Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 07.06.2024 под номером 112938, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в ОВД, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-006846-08

Судья Кузнецова О.В.                                                                          Дело №33-2104/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                  14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Маркелова Сергея Викторовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 января 2024 года, по делу №2-109/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Маркелова Сергея Викторовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности выплатить пенсию за выслугу лет с 6 октября           2022 г. по 30 июня 2023 г. отказать.  

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения Маркелова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области   Кураповой Н.Е., полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Маркелов С.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской области) о возложении обязанности выплатить пенсию по выслуге лет.

Требования были мотивированы тем, что в период с 5 августа 1978 г. по 20 января 1990 г. он проходил воинскую службу в Вооруженных Силах СССР. С 26 ноября 1990 по 27.01.1995 проходил службу в органах внутренних дел Украины.

Решением Ворошиловского районного суда г. Донецка от 24 мая 2005 г. на УМВД Украины в Донецкой области возложена обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет с 17 февраля 2005 г.

В августе 2022 г. он прибыл на территорию России в г. Ульяновск в рамках эвакуации из Донецкой Народной Республики. В октябре 2022 г. он принял гражданство Российской Федерации.

6 октября 2022 г. он обратился в УМВД России по Ульяновской области о назначении ему пенсии за выслугу лет.

Письмом УМВД России по Ульяновской области от 3 ноября 2022 г. ему было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием сведений о прекращении ему выплат на территории Украины.

Вместе с тем, у него отсутствовала возможность запросить документы, подтверждающие прекращение выплаты пенсии на территории Украины, поскольку он был вынужден покинуть территорию Донецкой Народной Республики в связи с проведением специальной военной операции. Кроме того, на день фактического обращения в УМВД России по Ульяновской области Донецкая Народная Республика вошла в состав Российской Федерации.

1 июля 2023 г. ему была назначена пенсия по выслуге лет, однако выплата пенсии за период с 6 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г.  не произведена.

В связи с этим просил суд обязать ответчика выплатить ему пенсию за выслугу лет с 6 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г., а также взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ОСФР по Ульяновской области, Министерство внутренних дел по Донецкой Народной Республике.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Маркелов С.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Маркелов С.В. указывает, что судом первой инстанции неправильно применены к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 13.06.2023 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации». Полагает, что при разрешения спора суд должен был руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также условиями Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. Считает, что поскольку право на пенсию за выслугу лет по линии МВД было приобретено им на территории Республики Украина, то пенсионные отношения должны сохраниться, прекратиться только выплата пенсии по прежнему месту жительства в Республике Украина.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит оставить решение суда  без изменения, а апелляционную жалобу Маркелова С.В. – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что истец Маркелов С.В. являлся гражданином Украины.

Решением Ворошиловского районного суда г. Донецка от 24 мая 2005 г. на УМВД Украины в Донецкой области возложена обязанность назначить Маркелову С.В. пенсию за выслугу лет с 17 февраля 2005 г.

Из данного решения следует, что Маркелов С.В. к 10 февраля 2005 г. имеет общий трудовой стаж более 27 лет, из которых 15 лет 8 месяцев составляет служба в ОВД.

С 3 августа 2011 г. истец Маркелов С.В. значился зарегистрированным по адресу: Украина, ***.

12 августа 2022 г. истец Маркелов С.В. поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: ***

20 сентября 2022 г. истец Маркелов С.В. в упрощенном порядке получил гражданство Российской Федерации и 4 октября 2022 г. был документирован паспортом гражданина Российской Федерации.

6 октября 2022 г. истец обратился в УМВД России по Ульяновской областис заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.

Письмом УМВД России по Ульяновской области от 3 ноября 2022 г. истцу было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием сведений о прекращении ему пенсионных выплат на территории Украины.

Заключением *** по Донецкой Народной Республике от октября 2023 г.  истцу назначена пенсия за выслугу лет в размере 17 399,92 руб. На основании данного заключения и заявления самого Маркелова С.В. от 2 ноября 2023 г.  ему назначена пенсии с 1 июля 2023 г.

Истец, полагая, что пенсия по выслуге лет ему подлежит выплате с 6 октября 2023 г., т.е. с даты первого его обращения в УМВД России по Ульяновской области за назначением пенсии, по 30 июня 2023 г., т.е. до даты назначения ему пенсии, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июня 2023 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г., установив, что правовых оснований для выплаты истцу Маркелову С.В.  пенсии за выслугу лет по линии МВД Российской Федерации как пенсионеру органов внутренних дел Украины с даты его обращения           (6 октября 2022 г.) у ответчика не имелось, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истца.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ), вступившим в силу с 13 июня 2023 г.,  установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»  для граждан Российской Федерации из числа лиц:

1) постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и являвшихся получателями пенсий, назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с нормативными правовыми актами Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, либо имевших право на получение таких пенсий на указанную дату, и членов их семей;

