Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение пенсии
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 04.06.2024 под номером 112780, 2-я гражданская, об обязании включить в специальный трудовой стаж период работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0004-01-2023-007324-64

Судья Савелова А.Л.                                                                       Дело № 33-2198/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акимовой Светланы Николаевны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2024 года, по гражданскому делу №2-308/2024, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Акимовой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы с 26.10.1993 по 05.09.2011 в должности медицинской сестры в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсию отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Акимовой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Акимова С.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивировала тем, что 14.11.2023 она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии пенсионного органа №175047/23 от 23.11.2023 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Считает решение незаконным и необоснованным, поскольку в период работы с 26.10.1993 по 05.09.2011 (17лет 10 месяцев 10 дней) в должности медицинской сестры в ***, с 02.09.2002 переименованном в *** с 20.02.2008 переименован в *** она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья. В специальный стаж (на дату обращения 14.11.2023) ей было засчитано 15 лет 4 мес. 6 дней, при этом в её пенсионный стаж не были засчитаны периоды с 26.10.1993 по 05.09.2011 в должности медицинской сестры, поскольку Дом детства не относится к учреждениям здравоохранения.

Просила суд обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья периоды работы: с 26.10.1993 по 05.09.2011 (17 лет - 10 месяцев - 10 дней), а именно: с 26.10.1993 по 30.10.1996 в должности  медицинской сестры (групповой) ***. С  01.11.1996 по 11.10.1998 в должности медицинской сестры узких специалистов, с 12.10.1998 по 01.11.2019 в должности старшей медицинской сестры, с 02.11.2009 по 05.09.2011 в должности главной медицинской сестры, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение. 

В апелляционной жалобе Акимова С.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. 

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, считает, что формальное несоответствие наименования учреждения, в котором она работала в должности медицинской сестры, без изменения  направлений, целей и задач самого учреждения, наименованию учреждений, поименованных в соответствующих Списках, не должно умалять гарантированное Конституцией Российской Федерации право на  пенсионное обеспечение. Указывает, что должностные обязанности медицинской сестры Дома детства, в связи с его переименованием не менялись. Она, как медицинская сестра получала надбавку за работу в специализированном учреждении. Данное учреждение создано для детей с отклонениями в развитии, в его задачи входило обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников их медицинское обслуживание. Полагает, что  медицинским работникам организаций социального обслуживания, образованных в связи с реорганизацией специализированных домов ребенка (при передаче в систему социальной защиты), предназначенных для помещения под надзор детей-сирот, в соответствии с действующим законодательством также может быть предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение. В обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику. Выражает несогласие с выводом суда о том, что период её работы с 01.01.1999 по 05.09.2011 представлен общими условиями труда без указания кода условий для досрочного назначения страховой пенсии, что является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку, по мнению заявителя, неуплата работодателем дополнительного тарифа для страховых взносов сама по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного периода в её специальный стаж.

Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.330 ГПК РФ  основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера нарушений судом не допущено.

Как следует из материалов дела, 14.11.2023 Акимова С.Н., *** года рождения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области от 23.11.2023 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности медицинского стажа.  Истице рекомендовано обратиться за назначением досрочной страховой пенсией по старости в соответствии со ст. 8  ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений, предусмотренных Приложением №6 к настоящему Федеральному закону, не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

По сведениям пенсионного органа на дату обращения (14.11.2023) у истицы продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 составляет 15 лет 4 месяца 6 дней, при требуемой продолжительности не менее 30 лет.

Ответчиком  в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 Акимовой С.Н. засчитаны периоды работы с 01.08.1989 по 11.08.1993 (04-00-11) в качестве лаборанта в ***, в настоящее время *** с  06.09.2011 по 22.11.2012 (01-02-17), с 24.11.2012 по 31.12.2022 (10-01-08) – в качестве медицинской сестры; с 08.12.2016 в качестве медицинской сестры в ***, должность и учреждение предусмотрены Списком от 29.10.2002 №781.

Не засчитаны пенсионным органом в специальный стаж истицы периоды с 26.10.1993 по 05.09.2011 (17-10-10) в качестве медицинской сестры в *** с 02.09.2002 переименованном в ***, по тем основаниям, что наименование учреждения не предусмотрено Списками от 06.09.1991 №464, от 22.09.1999 №1066, от 29.10.2002 №781.  Согласно заключению о праве на досрочное пенсионное обеспечение работников ***  от 02.12.2004 *** является образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Положением от 04.12.1991 (л.д.13-15, т.1).

Акимова С.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.01.2000.

Истица, полагая решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой  пенсии незаконным обратилась в суд с настоящим иском о включении в специальный стаж, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости спорных периодов работы и назначении пенсии.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Акимовой С.Н.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Списками, утвержденными Постановлениями Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, а также Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавшими и применявшимися до 29 октября 2002 года, дома детства, детские дома, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, детские дома, дома детства также не включены.

