У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-008062-46
Судья Грачева Т.Л. Дело №33а-2372/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
28 мая 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 25 января 2024 года по делу №2а-643/2024, которым постановлено:
в удовлетворении административных
исковых требований УФНС России по Ульяновской области о взыскании с Бикшитова
Наиля Гаясовича, *** года рождения, уроженца города ***, проживающего по
адресу: ***, ИНН *** задолженности по
обязательным платежам: 1466,43
руб., а именно: транспортный налог в размере: 1140,00 руб. за 2018 год. Пени по транспортному налогу: по
налогу за 2018 год на сумму 1140,00 руб. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в
сумме 15,80 руб., по налогу за
2018 год на сумму 1140,00 руб. за период с 07.02.2020 по 28.06.2020 в сумме 31,17 руб., по налогу за 2019 год на
сумму 18 813,00 руб. за период с 02.12.2020 по 26.01.2021 в сумме 149,25 руб. По налогу за 2020 год на
сумму 20 999,00 руб. за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 68,25 руб. Пени по земельному налогу: по
налогу за 2014 год на сумму 737,00 руб. за период с 01.12.2015 по 26.07.2016 в
сумме 61,96 руб. отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Бикшитову Н.Г.
о взыскании обязательных платежей и санкций.
На налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области стоит Бикшитов Н.Г., у которого имеется задолженность по уплате обязательных платежей и санкций. В
собственности Бикшитова Н.Г. в 2018-2020 годах находилось транспортное
средство: автомобиль CHEVROLET LACETTI, ***.
Налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2018 год в
сумме 1140,00 руб., в связи с неуплатой на указанную сумму начислены пени за
период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в сумме 15,80 руб., за период с 07.02.2020 по 28.06.2020 в сумме 31,17 руб.; а также начислены пени на транспортный
налог за 2019 год (18 813,00 руб.) за период с 02.12.2020 по 26.01.2021 в сумме
149,25 руб., пени на
транспортный налог за 2020 год (20 999,00 руб.) за период с 02.12.2021 по
14.12.2021 в сумме 68,25 руб. Пени по
земельному налогу за 2014 год (737,00 руб.) за период с 01.12.2015 по
26.07.2016 составили 61,96 руб.
Налоговым органом выставлены требования №41930 от 25.06.2019, №14643 от
07.02.2020, №42274 от 29.06.2020, №1556 от 27.01.2021, №29711 от 15.12.2021 об
уплате налога и пеней, которые были направлены должнику по почте, однако
задолженность до настоящего времени не уплачена.
Судебный приказ №2а-2914/2022 от 0410.2022 был отменен определением
мирового судьи судебного участка №7 Ленинского района г.Ульяновска от
13.02.2023.
Просило суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу
за 2018 год в размере: 1140,00руб.
за 2018 год; пени за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в сумме 15,80 руб., за период с 07.02.2020 по
28.06.2020 в сумме 31,17 руб., пени,
начисленные на транспортный налог за 2019 год (18 813,00 руб.), за
период с 02.12.2020 по 26.01.2021 в сумме 149,25 руб., пени на налог за 2020 год (20 999,00 руб.) за период
с 02.12.2021 по 14.12.2021 в сумме 68,25 руб., пени по земельному налогу за 2014 год (737,00 руб.) за
период с 01.12.2015 по 26.07.2016 в сумме 61,96 руб., восстановить срок для обращения в суд в связи с ненадлежащим уведомлением налогового органа об отмене судебного приказа
мировым судьей судебного участка №6 Ленинского судебного района г.Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФНС
России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить
или изменить, вынести по делу новое судебное решение.
В обоснование жалобы
указывает, что по первому обращению налогового органа с заявлением о выдаче
судебного приказа по требованию №41930 от 25.06.2019 со сроком исполнения до
03.09.2019, судебный приказ вынесен 04.10.2022, то есть в установленный п.2
ст.48 НК РФ шестимесячный срок.
