Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 07.06.2024, опубликован на сайте 27.06.2024 под номером 113135, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                                                                   Дело № 3а-173/2024

73OS0000-01-2024-000136-56

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

7 июня 2024 года                                                                                г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Шостака Михаила Константиновича и Максина Александра Михайловича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании недействующим приказа Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры»,

 

у с т а н о в и л :

 

Шостак М.К. и Максин А.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству социального развития Ульяновской области (далее также Министерство)  о признании недействующим приказа Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры».

В обоснование требования указали, что пунктом 1 статьи 4 Закона Ульяновской области   от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области»  установлено право  реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий,  на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Ранее действовавшим Порядком предоставления гражданам пожилого возраста путевок на реабилитацию,  утвержденным приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области № 55-П от 18 апреля 2019 года,  данное право было предусмотрено.

Однако, оспариваемым приказом Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П порядок первоочередного предоставления путевок  реабилитированным лицам был признан утратившим силу. Указанный приказ  утвердил новые   Правила предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры, в которых не предусмотрено право реабилитированных лиц  на первоочередное получение  путевок для санаторно-курортного лечения, что противоречит положениям пункта 1 статьи 4 Закона Ульяновской области   «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Правительство Ульяновской области.

Административные истцы Шостак М.К. и Максин А.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены. Административными истцами не обеспечена явка в судебное заседание представителя, имеющего высшее юридическое образование.

Представитель Министерства социального развития Ульяновской области Фролова Е.В. в судебном заседании просила в удовлетворении требования  административного иска Шостака М.К. и Максина А.М.   отказать. Указала, что оспариваемый приказ принят с соблюдением правил принятия нормативных правовых актов и процедуры официального опубликования, он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» полномочия по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на  междугородном транспорте к месту лечения и обратно отнесены к полномочиям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Министерство имеет  определенные подведомственные учреждения, перечисленные в оспариваемом приказе, в отношении которых осуществляет полномочия учредителя, имеющих статус реабилитационных центров.

Указанные подведомственные Министерству учреждения, не являются санаторно-курортными организациями, они созданы в целях осуществления полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в сфере социального обслуживания и предметом их деятельности является проведение социально-реабилитационных и профилактических мероприятий, социальной адаптации граждан, в том числе пожилого возраста, инвалидов и детей.

В полномочия Министерства и подведомственных ему учреждений не входит выдача путевок на санаторно-курортное лечение.

Представитель Правительства Ульяновской области  в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен. В письменных пояснениях на административный иск Шостака М.К. и Максина А.М. просил отказать в его удовлетворении, указывая на то, что приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П не направлен на реализацию Закона Ульяновской области от 29 февраля 2015 года № 132-ЗО, соответственно, не должен содержать порядок и основания предоставления реабилитированным лицам права на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Указанный приказ устанавливает порядок предоставления путевок в реабилитационные центры в рамках реализации Закона Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 174-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области».

Порядок организации санаторно-курортного лечения утвержден приказом Минздрава России  от 5 мая 2016 года № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения».  Исполнительные органы субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по определению порядка организации санаторно-курортного лечения.

Учреждения, перечисленные в п. 1.3 Правил предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры, относятся к организациям социального обслуживания, осуществляющим стационарное социальное обслуживание.  Они не являются медицинскими организациями,  не вправе осуществлять санаторно-курортное лечение.

Доказательств несоответствия оспариваемого приказа от 12 сентября 2023 года № 55-П нормам законодательства Российской Федерации и законодательства Ульяновской области в сфере оказания мер социальной поддержки не представлено.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела,  выслушав доводы представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., заключение прокурора  Макейкиной Е.В. об удовлетворении требований административного истца,  суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Шостак М.К. и  Максин А.М.  имеют право на льготы, установленные статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д. 17-18).

Административные истцы просят признать недействующим приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры», ссылаясь на то, что данным приказом не предусмотрено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

В силу положений пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений пункта 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/564-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве  социального развития Ульяновской области (далее также Положение).

