быть уменьшен до 5200 руб.
пропорционально удовлетворенным требованиям.
В остальной части решение суда не подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от
15 февраля 2024 года изменить, уменьшить взысканный с Максимова Андрея
Владимировича в бюджет муниципального образования «Старомайнское городское
поселение» Старомайнского района Ульяновской области размер ущерба до
200 053 руб. 98 коп., взысканный в доход местного бюджета размер
государственной пошлины – до 5200 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу Максимова Андрея
Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
24.06.2024