Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании Перечней
Документ от 23.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112866, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                 73OS0000-01-2024-000098-73

Дело № 3а-152/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

23 мая 2024 года                                                                                город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Дроновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                    № 3а-152/2024 по административному исковому заявлению Скопцова Владимира Васильевича о признании недействующими пункта 5031 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; пункта 7636 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области                    № 245-пр от 11 ноября 2020 года; о взыскании судебных расходов,

 

установил:

 

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на  2020, 2021 годы соответственно.

Перечни являются  приложениями  к приказам.

Скопцов В.В.  обратился в Ульяновский областной суд с административным иском, уточненным в процессе судебного разбирательства, к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании  недействующими со дня принятия пункта 5031 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, и пункта                 7636 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от                 11 ноября 2020 года.

В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемыми пунктами в Перечни на 2020-2021 годы включено принадлежащее административному истцу имущество: нежилое помещение с кадастровым номером: ***, расположенное по адресу: ***.   

Административный истец указывает, что включение этого объекта в Перечень  незаконно, поскольку данный объект не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Наименование помещения – «нежилое помещение». Расположено оно на земельном участке с кадастровым номером: *** с видом разрешенного использования «под складским комплексом». Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении в указанном здании административно-делового, торгового центра. Фактическое обследование здания, помещения не производилось.

Согласно экспликации к плану недвижимого имущества в указанном объекте имеются помещения, назначение которых не свидетельствуют о размещении в указанном здании, помещениях объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

Кроме того, решением комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, по заявлению Скопцова В.В. нежилое помещение с кадастровым номером: *** исключено из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 и 2024 годы.

К участию в данном деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью (далее также ООО) «Транзит73», ООО «Ремпромпуть»,                  ООО  «Кросс Сервис», ООО «Автоконтракт», индивидуальный предприниматель Хованов А.А., областное государственное бюджетное учреждение                              «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).

Административный истец Скопцов В.В. в судебное заседание не явился, извещен.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Барыбина Е.Л. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что помещение истца находится в корпусе 8, само здание в соответствующие Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не включено. В спорный период в здании не имелось магазина. В спорный период помещения, входящие в спорное помещение, принадлежащее истцу, частично сдавались в аренду под склад (без  торговли), частично не использовались.  На момент утверждения Перечней и в настоящее время обследование с целью определения вида фактического использования помещений административным ответчиком не производилось. Техническая документация является актуальной.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области по доверенности Тимофеева И.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, просила учесть письменные возражения на иск. Полагает, что наименование земельного участка под спорным объектом «под складским комплексом» позволяет отнести его к торговому объекту. Подтвердила, что обследование здания для определения фактического использования помещений, здания не производилось. Комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, по заявлению Скопцова В.В. приняла решение об исключении нежилого помещения с кадастровым номером: *** из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 и 2024 годы. Спорные периоды не рассматривались, так как были за пределами трехлетнего срока. Считает, что учитывая это, а также факт, что истец длительное время не обращался с заявлением об исключении из Перечней спорного объекта, данный иск не подлежит удовлетворению.

Позиция данного представителя как представителя заинтересованного лица  ОГБУ «БТИГКО» аналогичная.

Представители заинтересованных лиц ООО «Транзит73»,                                    ООО «Ремпромпуть», ООО  «Кросс Сервис», ООО «Автоконтракт», заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Хованов А.А. в судебное заседание не явились, извещены.                   

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Прокурор Дронова А.А. в заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости с инвентарным номером: ***, расположенный по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон  (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений  пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от               21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27, 28 Устава Ульяновской области, утвержденного постановлением Законодательного собрания Ульяновской области от 19.05.2005 № 31/311).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (в реакции от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области (утратило силу с 01.04.2022 в связи с изданием постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В соответствии с пункта 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений (в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/369-П, вступившего в силу с 1 августа 2020 года).

В предыдущей редакции пункта 1.1 указанного Положения  было закреплено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам «а», «б», «в» подпункта 33 пункта 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1                               статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В подпункте 34 пункта 2.2 этого Положения закреплено, что Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года,  которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда»  № 85 (24.359)     от 17 ноября 2020 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года       № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пункта 9 статьи 378.2 НК РФ (пункты 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

В соответствии с пунктом 1.1 положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П, Министерство является правопреемником Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в части прав и обязанностей, относящихся к сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, а также в сфере градостроительной деятельности.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Пунктом 5031 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27.11.2019; пунктом 7636 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11.11.2020, включено принадлежащее административному истцу Скопцову В.В. имущество:

нежилое помещение, назначение «нежилое», с кадастровым номером: ***, общей площадью 297,6 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Определяя правомерность включения принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности объекта недвижимого имущества в названные Перечни, суд приходит к следующему.

Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом  2 статьи 375 НК РФ, если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных                         статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1                      статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Решением Ульяновской Городской Думы от 25 октября 2017 года № 118               «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ульяновск» на территории муниципального образования «город Ульяновск» введен налог на имущество физических лиц, определены ставки налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город Ульяновск» в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении:

объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в размере: 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2019 году; 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2020 году и последующие годы;

прочих объектов налогообложения – в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года            № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость (действовал в спорый период, на момент утверждения оспариваемых Перечней).

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка (в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и собственников объектов недвижимого имущества, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование     (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года          № 10-П, от 24 марта 2017 года № 9-П и от 2 июля 2020 года № 32-П; определения   от 27 октября 2015 года № 2428-О, от 8 ноября 2018 года № 2796-О,                          от 2 июля 2019 года № 1831-О и № 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Административный истец Скопцов В.В. является собственником объекта недвижимости: нежилого помещения, назначение «нежилое», с кадастровым номером: ***, общей площадью 297,6 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Скопцов В.В. значится собственником названного объекта в Едином государственном реестре недвижимости как физическое лицо. 

В письме  Росреестра от 03.03.2023 № 06-00307/23@ разъяснено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о том, осуществляют ли правообладатели - физические лица предпринимательскую деятельность, либо нет, то есть индивидуальные предприниматели с точки зрения владения объектами недвижимости являются физическими лицами.

Материалами дела подтверждается, что нежилое помещение с кадастровым номером: *** находится в нежилом здании *** по адресу: ***.

Данные о кадастровом номере указанного нежилого здания в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Право собственности Скопцова В.В. на нежилое помещение с кадастровым номером: *** зарегистрировано 24 января 2014 года (т.1,                   л.д. 33-34).

Объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером: ***, общей площадью 99 439 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под складским комплексом (т.1, л.д. 35-42).

Скопцов В.В. является арендатором земельного участка, согласно договору аренды земельного участка со множеством лиц на стороне арендатора, заключенного на основании Постановления главы города Ульяновска от *** года № ***, от ***, с учетом соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка от *** года (т.2, л.д. 3-11).

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, срок действия договоры аренды составляет: с 19 января 2006 года по 19 января 2055 года (т.1, л.д. 36).

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предполагает размещение на нем административно-делового  центра.

Таким образом, помещение  могло быть включено в перечень на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ – здание, спорное помещение предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом уполномоченный орган должен был установить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого объекта в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Вместе с тем документы технической инвентаризации при включении помещения в перечни ответчиком не исследовались. Фактическое обследование здания, помещений в нем не проводилось.

Согласно сообщению Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 09.04.2024, по адресу:  ***, в спорный период были зарегистрированы из действующих в настоящее время следующие юридические лица: ООО «Транзит73», ООО «Ремпромпуть»,                  ООО «Кросс Сервис», а контрольно-кассовая техника значилась зарегистрированной за ООО «Автоконтракт», индивидуальным предпринимателем Ховановым А.А.               (т.2, л.д. 24-25).

Указанные лица привлечены к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц.

Также контрольно-кассовая техника была зарегистрирована за                   ***, которая прекратила статус индивидуального предпринимателя           9 апреля 2024 года.

Применительно к спорному периоду в материалы дела представлен договор аренды от *** года, заключенный на срок 11 месяцев, между индивидуальным предпринимателем Скопцовым В.В. как арендодателем и                   ООО  «Автоконтракт» как арендатором (т.2, л.д. 85-86).

Акт приема-передачи к договору подписан *** года (т.2,             л.д. 87).

Согласно пункту 1.1, 1.3 договора аренды, арендодатель перелает, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения ***, площадью 168,23 кв.м, расположенные в нежилом помещении с кадастровым номером: ***, общей площадью 297,6 кв.м, расположенном по адресу: ***, для целей предпринимательской деятельности.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности  ООО  «Автоконтракт» - торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов (т.2, л.д. 95-101).

Как пояснила в ходе судебного процесса представитель административного истца, арендованные помещения использовались ООО  «Автоконтракт» под склад, торговля не осуществлялась, выкладка товара не производилась.                                           У ООО «Автоконтракт» в пользовании имелись также другие помещения в здании *** по адресу: ***. Контрольно-кассовая техника была установлена ООО «Автоконтракт» в ином помещении, не в помещении истца, 19 июля 2017 года, то есть до заключения договора аренды с истцом.