Из копии трудовой книжки *** Акимовой С.Н. и справки № 01/1313, выданной ***, следует, что Акимова С.Н. работала в данном учреждении с 26.10.1993 по 11.10.1998 в должности медицинской сестры, с 12.10.1998 переведена на должность старшей медицинской сестры, 02.11.2009 переведена на должность главной медицинской сестры. 05.09.2011 уволена по собственному желанию (л.д. 67 оборот-70, 72, т.1).

Решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 04.10.1988 № 465 *** отдела здравоохранения облисполкома передан отделу народного образования облисполкома, организован *** для воспитания детей от 0 до 18 лет.

Согласно Положению об *** в редакции от 30.01.1989 *** находится в системе народного образования (п.1.3). В *** принимаются дети с рождения до 16 лет.

Из Положения об областном специализированном доме детства от 04.12.1991 следует, что в функциональном отношении *** является межведомственной организацией, так как осуществляет медицинскую и педагогическую деятельность (л.д.189-194, т.1). Все дети, проживающие на территории области и оставшиеся без попечения родителей в возрасте от рождения до 16 лет, поступают в ***.

Из п. 2.3 Устава, утвержденного 24.04.1996, следует, что в функциональном отношении *** является межведомственной организацией, так как осуществляет как педагогическую, так и медицинскую деятельность. Консультативную и организационную помощь по медицинским вопросам и учебе медперсонала *** получает от Комитета здравоохранения администрации Ульяновской области.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом *** ( п.5.9. Устава).

Согласно лицензии *** имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам (л.д.54, т.1).

Согласно Уставу ***, утверждённому 07.08.2002, *** осуществлял врачебную амбулаторно-поликлиническую помощь по следующим специальностям: педиатрия, психиатрия, неврология, отоларингология, офтальмология, кардиология, стоматология, хирургия, ортопедия, дерматология, физиотерапия, массаж и другую медицинскую деятельность, направленную на полное медицинское обследование поступающих детей с последующей реабилитацией и обеспечением состояния здоровья, физического и психического развития в соответствии с возрастом.

Аналогичные положения содержал и утверждённый 15.09.2009 Устав ***

Из материалов дела следует, что решением Комитета здравоохранения администрации Ульяновской области и Управления образования администрации Ульяновской области от 19.10.2000 детей до 4-лет, помещенных в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения со стороны нервной системы и психики с целью социальной защиты решено переводить в *** (л.д. 2, т.2).

Таким образом, имело место разграничение деятельности между *** и ***, заключающееся в состоянии здоровья ребенка.

В Номенклатуру медицинских организаций, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, детские дома не включены.

Отсутствовали названные организации и в ранее принятых номенклатурах учреждений здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 627 от 07 октября 2005 года, приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации № 395 от 03 ноября 1999 года, № 229 от 03 ноября 1999 года).

Суд первой инстанции, разрешая требования истца в части включения в специальный стаж периодов работы с 26.10.1993 по 30.10.1996 в должности медицинской сестры ***; с 01.11.1996 по 11.10.1998 в должности медицинской сестры узких специалистов; с 12.10.1998 по 01.11.2009 в должности старшей медицинской сестры с 02.09.2002 переименованном в ***; с 02.11.2009 по 05.09.2011 в должности главной медицинской сестры с 20.02.2008 переименованном в ***, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.

При этом суд первой инстанции, руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, обоснованно исходил из того, что после 1 октября 1993 года работа в должности медицинской сестры в образовательном учреждении не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Период работы Акимовой С.Н. с 01.01.1999 по 05.09.2011 представлен работодателем общими условиями без указания кода условий для досрочного назначения страховой пенсии.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела *** в оспариваемые периоды не имел в качестве структурного подразделения здравпункта, медицинского пункта, согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ (***) являлся образовательным учреждением и не относился к учреждениям системы здравоохранения, должность медицинской сестры, медицинской сестры узких специалистов, старшей медицинской сестры, главной медицинской сестры отнесены к учебно-вспомогательному персоналу, при таких обстоятельствах суд правомерно не установил правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой  инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебном постановлении.

Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, не имеется.

При этом, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, свидетельствующим об отнесении учреждения к образовательным учреждениям, а не учреждениям здравоохранения или учреждениям социального обслуживания.

Судом сделан мотивированный вывод, что работа истицы в должности медицинской сестры ***, с 02.09.2002 ***, с 20.02.2008 в *** и наличием в данных учреждениях отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истца в должности медицинской сестры, предусмотренной списками, само по себе не свидетельствует, что данные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной (уставной) деятельностью.

Иное толкование норм пенсионного законодательства, изложенное в апелляционной жалобе, не может служить основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акимовой Светланы Николаевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2024 года.