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство социального развития Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в сфере проведения единой социальной политики в Ульяновской области, предоставления государственных выплат, пособий и компенсаций, социального обслуживания и социальной поддержки населения, проведения мероприятий по контролю за соблюдением нормативных требований, по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в сфере социального обслуживания, социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также в сфере реализации государственной семейной и демографической политики на территории Ульяновской области (пункт 1.2 Положения).

Согласно подпункту 2 пункта 2.1. Положения Министерство  в установленном порядке осуществляет управление в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения. 

Пунктом 2.2.4. Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет следующие полномочия:

устанавливает порядок регистрации и организует ведение регионального регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки (подпункт 2);

предоставляет меры государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан, а в установленных законодательством случаях определяет порядок и условия их предоставления (подпункт 3);

организует и контролирует деятельность по оздоровлению лиц, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки (подпункт 13).

Во  исполнение   вышеуказанных полномочий Министерством социального развития Ульяновской области издан приказ от 12 сентября 2023 года № 55-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры», которым  утверждены Правила предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры.

Приказ от 12 сентября 2023 года № 55-П  опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/pravo.gov.ru, дата публикации – 14 сентября 2023 года.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом – Министерством социального развития Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленным федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение  приведенной нормы Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» Законодательным Собранием Ульяновской области был принят Закон Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» (далее также Закон области № 132-ЗО), которым определены меры социальной поддержки, в том числе,  реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона области № 132-ЗО  реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий предоставляется право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Статьей 8 Закона области № 132-ЗО области предусмотрено, что порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, включая перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении данных мер социальной поддержки, или содержащихся в таких документах  сведений, а также перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении этих мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Ульяновской области.

Согласно статье 9 Закона области № 132-ЗО финансовое  обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет бюджетных   ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области  был издан приказ № 55-П от 18 апреля 2019 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам пожилого возраста путевок на реабилитацию», которым был утвержден Порядок предоставления гражданам пожилого возраста путевок на реабилитацию.

Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что путевки предоставляются неработающим гражданам, достигшим возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) и не  вошедшим в число лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и зарегистрированным по месту проживания в Ульяновской области, в том числе:

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий,  - в первоочередном порядке;

лицам, имеющим звание «Ветеран труда», «Ветеран военной службы», «Ветеран труда Ульяновской области;

лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны («труженики тыла»);

лицам, родившимся в период с 1 января 1932 года по 31 декабря 1945 года («дети войны»).

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что путевки гражданам пожилого возраста предоставляются в областные государственные автономные учреждения социального обслуживания: «Социально-реабилитационный центр имени Е.М.Чучкалова» (с. Ундоры Ульяновского района), «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Сосновый бор» (р.п.Вешкайма) и «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Волжские просторы» в г. Новоульяновск», учредителем которых является исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Ульяновской области.

Также пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что при подаче заявления представляются, в том числе, медицинская справка для получения путевки (формы 070/у), выданная лечебно-профилактическим учреждением в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их их заполнению».

Проанализировав положения указанного нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что указанным Порядком предоставления гражданам пожилого возраста путевок на реабилитацию, утвержденным приказом № 55-П от 18 апреля 2019 года, было нормативно урегулировано предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха в перечисленные в данном приказе учреждения социального обслуживания, учредителем которых является исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Ульяновской области – Министерство социального развития Ульяновской области.

При этом суд исходит из того, что понятие «реабилитация», содержащееся в  федеральном законодательстве, включает в себя, в том числе и санаторно-курортное лечение, то есть санаторно-курортное лечение является  одним из направлений  реабилитации.

Так, из  непосредственного значения понятия «реабилитация инвалидов», которое  закреплено  в  статье  9  Федерального  закона  от  24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», следует, что реабилитация инвалидов – это  система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, при этом основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе и санаторно-курортное лечение.

Ссылки представителей Правительства Ульяновской области  и Министерства социального развития Ульяновской области о том, что вышеуказанные учреждения относятся к организациям социального обслуживания, осуществляющим стационарное социальное обслуживание, не вправе осуществлять санаторно-курортное лечение являются несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, согласно выпискам из Единого  государственного реестра юридических лиц в отношении указанных учреждений  дополнительным видом их деятельности является деятельность санаторно-курортных организаций (л.д.121-122, 181-182, 186), имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении (л.д. 156-158).

