УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Денисова М.А. 73RS0001-01-2023-007994-56
Дело № 33-2572/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 мая 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Буделеева
В.Г., Шлейкина М.И.,
при секретаре
Герасимове А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 февраля 2024 года, с учетом
определения того же суда от 18 марта 2024 года об исправлении описки, по
гражданскому делу № 2-664/2024, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Засвияжского района города Ульяновска удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обеспечить Киреенко Людмилу Георгиевну, *** года рождения, техническими
средствами реабилитации: ***, в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации № *** к акту освидетельствования № *** от 25.02.2014.
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Киреенко Людмилы Георгиевны, 23.03.1950 года рождения,
компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения прокурора Хованской Ю.В. и истца
Киреенко Л.Г., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная
коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах инвалида *** группы
Киреенко Л.Г., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской
области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации (далее - ТСР), компенсации морального вреда.
В обоснование иска
указал, что Киреенко Л.Г., *** года рождения, является инвалидом 2 группы,
инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида № *** к акту освидетельствования № *** от 25.02.2014 Киреенко
Л.Г. подлежит обеспечению, в том числе ортопедической обувью сложной без
утепленной подкладки в количестве 1 пары и ортопедической обувью на утепленной
подкладке в количестве 1 пары.
Ранее Киреенко Л.Г.
получила *** 07.11.2022. Невыполнение ОСФР по Ульяновской области возложенных
на него обязанностей по обеспечению Киреенко Л.Г. техническими средствами
реабилитации свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида и является
незаконным.
С учетом уточненных
исковых требований, прокурор просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области
обеспечить Киреенко Л.Г. ***, а также взыскать с ответчика в пользу К*** Л.Г. в
счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Суд привлек к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации и, рассмотрев спор по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим
отмене. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции обязал
Отделение обеспечить Киреенко Л.Г. ТСР при отсутствии действующего заявления
инвалида на обеспечение ТСР. Кроме того, суд обязал на будущее время обеспечить
Киреенко Л.Г. ***. Однако возможность обеспечения ТСР на будущее время
действующим законодательством не предусмотрено. В обоснование жалобы ссылается
на Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Федеральный закон от
05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», административный
регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению
государственной услуги, в том числе по выплате компенсации за самостоятельно
приобретенные инвалидами ТСР, утвержденный приказом Фонда социального
страхования Российской Федерации от 16.05.2019 № 256. Указывает, что
обеспечение ТСР осуществляется на заявительной основе. Лишь при наличии
активного заявления в информационной базе у ОСФР по Ульяновской области
появится обязанность в обеспечении инвалида ТСР. Просит учесть, что инвалид не
воспользовался предусмотренной возможностью приобретения (оплаты) ТСР (по
установленному перечню) с использованием электронного сертификата за счет
бюджетных средств. Обращает внимание, что до настоящего времени заявление на
обеспечение ТСР в установленной форме Киреенко Л.Г. подано не было. Письменное
обращение инвалида 14.09.2023 не может рассматриваться как заявление на
обеспечение ТСР установленной формы в соответствии с действующей индивидуальной
программой реабилитации. Считает, что основания для удовлетворения требований о
взыскании компенсации морального вреда отсутствуют. По мнению автора жалобы,
действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации
морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида. Просит
учесть, что при отсутствии в федеральном законодательстве нормы,
предусматривающей возможность взыскания компенсации морального вреда по делам,
возникающим из правоотношений по обеспечению граждан средствами технической
реабилитации и отсутствии в законе о бюджете фонда расходов на взыскание
морального вреда, выплата указанной суммы будет являться нецелевым
использованием средств бюджета фонда.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для
отмены или изменения решения суда.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Киреенко Л.Г., *** года рождения, является
инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 61-62).
В соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида № *** к акту
освидетельствования № *** от 25.02.2014 Киреенко Л.Г. нуждается в обеспечении,
в том числе *** Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных
или абилитационных мероприятий – бессрочно (л.д. 10-13).
По сведениям,
представленным ответчиком, по заявлению от 01.11.2021 Киреенко Л.Г. обеспечена
следующими ТСР:
- *** на период с
04.05.2022 по 03.05.2023 (л.д. 42),
- *** на период с
04.05.2022 по 03.05.2023 (л.д. 40),
- *** на период с
07.06.2022 по 06.06.2023 (л.д. 41).
По заявлению от
30.06.2022 Киреенко Л.Г. обеспечена путем реализации электронных сертификатов
следующими ТСР (л.д. 43-45, 48-50):
- *** на период с
07.11.2022 по 06.11.2023,
- *** на период с
07.11.2022 по 06.11.2023
14.09.2023 Киреенко Л.Г.
обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением, в котором указывала на
необходимость обеспечения ее ТСР согласно ИПР от 25.02.2014 с учетом
установленных сроков пользования ТСР (л.д. 51).
