УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-007447-48
Судья Бахарева Н.Н.
Дело № 33-2363/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 21
мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 10 января 2024 года по делу №
2-319/2024, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах
Каменевой Светланы Викторовны, удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Каменеву
Светлану Викторовну техническими
средствами реабилитации – ***, согласно индивидуальной программе реабилитации ***
от 09.02.2022.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Каменевой
Светланы Викторовны компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. 00 коп.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная
коллегия
установила:
прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в
интересах Каменевой С.В., обратился в суд с исковым заявлением к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее – ОСФР по Ульяновской области) об обеспечении техническими
средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что Каменева С.В. *** и согласно
индивидуальной программе реабилитации *** подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации: ***, однако до настоящего времени указанными техническими средствами
реабилитации она не обеспечена.
С учетом изложенного прокурор просил суд обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обеспечить Каменеву С.В. указанными техническими средствами
реабилитации, взыскать с ответчика в пользу Каменевой С.В. компенсацию
морального вреда в размере 5000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное
казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской
области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указано, что обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными
органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных
контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в
соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на
получение технических средств реабилитации осуществляется только после
конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда
государственного контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации.
Отмечено, что в целях обеспечения Каменевой С.В.
техническими средствами реабилитации ОСФР
по Ульяновской области заключен государственный контракт от 30.10.2023 ***
на поставку ***, 24.11.2023 сформировано направление со сроком действия по
12.12.2023, 30.11.2023 она обеспечена указанным техническим средством
реабилитации. По заявлению Каменевой С.В. от 20.12.2023 ей сформированы
электронные сертификаты на приобретение ***, электронные сертификаты
активированы 26.12.2023.
Таким образом, ОСФР по Ульяновской области были предприняты
достаточные меры для обеспечения истца необходимыми средствами технической
реабилитации.
Также в жалобе обращено внимание на то, что право на
обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным
правам, а компенсация морального вреда в отношении имущественных прав
действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, доказательств невозможности
продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения ответчиком
виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо
посягающих на принадлежащие Каменевой С.В. другие нематериальные блага, не
представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в с. Акшуат» просит решение суда оставить без
изменения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
До начала судебного разбирательства в суде апелляционной
инстанции прокурором Барышского района Ульяновской области и
представителем ОГАУСО
«Психоневрологический интернат в с. Акшуат», являющимся законным представителем
Каменевой С.В., представлены письменные заявления об отказе от исковых требований в части возложения
на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области обязанности обеспечить Каменеву С.В. техническими
средствами реабилитации***.
В
соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от
иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы
других лиц.
Согласно
части 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы,
представления, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции
заявлении в письменной форме.
В
силу части 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска
определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173,
главой 14.1 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска суд
апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает
производство по делу.
Судебная
коллегия полагает возможным принять отказ прокурора от иска в указанной им
части, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и
законные интересы других лиц, последствия отказа от иска прокурору известны и
понятны.
При
таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить
Каменеву С.В. техническими средствами реабилитации: *** подлежит отмене, а производство по делу в данной части – прекращению.
Законность
и обоснованность решения суда первой инстанции в остальной части проверена
судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Каменева
С.В., ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от *** подлежит обеспечению техническими
средствами реабилитации: *** (л.д. 14 оборот-15, 16-22).
Поскольку
Каменева С.В. не была своевременно обеспечена указанными техническими
средствами реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования прокурора о взыскании
компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав
инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации,
пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании
с ответчика компенсации морального вреда.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными
выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении
юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм
материального и процессуального права.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или
утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а также организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила),
согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства
(изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его
интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или
фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган
субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана),
уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим
исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий
Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и
отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями
и причиненным вредом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
С учетом указанных требований закона суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении Каменевой С.В.
полагающимися ей техническими средствами реабилитации, существенно нарушает ее
личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья истца без предоставления ей положенных технических средств
реабилитации она испытывает ограничения в жизнедеятельности.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий
жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с
этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.
Также вопреки доводам жалобы, размер компенсации морального
вреда судом определен с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, в том
числе возраста и *** истца, продолжительности нарушения прав истца, его
нуждаемости в технических средствах реабилитации, степени перенесенных истцом
нравственных страданий.
Установленный судом первой инстанции размер компенсации
морального вреда в сумме 5000 руб. отвечает требованиям разумности и
справедливости. Правовых оснований для снижения компенсации морального вреда
судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой,
всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 326.1, 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора
Барышского района Ульяновской области от
исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения обязанности обеспечить Каменеву Светлану
Викторовну техническими средствами реабилитации: ***.
Решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 10 января 2024 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить
Каменеву Светлану Викторовну техническими средствами реабилитации – ***, производство по делу в указанной части
прекратить.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая
2024 года