Согласно п. 2.2. Уставу  Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр имени Е.М.Чучкалова», представленному суду,  среди видов деятельности, которые осуществляются учреждением, перечислены санаторно-курортная помощь, организация и проведение социально-значимых мероприятий, направленных на развитие санаторно-курортного комплекса и социальной защиты, организация досуга.  

Кроме того, административным истцом Шостаком М.К. представлена копия путевки, на основании которой он отдыхал в областном государственном автономном учреждении социального обслуживании «Социально-реабилитационный центр им. Е.М.Чучкалова» в период с 25 октября по 7 ноября 2023 года, имеющая наименование  «путевка на санаторно-курортное лечение».

Таким образом, предусмотренная приказом № 55-П от 18 апреля 2019 года путевка на реабилитацию, выдача которой в первоочередном порядке была предусмотрена реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предусматривала получение санаторно-курортного лечения.

Приказом Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П «Об утверждении Правил предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры»  вышеуказанный приказ   № 55-П от 18 апреля 2019 года был признан утратившим силу и утверждены Правила  предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры (далее также Правила).

Пунктом 1.2. Правил предусмотрено, что путевки в реабилитационные центры  предоставляются на заявительной основе гражданам, постоянно проживающим на территории Ульяновской области, к числу которых относятся:

неработающие пенсионеры, получающие в соответствии с федеральным законом пенсию по старости и не относящиеся к числу  лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года  №178-ФЗ «О государственной  социальной  помощи»;

участники специальной военной операции.

Пунктом 1.3 указанных Правил определено, что путевки гражданам, указанным в пункте 1.2 настоящих Правил предоставляются в  областные государственные автономные учреждения социального обслуживания: «Социально-реабилитационный центр имени Е.М.Чучкалова» (с. Ундоры Ульяновского района), «Социально-реабилитационный центр «Сосновый бор» (р.п.Вешкайма) и «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Волжские просторы» в г. Новоульяновск», учредителем которых является исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Ульяновской области.

Пунктом 2.2 Правил предусмотрено, что постановка на учет граждан для получения путевки осуществляется на основании заявления и сведений, содержащихся, в том числе в справке для получения путевки на санаторно-курортное лечение формы 070/у, выданной медицинской организацией в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их их заполнению».

Таким образом, утвержденными приказом Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П взамен утратившего силу Порядка предоставления гражданам пожилого возраста путевок на реабилитацию  Правилами предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры не предусмотрено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на первоочередное получение путевок на реабилитацию, включающую в себя и санаторно-курортное лечение.

Однако, как было указано выше, в данных  Правилах также предусмотрено право получения путевок на реабилитацию, содержатся  аналогичные положения о перечне учреждений социального обслуживания, в которые предоставляются путевки, и которые вправе осуществлять деятельность по санаторно-курортному лечению, приведена норма и о необходимости предоставления справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение формы 070/у, что свидетельствует о том, что путевка на реабилитацию  предусматривает, в том числе  и  санаторно-курортное лечение получателя путевки.

Кроме того, оспариваемый приказ Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П закрепляет право на предоставление гражданам путевок на реабилитацию в реабилитационные центры, при этом в приказе не указывается на то, что данные путевки  предоставляются с целью оказания медицинской реабилитации.

Принимая во внимание, что в Ульяновской области иного правового регулирования порядка предоставления реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, такой меры социальной поддержки, как права на первоочередное  получение путевки на санаторно-курортное лечение и отдых, Правительством Ульяновской области и Министерством социального развития Ульяновской области  не принято, отсутствие указания в оспариваемых Правилах на право указанной категории граждан на первоочередное получение путевок на  санаторно-курортное лечение, являющееся одним из направлений реабилитации, не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 4 Закона области № 132-ЗО  и нарушает право административных истцов на получение предусмотренной указанной нормой Закона области данной меры социальной поддержки.

