Дело № 3а-187/2024
73OS0000-01-2024-000164-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кашина Кирилла Алексеевича к
Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Кашин К.А. обратился в суд с административным
исковым заявлением к Министерству финансов
Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указал,
что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2020 года по
гражданскому делу № *** на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской
области возложена обязанность по обеспечению его благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда. После вступления решения суда в законную
силу исполнительный лист по данному решению был передан в службу
судебных приставов-исполнителей, где возбуждено исполнительное производство.
Решением Ульяновского областного суда от 2
августа 2023 года по делу № *** ему была присуждена компенсация за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вместе с тем решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска об обеспечении его жилым помещением не исполнено до
настоящего времени, чем нарушены его права.
В связи с
этим Кашин К.А. просил присудить ему компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок
в размере 40 000 руб., взыскать расходы по оплате госпошлины в
сумме 300 руб.
Судом к участию в деле привлечены в качестве
административного ответчика Ульяновская
область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве
заинтересованного лица - ГМУ ФССП России
и его структурное подразделение – СОСП по Ульяновской области.
В судебное заседание участники процесса не
явились, извещены. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявшвихся лиц.
Представитель Министерства финансов
Ульяновской области в письменном отзыве на иск просит отказать в его
удовлетворении, поскольку не считает Министерство надлежащим ответчиком по
делу. Судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не
предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта,
которым в порядке правопреемства является Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Заявленный истцом размер компенсации полагает
завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.
Указывает, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области систематически проводится работа по приобретению в
государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для
детей-сирот посредством проведения электронных торгов.
В целях финансовой поддержки детей-сирот,
временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением
Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О
предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000
рублей. Таким образом, считает, что в действиях Министерства отсутствует
нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.
Также указывает на то, что в законе
Ульяновской области от 8 декабря 2023 года № 142-ЗО «Об областном бюджете
Ульяновской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»
предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма
специализированных жилых помещений.
В силу бюджетного законодательства выделение
бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года, а в текущем финансовом году - при условии
внесения соответствующих изменений в бюджет.
В письменном отзыве на иск представитель
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области просит в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство
не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов
может исполнить решение суда.
Кашин К.А. 26 марта 2015 года включен в
список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
14 апреля 2015 года Кашин К.А. обратился с
заявлением в Министерство о постановке в очередь на предоставление жилого
помещения в ***. В настоящее время очередь Кашина К.А. – ***.
Министерством систематически проводится
работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли
закрывать потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к
образованию большой очередности среди данной категории граждан. Проводится
системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по
обеспечению жильем данной категории граждан. Заявленную административным истцом
сумму компенсации считает необоснованной.
Исследовав материалы дела, обозрев
гражданское дело № *** Ленинского районного суда г.Ульяновска, административное
дело № *** Ульяновского областного суда,
исполнительное производство № *** (ранее ***), суд приходит к
следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010
года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный
срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее –
Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане,
лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации,
являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные
требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники
при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации,
наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить
иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за
такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и
процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных
законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по
себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона № 68-ФЗ,
части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано
в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29
марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей
продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня
поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный
акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему
документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об
исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на
которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня
поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в
орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению
судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС
РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4,
пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае,
если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или
неимущественного характера осуществляется органом государственной власти,
органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным
лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного
документа и возбуждения исполнительного производства или производства по
обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта
учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного
акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта
В ходе рассмотрения настоящего дела
установлено, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 21
октября 2020 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования
Кашина К.А. На Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность
обеспечить Кашина К.А. благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на
территории муниципального образования «город Барыш» Ульяновской области.
Решение суда вступило в законную силу 1
декабря 2020 года.
5 марта 2021 года Кашину К.А был направлен
исполнительный лист по почте, корреспонденция вернулась – не вручена по иным
причинам.
По заявлению Кашина К.А. от 13 мая 2021 года
ему 18 мая 2021 год был повторно направлен исполнительный лист серии ***.