Судебный приказ был
отменен 13.02.2023 определением мирового судьи судебного участка №7 Ленинского
судебного района г.Ульяновска. Налоговый орган был ненадлежащим образом извещен
мировым судьей об отмене судебного приказа по делу №2а-2914/2022. Об отмене
вышеуказанного судебного приказа заявитель узнал лишь 11.12.2023, что
подтверждается штампом о регистрации и почтовым конвертом. Таким образом, УФНС
России по Ульяновской области обращение в районный суд 09.01.2024 с пропуском срока вызван
уважительными причинами.
В заседание суда апелляционной инстанции
стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального
и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу о наличии
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с п.4 ст.48 Налогового кодекса
Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет
имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об
административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о
взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено
налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести
месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно п.5 ст.48 Налогового кодекса
Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления
о взыскании, предусмотренный пунктами 3
и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен
судом.
Как следует из материалов дела, судом на
основании ходатайства административного ответчика УФНС России по Ульяновской
области было отказано в удовлетворении заявленных требований исключительно
ввиду пропуска налоговым органом срока для обращения в суд.
Доводы административного истца об
уважительности причин пропуска срока, в частности, позднего получения
определения мирового судьи об отмене судебного приказа судом не проверялись, в
оспариваемом решении им оценка не дана.
Кроме того, судом не были истребованы у
мирового судьи сведения о дате направления или передачи указанного определения
налоговому органу.
Без выяснения данных обстоятельств вывод о
пропуске без уважительных причин срока на обращение в районный суд с
административным исковым заявлением, по мнению судебной коллегии, является
преждевременным.
Как видно из материалов дела, налоговый орган
обратился в суд с настоящим административным иском 25.12.2023 (л.д.35).
13.02.2023 был отменен судебный приказ от
04.10.2022 о взыскании с Бикшитова Н.Г.
спорной недоимки (л.д.26, 65).
Данное определение направлено в адрес
взыскателя письмом, датированным 24.04.2023 (л.д.27, 64), а фактически
направленным в УФНС по Ульяновской
области 05.12.2023, вручено адресату
11.12.2023, что подтверждается почтовым конвертом и отчетом об отслеживании с
сайта Почта России (л.д.66, 67).
Отказывая в удовлетворении административного
искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным
истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с административным
исковым заявлением, а уважительные причины несвоевременного обращения в суд
отсутствуют.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд
Российской Федерации в своих определениях, положения ст.95
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают
возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и
направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов
участников административного судопроизводства. Вопрос о возможности
восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом
конкретном случае на основе установления и исследования фактических
обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения
(Определения от 27.03.2018 № 611-О
и от 17.07.2018 № 1695-О).
В соответствии с положениями ч.3 ст.123.7
КАС РФ копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и
должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного
процессуального срока, а также апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской
области последовательно указано на нарушение мировым судьей сроков направления
надлежащего определения об отмене судебного приказа в адрес налогового органа.
Однако данные обстоятельства судом первой
инстанции не были приняты во внимание, что привело к принятию неверного
решения.
Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет
задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное
рассмотрение административных дел, а в статье 6 -
принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении
административных дел.
Данные положения нашли отражение в ч.1 ст.176
КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае,
когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном
соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к
данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела
факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими
требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой
акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.2
и 3
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О
судебном решении»).
Согласно п.39 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении
судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», если суд
апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности решения об отказе в
удовлетворении административного иска, принятого судом первой инстанции в
предварительном судебном заседании (ч.5 ст.138
Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации) или в судебном заседании в связи
с пропуском срока обращения в суд, он отменяет решение суда и вправе направить
дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований,
если суд первой инстанции не устанавливал и не исследовал фактических
обстоятельств дела (п.3 ст.309
КАС РФ).
Принимая во внимание, что судом первой
инстанции не исследовались и не устанавливались иные обстоятельства дела,
судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и
направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения
по существу заявленных требований.
При новом рассмотрении дела суду следует
установить обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешить спор в
соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 25 января 2024 года отменить, административное
дело №2а-643/2024 направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 30.05.2024