Согласно материалам инвентарного дела № ***на объект недвижимости по адресу: ***, с наименованием «здание склада», ***, общая площадь здания составляет 2 172,62 кв.м. Торговая площадь составляет 428,39 кв.м, что составляет 19,72 % от общей площади (то есть не превышает 20 %).

Из материалов инвентарного дела (технического паспорта), а также плана недвижимого имущества (с описанием) на помещение с кадастровым номером: ***, общей площадью 297,6 кв.м, следует, что торговой площади в помещении истца не имеется.

Классификация помещений в помещении с кадастровым номером: *** следующая: складская 206,77 кв.м, учрежденческая 52,9 кв.м, служебная 37,96 кв.м.

Согласно технической документации, объект с кадастровым номером: *** состоит из помещений с наименованиями: бытовое (№***), бытовое (№***), склад (№***), котельная (№ ***), склад                 (№ ***), подсобное (№ ***), коридор  (№ ***), кабинет (№ ***), подсобное (№ ***), кабинет (№ ***), коридор (№ ***), кабинет                   (№ ***).

Таким образом, в аренду по договору от *** года, заключенному между индивидуальным предпринимателем Скопцовым В.В. как арендодателем и ООО  «Автоконтракт» как арендатором, переданы нежилые помещения № ***, площадью 168,23 кв.м, с наименованиями: бытовое (№***), бытовое (№***), склад (№***).

Представителем административного истца пояснено, что иные помещения административного истца в спорный период не использовались.

Вышеуказанные помещения по технической документации не относятся к помещениям торгового назначения и объектов общественного питания.

Наименование помещений как «кабинет» не тождественно понятию «офис», не свидетельствует о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Следовательно, наличие кабинетов недостаточно для отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Нельзя признать указанный в иске объект недвижимости также торговым центром, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ, в том числе, исходя из имеющихся в них помещениях складов.

Так, на основании статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года      № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (действовал до 30 сентября 2023 года), торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 33 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», склад - специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. К складским операциям относятся операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Таким образом, для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

В данном случае помещения с назначением «склад» не могут быть отнесены к  торговым объектам по смыслу статьи 378.2 НК РФ, поскольку данных о наличии законных оснований прийти к иному выводу в материалы дела не представлено.

Кроме того, решением комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, от *** года № *** по заявлению Скопцова В.В. нежилое помещение с кадастровым номером: *** исключено из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 и 2024 годы.

Комиссией были приняты во внимание фотоматериалы (представлены в материалы дела) и акт обследования (не представлен).

Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области было издано соответствующее распоряжение от *** года                 № ***.

Данных о том, что состояние и использование спорного помещения административного истца за предшествующий период 2020, 2021 года было иным  - не имеется.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время имеет место новое правовое регулирование (утратило силу Постановление Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 года № 136-П и утвержденный им Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость),  что административный истец не обращался по заявленным периодам в установленном порядке в течение длительного времени, правого значения не имеет.

Так, названый Порядок действовал в спорный период, на момент утверждения оспариваемых Перечней.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Представителем административного ответчика обращено внимание на размещение на фасаде здания *** вывесок «шиномонтаж», «автосервис», что зафиксировано на фотографиях истца, а также на размещение в открытом доступе в сети Интернет объявления о нахождении по адресу: ***, магазина автомобильных шин и дисков. 

Зафиксированное в фотоматериалах размещение на фасаде здания *** по адресу: ***, вывесок «шиномонтаж», «автосервис» (фото представлены административным истцом на рассмотрение комиссией) не явилось препятствием для принятия положительного решения об исключении нежилого помещения с кадастровым номером: *** из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022, 2023 и 2024 годы.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства не было доказано административным ответчиком и не усматривалось из представленных материалов нахождение в помещениях административного истца в спорный период шиномонтажа, автосервиса, магазина автомобильных шин и дисков.

Материалы технической инвентаризации здания, спорного помещения не подтверждают использование более 20% соответствующей площади для размещения  офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для объектов торговли, бытовых услуг.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного помещения в оспариваемые перечни на 2020, 2021 годы не имелось.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное помещение подлежало включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет их фактического использования не проводилось.

При таких обстоятельствах требование истца подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2020, 2021 годы и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказа с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующим с момента принятия.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу административного истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административное исковое заявление Скопцова Владимира Васильевича о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 5031 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 7636 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Скопцова Владимира Васильевича в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины  600  рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете      «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято  3 июня 2024 года.