При таких обстоятельствах суд считает  необходимым административный иск Шостака М.К. и Максина А.М. к Министерству социального развития  Ульяновской области удовлетворить частично, признав недействующими со дня принятия Правила предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры, утвержденные приказом Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П, в той мере, в которой ими не предусмотрено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на первоочередное получение путевок  для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Доводы Правительства Ульяновской области о том, что оспариваемый приказ  принят во исполнение постановления Правительства Ульяновской области от 24 декабря 2014 года № 598-П «О некоторых мерах по организации социального обслуживания населения на территории Ульяновской области», которое в свою очередь издано в соответствии с Законом Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 174-ФЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области», то есть данный приказ от 12 сентября 2023 года № 55-П не направлен на реализацию Закона области № 132-ЗО, суд находит несостоятельными.

Проанализировав положения регионального законодательства в сфере  социального обслуживания граждан в Ульяновской области, судом установлено, что  Закона Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 174-ФЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области»  разграничивает полномочия органов государственной власти Ульяновской области в сфере социального обслуживания в Ульяновской области, утверждает перечень социальных услуг, оказываемых гражданам, без выделения отдельных категорий граждан.

Таким образом, указанным Законом области предусмотрены основные положения организации социального обслуживания граждан на территории Ульяновской области.

Принятым после  вступления в законную силу Закона Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 174-ФЗ Законом Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО предусмотрены   отдельные категории граждан в Ульяновской области и определены меры их социальной поддержки, в том числе и право на первоочередное получение путевки для санаторно-курортного лечения и отдых реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

В развитие положений Закона Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 174-ФЗ Правительством Ульяновской области было принято постановление от 24 декабря 2014 года № 598-П «О некоторых мерах по организации социального обслуживания населения на территории Ульяновской области», Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области был принят приказ № 55-П от 18 апреля 2019 года «Об утверждении Порядка предоставления гражданам пожилого возраста путевок на реабилитацию», который в свою очередь предусмотрел порядок реализации указанной меры социальной поддержки, предусмотренной пункта 1 части 1 статьи 4 Закона области № 132-ЗО, что не противоречило действующему федеральному и региональному законодательству, а более того, было направлено на реализацию предусмотренного Законом области № 132-ЗО права реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий на получение данной меры социальной поддержки.

Доводы представителя административного ответчика о том, что полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение отнесены к полномочиям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации являются несостоятельными.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной  помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также Регламент), утвержденным приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428,  Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями на получение государственной услуги (далее - заявители), органами государственной власти, и разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания благоприятных условий для получателей государственной услуги (пункт 1).

В пункте 2 Регламента предусмотрено, что заявителями являются лица, указанные в статьях 6.1, 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Однако, в статьях 6.1, 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которых перечислены все категории граждан независимо от профиля заболевания, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления  при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, такая категория, как реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, не  указана.

Согласно ответу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  на запрос суда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области № 132-ЗО от 29 сентября 2015 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» отделением не предоставляются.

В  силу приведенных выше положений статей 8, 9 Закона Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» (далее также Закон области № 132-ЗО) порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом области № 132-ЗО, устанавливаются Правительством Ульяновской области, и финансовое  обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных  Законом области № 132-ЗО, осуществляется за счет бюджетных   ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

В силу этого суд считает необоснованными доводы Правительства Ульяновской области и Министерства социального развития Ульяновской области о том, что органы исполнительной власти не  наделены полномочиями по определению порядка организации санаторно-курортного лечения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку Правила предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры, утвержденные приказом Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П, подлежат признанию недействующим в той мере, в которой они не предусматривают право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на первоочередное получение путевок  для санаторно-курортного лечения и отдыха, суд считает необходимым признать их в  указанной части недействующими со дня принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда» и на официальном интернет-портале правовой информации http//pravo.gov.ru.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

административное исковое заявление  Шостака Михаила Константиновича и Максина Александра Михайловича к Министерству социального развития  Ульяновской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия Правила предоставления гражданам путевок в реабилитационные центры, утвержденные приказом Министерства социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2023 года № 55-П, в той мере, в которой ими не предусмотрено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на первоочередное получение путевок  для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете  «Ульяновская правда» и на официальном интернет-портале правовой информации http//pravo.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья -                                                                         О.Е.Кинчарова