Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия по не выбору управляющей организации незаконным
Документ от 28.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112768, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, обязании заключить договор управления МКД, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2023-005027-76

Судья Андреева Н.А.                                                                     Дело №33а-2323/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             28 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 марта 2024 году, по делу №2а-218/2024, которым постановлено:

административный иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, выразившиеся в не заключении договора управления  без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов №1,2,3,4,5 по ул. Строителей, д.№13 по ул. Совхозной и д.№9 по ул. Садовая в с. Русский Мелекесс Мелекесского района, которыми не выбран способ управления.

Обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2024 года заключить договоры управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов №1,2,3,4,5 по ул. Строителей, д.№13 по ул. Совхозной и д.№9 по ул. Садовая в              с. Русский Мелекесс Мелекесского района, которыми не выбран способ управления.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Малышевой А.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора            Дроновой А.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в  суд с административным иском к администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов.

В обоснование заявленных требований указал, что  по результатам проверки, проведенной на основании обращений жителей с. Русский Мелекесс Мелекесского района, установлено, что на территории с. Русский Мелекесс Мелекесского района расположены многоквартирные жилые дома №№1,2,3,4,5 по ул. Строителей, д.13 по  ул. Совхозной и д.9 по ул. Садовая, собственники жилых помещений не выбрали способ управления домом, порядок управления ими не определен, договор управления в отношении указанных многоквартирных домов не заключен, конкурс по отбору управляющей компании не объявлен и не проведен.

Неисполнение администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области требований жилищного законодательства влечет нарушение прав проживающих в многоквартирных домах граждан на получение коммунальных услуг, а также на благоприятные и безопасные условий проживания.

Прокурор просил признать незаконным бездействие, выразившееся в незаключении договора управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов №1,2,3,4,5 по ул.Строителей, д.№13 по ул. Совхозной и д.№9 по ул. Садовая в с. Русский Мелекесс Мелекесского района, которыми не выбран способ управления. Обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.05.2024 заключить договоры управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении указанных многоквартирных домов, которыми не выбран способ управления.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое судебное решение.

В связи с тем, что администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области не вмешивается в договорные отношения третьих лиц, считает, что требование заключить договоры управления без проведения конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов, которыми не выбран способ управления, превышают требования, к органу местного самоуправления, установленные законодательством РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, по жалобам граждан прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории с. Русский Мелекесс МО «Тиинское сельское поселение» расположены дома №№1,2,3,4,5 по ул. Строителей, д.13 по ул.Совхозной и д.9 по ул. Садовая способ управления домами не выбран.

До настоящего времени собственниками помещений многоквартирных домов №№1,2,3,4,5 по ул. Строителей, д.13 по ул. Совхозной и д.9 по ул. Садовая в с.Русский Мелекесс Мелекесского района договоры с управляющими организациями не заключены, соответствующие решения общего собрания не приняты.

Управляющая компания, с которой заключен договор управления МКД, отсутствует, администрацией МО «Мелекесский район» не определена.

Заявления от управляющих организаций на управление домами не были поданы, постановления о создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации администрацией не выносились.

Данные обстоятельства административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались. Из пояснений представителя администрации района в суде апелляционной инстанции следует, что организации не желают быть спорные дома на обслуживание в связи с их ветхим состоянием.

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Мелекесского района допустила незаконное бездействие по непринятию мер по определению управляющей организации спорными многоквартирными домами, тем самым нарушив права неопределенного круга лиц на достойные условия проживания.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

Частью 4 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях, указанных в ч.13 настоящей статьи и ч.5 ст.200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, то орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлены Порядком проведения конкурса по отбору управляющей организации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

В соответствии с ч.17 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.ч. 4 и 13 настоящей статьи и ч.2 ст.163 ЖК РФ, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (ч.8 ст. 161 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 №1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, согласно п.2 которых определение управляющей организации осуществляется решением, в том числе органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с п.5 названных Правил в качестве управляющей организации может быть определена управляющая организация, которая имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (Перечень).

Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Следовательно, на органы местного самоуправления в силу взаимосвязанных положений ч.ч.4, 8, 13 ст.161, ч. 5 ст.200 ЖК РФ возложена обязанность принять меры к определению способа управления этими МКД.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, с учетом установленных обстоятельств данного дела, судебная коллегия считает выводы суда об удовлетворении административного иска прокурора правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Поскольку постановлением администрации МО «Мелекесский район» от 11.11.2022 №1996 признано утратившим силу  постановление от 11.09.2020 №887 «Об утверждении перечня управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО «Мелекесский район», и в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» и с указанного времени эффективных мер по передаче спорных МКД в управление УК не принято, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Вопреки доводам представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции об отсутствии у администрации района обязанности по понуждению управляющих компаний по подаче заявок на включение в перечень УК по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории МО «Мелекесский район», судебная коллегия отмечает, что администрация вправе обеспечить заключение договоров управления в отношении спорных многоквартирных домов без проведения конкурса в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 №1616.

Определенный судом срок для исполнения решения - до 01.09.2024 судебная коллегия признает разумным, отвечающим принципу соблюдения баланса интересов сторон.

Отсутствие договора управления МКД и, как следствие, ненадлежащее техническое обслуживание общего имущества МКД, непроведение периодических осмотров, текущего ремонта создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе в результате обрушения здания либо его элементов, повреждения имущества третьих лиц.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в случаях возникновения чрезвычайной ситуации, при которой управляющая организация перестала осуществлять управление многоквартирным домом, вследствие чего возникла угроза для жизни и здоровья людей, возможность причинения значительного материального ущерба, орган местного самоуправления в порядке, определенном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 12.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», вправе установить местный уровень реагирования и определить муниципальную организацию по управлению многоквартирным домом.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для его отмены и изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                  25 января 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 марта 2024 году, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2024