2) проходивших военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики после 7 апреля 2014 г. включительно или Луганской Народной Республики после 27 апреля 2014 г. включительно, Запорожской области или Херсонской области после 24 февраля 2022 г. включительно и уволенных с такой службы (за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи), и членов их семей, в том числе членов их семей, у которых право на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом Российской Федерации возникло по достижении соответствующего возраста после 30 сентября 2022 г. включительно, а также членов семей указанных лиц, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в воинских и других формированиях и органах Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области;

3) постоянно проживавших на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, являющихся получателями пенсий (имевших право на получение пенсий), назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на соответствующей территории, и въехавших в Российскую Федерацию (в том числе через территории третьих государств):

а) с территории Донецкой Народной Республики в период с 7 апреля 2014 г. по 29 сентября 2022 г., и членов их семей;

б) с территории Луганской Народной Республики в период с 27 апреля 2014 г. по 29 сентября 2022 г., и членов их семей;

в) с территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 г., и членов их семей.

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона и не относящихся к лицам, указанным в статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и членов их семей с 1 июля 2023 г. осуществляется, в том числе,  Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, лиц рядового и начальствующего состава, которые уволены из органов внутренних дел Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, Национальной полиции Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Бюро экономической безопасности Украины, финансово-экономической полиции Донецкой Народной Республики, финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, органов и подразделений Государственной оперативно-спасательной службы Донецкой Народной Республики, гражданской защиты Луганской Народной Республики и которым в установленном порядке были присвоены специальные звания, и членов их семей (статья 2 Федерального закона № 208-ФЗ).

Таким образом, Федеральным законом № 208-ФЗ установлены особенности реализации прав отдельных категорий граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.          № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В частности, право на пенсионное обеспечение имеют лица, которые проходили службу в органах внутренних дел Украины, являлись получателями пенсии и въехали в Российскую Федерацию (в том числе через территории третьих государств) с территории Донецкой Народной Республики в период с 7 апреля 2014 г. по 29 сентября 2022 г.

При этом такая пенсия назначается и  выплачивается с 1 июля 2023 г.

Установив, что истец подпадает под категорию лиц, на которых распространяются положения Федерального закона № 208-ФЗ, в связи с чем ему была назначена и выплачена пенсия по выслуге лет именно с 1 июля 2023 г., то суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что правовых оснований для возложения на УМВД России по Ульяновской области обязанности выплатить истцу пенсию за период с 6 октября 2022 г. по 30 июня 2023 г. не имеется.

Поскольку действующее правовое регулирование пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, к которым относится истец, не предусматривает возможности назначения и выплаты пенсии с более ранней даты, чем с 1 июля 2023 г., то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик должен был ему назначить и выплатить пенсию в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и условиями Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. с момента его первого обращения – 6 октября 2022 г., судебная коллегия находит несостоятельными.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля            1993 г. № 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Применительно к рассматриваемому спору таким международным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства является Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 г. (далее - Соглашение24 декабря 1993 г.).

Данное Соглашение от 24 декабря 1993 г.  сохраняло свое действие в отношениях между Российской Федерацией и Украиной до 23 сентября 2023 г.

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.

Из содержания приведенных норм ст. ст. 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии в связи со службой в органах внутренних дел Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. (далее - Инструкция от 9 января 2018 г.)

Согласно пункту 28 Инструкции от 9 января 2018 г. при возобновлении выплаты пенсий по пенсионным делам граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, составляется новое заключение о назначении пенсии. При этом обязанность по представлению в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, возлагается на этих граждан.

В пункте 13 Инструкции от 9 января 2018 г. определен перечень документов предоставляемых в отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения для назначения пенсии, в том числе, заявление о назначении пенсии, расчет выслуги лет, денежный аттестат, выписка из приказа об увольнении сотрудника.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм права, обязанность по представлению необходимых документов для назначения пенсии для лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 г., лежит на самом, заявителе, претендующим на  получении пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации.

Поскольку как следует из материалов дела истец при обращении 6 октября  2022 г. к ответчику не представил необходимые документы для назначения пенсии, которые бы, в том числе, подтверждали прекращение ему выплаты пенсии на территории другого государства, то у ответчика отсутствовала объективная возможность  назначить истцу пенсию с указанного времени в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и условиями Соглашения от 24 декабря 1993 г.

Принимая во внимание, что истцу назначена пенсия в соответствии со специальным законом, регулирующим реализацию права на пенсионное обеспечение отдельным категориям граждан Российской Федерации, которым является Федеральный закон № 208-ФЗ, то вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает каких – либо нарушений прав истца на пенсионное обеспечение, как лица, прибывшего с территории Донецкой Народной Республики.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с оценкой доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм пенсионного законодательства.

Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют его позицию при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркелова Сергея Викторовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2024 г.