18 июня 2021 года исполнительный лист
поступил в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по
Ульяновской области.
1 июля 2021 года на основании данного
исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ***.
Должнику установлен 5-дневный срок для
добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа
без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и
непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие
чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан
исполнительский сбор.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились
требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки
исполнения.
На основании Указа Губернатора Ульяновской
области № 118 от 10 декабря 2021 года с 1 апреля 2022 года упразднено
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, создано
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области с передачей ему функций Министерства строительства и архитектуры
Ульяновской области в сфере строительства и промышленности строительных
материалов и изделий.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/52-П утверждено Положение о Министерстве
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области. С 1 апреля
2022 года полномочия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения переданы
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Определением Ленинского районного суда города
Ульяновска от 29 июня 2022 года в
порядке правопреемства произведена замена должника в исполнительном
производстве с Министерства строительства
и архитектуры Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области.
17 августа 2022 года судебным
приставом-исполнителем вынесено постановление о замене должника в
исполнительном производстве с Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области на правопреемника
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области.
Определением Ленинского районного суда города
Ульяновска от 10 ноября 2022 года было отказано в удовлетворении заявления
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области об отсрочке исполнения решения Ленинского районного суда города
Ульяновска от 21 октября 2020 года по
гражданскому делу № ***.
Данные обстоятельства установлены вступившим
в законную силу решением Ульяновского областного суда от 2 августа 2023 года по
делу №***, которым Кашину К.А.
присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок в размере 45 000 руб. за период с 1 декабря 2020 года (дата вступления в законную
силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2020 года) по
2 августа 2023 года (период неисполнения решения суда составил 2 года 8 мес. 2
дня).
До настоящего времени решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска не
исполнено.
С настоящим административным исковым
заявлением Кашин К.А. обратился в суд 23 апреля 2024 года (дата сдачи искового
заявления в почтовое отделение связи), то есть в установленный частью 8 статьи
3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.
Общий срок неисполнения решения Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 21 октября 2020 года на момент принятия
настоящего решения составляет 3 года 5 мес. 24 дня.
В абзацах 1,
3 пункта 39
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О
некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации
за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о
компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации,
если основанием для его подачи будут являться другие фактические
обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела,
исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом
обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о
присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом
аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или
исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте
длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости
для заявителя.
В данном случае судом оценивается период
неисполнения решения суда с 3 августа 2023 года (следующий день за днем
принятием Ульяновским областным судом решения от 2 августа 2023 года по делу № ***
о присуждении Кашину К.А. компенсации за нарушение права на исполнение решения
суда в разумный срок) по день принятия
судом решения по настоящему делу составляет 9 месяцев 28 дней.
В указанный период времени судебным
приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования
об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения. Вместе
с тем решение суда до настоящего времени не исполнено.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенные административными ответчиками в
качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства
свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по
исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными,
достаточными и эффективными.
В ходе
рассмотрения дела установлено, что исполнительное производство не
приостанавливалось, судебные акты об отсрочке исполнения решения суда не принимались.
Действий, направленных на задержку исполнения судебного акта, со стороны
административного истца не установлено.
При таких обстоятельствах Кашин К.А. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5
Федерального закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного
характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется
соответствующим финансовым органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29
марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета
Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2
статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер
компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по
которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его
последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности,
справедливости.
Учитывая обстоятельства дела,
продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий
для взыскателя, не имеющего собственного жилого помещения, суд считает
необходимым присудить Кашину К.А.
компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в
размере 15 000 рублей. Заявленный истцом размер компенсации в сумме 40 000
руб. не отвечает требованиям разумности, и не соотносится с ранее взысканной в
пользу Кашина К.А. суммой в счет компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок.
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу
истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение
суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями
175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования Кашина Кирилла Алексеевича удовлетворить
частично.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Кашина Кирилла Алексеевича
компенсацию за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей,
расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных
требований отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда подлежит немедленному
исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено
30 мая 2024 года.