Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об освобождении от уплаты исп.сбора
Документ от 28.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112770, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания испольнительного сбора от 23.11.2023, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-007549-33

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело № 33а-2385/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            28 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 января 2024 года, с учетом определения того же суда от 4 марта 2024 года об исправлении описки, по делу №2а-327/2024, по которому постановлено:      

административный иск Министерства    жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области  удовлетворить. 

Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области   от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению от 23.11.2023 судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств  УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой Ольги Ивановны. 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области обратилось  в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производство УФССП России по Ульяновской области     Чеджемовой О.И. об освобождении от  взыскания исполнительского сбора.

В обоснование  требований  указано, что 14.11.2023 в МОСП по исполнению особых исполнительных производство УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №*** в отношении  должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области.

Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа  ФС №*** от 08.11.2023, которым на должника возложена обязанность обеспечить  Григорьеву Г.И. специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области  по   решению   Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 11.08.2023.

Постановлением от 14.11.2023 должнику предложено исполнить требования исполнительного документа в  пятидневный срок.

23.11.2023 судебным приставом - исполнителем Чеджемовой О.И.  вынесено постановление  о взыскании с  Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

Административный истец не согласен с вынесенным постановлением, так как решение суда исполняется. Министерство согласно  ст. 161 ч. 11 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и не может потратить денежные средства, выделяемые из казны области. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 г.г.». Для исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственные контакты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с проведением аукционов, предусмотренных названным Федеральным законом.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства  Ульяновской области просит  освободить  от  взыскания исполнительского сбора в размере 50 000  руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора  от  23.11.2023.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика    УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица -      Григорьева Г.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. В обоснование доводов жалобы указывает на правомерность вынесения постановления о взыскании  исполнительского сбора, поскольку решение суда должником в установленный добровольный срок не исполнено. Судом не учтено, что в соответствии с ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. В случае невозможности исполнения решения суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта либо о его разъяснении, а также заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу. Обращает внимание, что отсутствие у административного истца необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не может являться безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных ч.1 ст.310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции (п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 №5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

В силу ч.5 ст.41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

При этом неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган в качестве надлежащего ответчика, а также заинтересованных лиц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство жилищно-коммунального комплекса и строительства Ульяновской области в качестве административного ответчика указало судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России  по Ульяновской области  Чеджемову О.И.

Согласно ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

В рамках реализации положений Федерального закона от 21.12.2021            №417-ФЗ в соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» в ФССП России создано главное межрегиональнное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России).

Для осуществления функций указанного территориального органа принудительного исполнения в субъектах Российской Федерации с 01.11.2023 созданы подразделения ГМУ ФССП России. В Ульяновской области – это специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России).

В этой связи межрайонные отделы (отделения) по особым исполнительным производствам территориальных органов Федеральной службы судебных приставов исключаются из структуры и штатного расписания. При оспаривании в порядке главы 22 КАС РФ действий (решений)должностных лиц МОСП УФССП России по Ульяновской области к участию в деле необходимо привлекать            ГМУ ФССП России (129085, г.Москва, проспект Мира, 105, стр.1).

Между тем, указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции. Решение по делу вынесено после 01.11.2023, но ГМУ ФССП России к участию в деле не привлекалось.

Исходя из положений п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ, судебный акт подлежит безусловной отмене судом апелляционной инстанции в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При таком положении решение суда по настоящему административному делу не может быть признано законным, поскольку принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а потому подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного административного дела, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, их процессуальный статус, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 января 2024 года отменить, административное дело №2а-327/2024 направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30.05.2024.