УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-006497-85
Судья Сизов И.А.
Дело № 33-2499/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л
Е Н И Е
город Ульяновск 28
мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой
Л.Г.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 декабря
2023 года по гражданскому делу № 2-5880/2023, по которому постановлено:
исковые
требования Хорьковой Елены Сергеевны удовлетворить.
Обязать
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Хорькову Елену Сергеевну, ***,
специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «город Ульяновск».
Взыскать с
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области в пользу Хорьковой Елены Сергеевны в возмещение расходов на оплату
госпошлины 300 руб.
Заслушав доклад судьи Санатулловой
Ю.Р., пояснения истца Хорьковой Е.С. и ее представителя Сотникова И.А.,
полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Хорькова Е.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
В обоснование заявленных
требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого помещения
в городе Ульяновске, однако, не обеспечена жилым помещением по причине
отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской
области квартир.
С учетом изложенного
просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить ее специализированным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено Министерство
социального развития Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области содержится просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового
решения об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого
помещения вне очереди и заключении договора найма специализированного жилого
помещения, а также установлении Министерству срока для принятия решения о
предоставлении истцу спорного жилого помещения не позднее 31.12.2024.
В обоснование доводов жалобы указано, что Министерством жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области принимаются исчерпывающие меры
для реализации возложенных на него полномочий по обеспечению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей-сирот. Невозможность обеспечения истца жилым помещением по достижении
возраста 18 лет является следствием недостаточности выделяемого на данные цели
финансирования. При этом ответчиком приняты исчерпывающие меры по обеспечению
истца жилым помещением. Обязанность по обеспечению истца жилым помещением
Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области признается, вместе с тем реальная возможность обеспечить истца жилым
помещением имеется только в 2024 финансовом году.
Представители
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области, Министерства социального развития Ульяновской области в суд
апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы
извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со
статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и
следует из материалов дела, Хорькова Е.С., ***, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать Х*** Н.В. умерла *** (л.д.
10, 34, 46, 47).
Решением Координационного
совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Главном управлении труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области (правопреемником которого в настоящее время
является Министерство социального развития Ульяновской области) от 11.06.2015 Хорькова Е.С. была включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
В связи с длительным
периодом непредставления жилого помещения Хорькова Е.С. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой
инстанции, изучив собранные по делу доказательства, оценив доводы и возражения
сторон по правилам статьи 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
руководствуясь положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской
Федерации, Федеральным законом от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о
наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе
судебного разбирательства установлено, что Хорькова
Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, у нее возникло право на обеспечение благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда, данное право не поставлено
действующим законодательством в зависимость от даты включения в список
подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, отсутствие у ответчика необходимых бюджетных ассигнований
на исполнение обязанности по обеспечению указанной категории лиц жилыми
помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от
исполнения данной обязанности в отношении истца.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Судебная коллегия с данным
выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно
пункту 1
статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями
жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых
помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях
признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в
порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного
жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста
18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения
совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов
Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным
в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в
письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Статьей
9 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О
предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области» установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений (пункт 1 части 1).
Предоставление
жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке,
установленном Правительством Ульяновской области (часть 2 статьи 9).
Согласно
статье 2 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, место жительства которых находится
на территории Ульяновской области, благоустроенными жилами помещениями» (далее
– Закон Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО) дети-сироты, которые не
являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, имеют право на однократное обеспечение
благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области по договорам найма специализированных жилых
помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона
Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской
области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сфере строительства (далее - орган, уполномоченный в сфере
строительства), в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных
применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Специализированные
жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма
специализированных жилых помещений в соответствии с Законом
Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области»
(часть 2 статьи 6).
Согласно
Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области (подпункт 13 пункта 2.6) Министерство в сфере строительства
обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя
собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, включая осуществление контроля за состоянием таких помещений.
Из
приведенных выше положений законодательства следует, что в Ульяновской области
обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма
специализированных жилых помещений возложена именно на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области возложена в
Ульяновской области.
Отклоняя доводы жалобы об
отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из того, что
отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в
обеспечении прав указанной категории граждан. Данные вопросы регулируются
бюджетными отношениями, стороной которых Хорькова
Е.С. не является.
Действующее
законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18
лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях
социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных
учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в
образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием
прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Наличие указанных
юридических фактов является основанием возникновения права лиц названной
категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного
фонда.
При этом федеральный
законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое
помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как
необходимость обеспечения возможности осуществления такого права
непосредственно после его возникновения.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с
достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана
надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом
правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 декабря 2023 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 июня
2024 года