Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий
Документ от 18.06.2024, опубликован на сайте 25.06.2024 под номером 113169, 2-я гражданская, о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

16RS0046-01-2023-012729-23

Судья Идрисова М.А.                                                                    Дело № 33а-2737/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  18 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Пулькиной Н.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Российский сельскохозяйственный Банк» на решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 декабря 2023 года по делу  №2а-8143/2023, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Российский сельскохозяйственный Банк» в лице Ульяновского регионального филиала к Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республики Татарстан по возврату исполнительного листа                  ФС №***, выданного Мелекесским районным судом Ульяновской области       12 октября 2022 года по делу №2-1-188/2022, возложении обязанности на Управление Федерального казначейства по Республики Татарстан после принятия исполнительного листа предпринять комплекс необходимых мер по исполнению поступивших от акционерного общества «Российский сельскохозяйственный Банк» документов, о взыскании с Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк»                    Евграфова С.В.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  возражения  представителя  Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - Козлова М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

акционерное общество «Российский сельскохозяйственный Банк» в лице Ульяновского регионального филиала обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан о признании незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан по возврату исполнительного листа.

В обоснование требований указало, что решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 06.05.2022 по делу №2-1-188/2022 с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в пользу акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» взыскана задолженность по соглашению №*** от 27.12.2016 и соглашению № *** от 31.10.2017  в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества в размере 4500 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от                   20.09.2022  и определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2023 решение первой инстанции оставлено без изменения.

12.10.2022 акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» получило исполнительный лист и предъявило его 25.10.2022  к исполнению в Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан. Однако исполнительный лист был возвращен взыскателю с указанием на то, что  решением суда не обращено  взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам казенного учреждения, а лишь предусмотрено взыскание за счет и в пределах стоимости выморочного имущества. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок исполнения судебных актов о взыскании за счет бюджетных средств в пользу кредитора денежных средств, полученных за счет выморочного имущества. Рекомендовано обратиться в службу судебных приставов с целью обращения взыскания на денежные средства в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007  №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Административный истец просил признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан по возврату исполнительного листа  ФС № ***, выданного Мелекесским районным судом Ульяновской области 12 октября 2022 года по делу №2-1-188/2022; обязать Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан после принятия исполнительного листа предпринять комплекс необходимых мер по исполнению поступивших от акционерного общества «Российский сельскохозяйственный Банк» документов; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ГУФССП России по Республике Татарстан.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе акционерное общество «Российский сельскохозяйственный Банк» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что спор касался взыскания задолженности по кредитному соглашению за счет и в пределах стоимости перешедшего в собственность Российской Федерации выморочного имущества, принадлежащего *** является необоснованным, поскольку исполнительный лист, предъявленный в УФК по Республике Татарстан, содержит денежное требование, а требований о взыскании за счет наследственного (выморочного) имущества и об обращении взыскания на наследственное (выморочное) имущество исполнительный лист не содержит.

Обращает внимание, что для исполнения требования о взыскании денежных средств не требуется фактического принятия выморочного имущества.

Просит учесть, что Бюджетным кодексом Российской Федерации  и иными нормативно-правовыми актами предусмотрен порядок открытия и ведения лицевых счетов администраторов доходов бюджетов (территориальные органы Росимущества), которые осуществляют контроль исполнения, исчисления и оплаты платежей из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Считает ошибочным мнение административного ответчика о том, что лицевые счета, открываемые в соответствии с п.4 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н, не предназначены для учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.  

В судебное заседание  кроме  представителя акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» Евграфова С.В. и представителя  Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - Козлова М.С.,           другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 06.05.2022 по делу №2-1-188/2022  с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в пользу акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» взыскана задолженность по соглашению №*** от 27.12.2016 и соглашению № *** от 31.10.2017  в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества в размере 4500 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. (умерший должник ***.) (л.д.6-9).

Апелляционным определением  судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 20.09.2022, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2023 решение первой инстанции оставлено без изменения (л.д.10 - 16).

12.10.2022 административному истцу выдан исполнительный лист серии              ФС № ***  (л.д.17-20), который 25.10.2022  предъявлен  к исполнению в Управление  Федерального  казначейства по Республики Татарстан.

01.12.2022 исполнительный лист был возвращен  взыскателю. В обоснование причин возврата исполнительного  документа указано, что   решение суда не обращает  взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам казенного учреждения, а лишь предусматривает  взыскание за счет и в пределах стоимости  выморочного имущества. Бюджетным кодексом Российской Федерации  не предусмотрен  порядок  исполнения  судебных  актов  о взыскании за счет бюджетных средств в пользу кредитора денежных средств, полученных за счет выморочного имущества. Рекомендовано обратиться в службу судебных  приставов с целью обращения взыскания  на денежные средства в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (л.д.22).

Не согласившись с законностью и обоснованностью действий по возвращению исполнительного  листа, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что судебным актом, на основании которого выдан указанный исполнительный лист, взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам Межрегионального  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Республике Татарстан и Ульяновской области не обращалось, сумма задолженности по кредитному соглашению определена в пределах стоимости выморочного имущества, перешедшего в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок и условия исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определены главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», положения главы                     24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.

На основании п.1 и 2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение судебного акта проводится самим должником соответствующим казенным учреждением.

Бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации», указано, что принцип иммунитета бюджета означает, что исходя из правовой природы бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства, средства которого расходуются на государственные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на его территории, и из необходимости целевого расходования бюджетных средств, федеральный законодатель вправе и обязан установить такое правовое регулирование, которое препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета. Тем самым обеспечиваются реальные гарантии сохранности средств государства, которое в этих целях может прибегать к использованию судебной защиты своих прав.

Исполнение обязательств Российской Федерации по взысканию задолженности по кредитному договору и судебных расходов за счет средств, выделенных федеральному казенному учреждению на функционирование его деятельности, прямо противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Содержание статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является общим для исполнения судебных актов о взыскании с Российской Федерации, субъектов Российской Федераций и муниципальных образований компенсации вреда, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностных лиц, а также о взыскании по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.

Обязательства Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований, в том числе вытекающие из гражданско-правовых отношений наследования, не подлежат исполнению по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что правомерно было учтено судом первой инстанции.

Применительно к изложенному, рассмотренный в рамках гражданского дела   №2-1-188/2022 спор касался взыскания задолженности по кредитному договору за счет и в пределах стоимости перешедшего в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом  в Республике Татарстан и Ульяновской области, выморочного имущества, также судебным актом по указанному делу взыскание на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казённого учреждения не обращались. Между тем Бюджетным кодексом Российской Федерации не определен порядок исполнения судебных актов о взыскании за счет бюджетных средств в пользу кредитора денежных средств, полученных за счет выморочного имущества.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Таким образом, обязательства по взысканию задолженности за счет выморочного имущества осуществляется Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами в порядке, установленном Федеральным законом 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются судебной коллегией.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 8 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Российский сельскохозяйственный Банк» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.06.2024.