Поскольку Киреенко Л.Г.
не была обеспечена спорными ТСР, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон,
подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел
к верному выводу о частичном удовлетворении иска.
Вывод суда
мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 181-ФЗ).
Статья 5.1
Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает что регистрация решений о признании гражданина инвалидом, в том числе об
отнесении к категории «ребенок-инвалид», осуществляется в государственной информационной
системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
Учет сведений об инвалидах, в том числе о
детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях
жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты
профессиональной трудоспособности инвалида, назначенных и проводимых
реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду
денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты (поддержки), осуществляется
в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая
платформа в социальной сфере». Использование содержащихся в государственной
информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной
сфере» сведений о лице, признанном инвалидом, необходимых для предоставления
государственных и муниципальных услуг, а также в иных случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном
положением о государственной информационной системе «Единая централизованная
цифровая платформа в социальной сфере», утверждаемым Правительством Российской
Федерации в соответствии со статьей 6.12 Федерального закона от 17.07.1999 №
178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В
соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная
программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения
уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами
государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если
предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство
реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид
приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то
ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства
реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с Перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р, ТСР, в которых нуждается истец, относится к техническим
средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.
Приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 05.02.2021 № 107н установлены сроки пользования
техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими
изделиями, которые составляют корсета полужесткой фиксации - не менее 6
месяцев; бандажа на коленный сустав (наколенник) - не менее 1 года; бандажа на
шейный отдел позвоночника - не менее 1 года; ортопедической обуви сложной без
утепленной подкладки (пара) и на утепленной подкладке (пара) - не менее 6
месяцев.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий
граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. 4 названных
Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается
инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания)
инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В силу п. 5 Правил от 07.04.2008
уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных
Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом,
нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим
его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида
(ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме
выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный
кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим
средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на
обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный
орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо
изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным
органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими
средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок
его действия, который устанавливается в пределах срока действия
государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим
средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного
контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих
предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного
контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в
соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный
орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление,
а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному
заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для
личного использования, - 60 календарных дней.
Из материалов дела следует, что 18.09.2023 Киреенко
Л.Г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с письменным заявлением, в
котором просила обеспечить ее ТСР в соответствии с ИПР от 25.02.2014, в том
числе корсетом полужесткой фиксации, бандажом на шейный отдел позвоночника,
ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке и без утепленной
подкладки, а также бандажом на коленный сустав (наколенниками) (л.д. 51).
То обстоятельство, что заявление Киреенко Л.Г.
не соответствует установленной форме, не свидетельствует о том, что оно не
должно было быть принято в работу ОСФР по Ульяновской области, и не может
лишать инвалида на гарантированный объем социальной помощи.
Из ответа ОСФР по
Ульяновской области от 05.10.2023 на обращение Киреенко Л.Г. следует, что
ответчик смог идентифицировать инвалида, в информационной базе Фонда содержатся
сведения о том, когда, каким ТСР и на какой срок была обеспечена истец, и в
соответствии с установленными сроками использования спорных ТСР на момент
принятия судебного решения Киреенко Л.Г. нуждалась в них, но не была обеспечена
(л.д. 51-52).
Поскольку на момент принятия обжалуемого
судебного решения истец не была обеспечена спорными ТСР, суд первой инстанции
правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными
средствами реабилитации.
Оснований для вывода о том, что суд возложил
на Фонд обязанность по обеспечению Киреенко Л.Г. ТСР на будущее время, не
имеется, так как в решении суда наименование и количество ТСР, в которых
нуждается истец, указаны в строгом соответствии с ИПР.
Ответчик не лишен права учитывать сроки
использования ТСР после их предоставления истцу.
В суде апелляционной инстанции Киреенко Л.Г.
также пояснила, что ее обращение в прокуратуру по вопросу ненадлежащего
обеспечения ТСР было обусловлено нарушением ответчиком сроков предоставления ей
необходимых ТСР, а не в связи с необходимостью возложить обязанность по
предоставлению ТСР в будущем.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, доказательств тому, что истец был обеспечен спорными
техническими средствами реабилитации, в суд первой инстанции представлено не
было, суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных
сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к
признанию выводов суда неправильными и отмене судебного решения не являются.
Разрешая исковые
требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой
инстанции, установив нарушение прав ребенка-инвалида на своевременное
обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному
выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи
150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении Киреенко Л.Г.
полагающимися ей техническими
средствами реабилитации существенно нарушает личные
неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья истца без предоставления ей положенных технических средств
реабилитации она испытывает ограничения в жизнедеятельности.
Учитывая все
вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости,
суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации
морального вреда в размере 10 000 руб.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 2 февраля 2024 года, с учетом определения
того же суда от 18 марта 2024 года об исправлении описки, оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 29.05.2024