Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Документ от 13.05.2024, опубликован на сайте 10.06.2024 под номером 112660, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                Дело № 3а-169/2024                                                                                                                                    73OS0000-01-2024-000133-65

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

13 мая 2024 года                                                                                 г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре    Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Дементьевой Екатерины Михайловны  к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л:

 

Дементьева Е.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб.

В обоснование заявленного требования указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 июля 2020 года на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (правопреемник -  Министерство  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области) возложена обязанность  обеспечить Дементьеву Екатерину Михайловну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения   в Чердаклинском районе Ульяновской области. Исполнительный лист, выданный Ленинским районным судом г. Ульяновска, был  направлен на исполнение в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где   5 октября    2020    года    возбуждено   исполнительное   производство №***. Должником до настоящего времени решение суда не исполнено.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве административного ответчика Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании Дементьева Е.М. и её представитель Сотников И.А. настаивали на удовлетворении требования по доводам, изложенным в  административном иске.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на административный иск указал на то, что считает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Министерство).

Заявленный истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.

Министерством проводилась систематически работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

Дементьевой Е.М. была предложена  в июле 2022 года квартира, расположенная по адресу: ***.  Однако она отказалась от предоставленной ей квартиры. После того, как она изъявила  желание получить квартиру в ***, ей по телефону 4 апреля 2024 года было предложено осмотреть квартиру по адресу: ***. Однако она отказалась её осматривать.

Объем выделенного на 2022 и 2023 годы финансирования, а также количество детей-сирот, числившихся в реестре на предоставление жилых помещений до административного истца, не позволили Министерству обеспечить    её жилым помещением в 2022 и 2023 годах.

С учетом объективного состояния рынка недвижимости, а также с учетом доведенных лимитов финансирования, у Министерства отсутствовала реальная возможность исполнить судебное решение  об обеспечении Дементьевой Е.М. жилым помещением.

Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованной.

Представитель  Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав  материалы настоящего административного дела, обозрев гражданское   дело   Новоспасского   районного   суда  Ульяновской  области  № ***, материалы исполнительного производства № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ) (абзац 1-й).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (абзац 2-й).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Материалами дела   установлено,   что решением Ленинского районного суда   г. Ульяновска    от    21 июля    2020    года    по     гражданскому   делу №***  на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность  обеспечить Дементьеву Екатерину Михайловну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения   в Чердаклинском районе Ульяновской области.  

Указанное решение не обжаловалось в апелляционном порядке и вступило в законную силу 31 августа 2020 года.

Ленинским районным  судом г. Ульяновска 2 сентября 2020 года   направлен прокурору Чердаклинского района Ульяновской области  исполнительный лист серии ***, которым он был 25 сентября 2020 года направлен на исполнение в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области. Данный отдел судебных приставов 30 сентября 2020 года перенаправил указанный исполнительный документ в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, куда  исполнительный лист поступил 2 октября 2020 года. 

5 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании указанного исполнительного документа вынесено   постановление   о   возбуждении   исполнительного   производства  №***, в отношении должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 мая 2022 года произведена замена должника на его правопреемника Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области 4 августа 2022 года обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №***, ссылаясь  в обоснование на то, что Дементьева Е.М. отказалась от заключения договора специализированного найма жилого помещения  в отношении предоставленной ей квартиры ***.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 сентября 2022 года Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области было отказано в удовлетворении данного  заявления о прекращении исполнительного производства №***.

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 11 января 2023 года указанное определение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 сентября 2022 года оставлено без изменения, вступило в законную силу.

До настоящего времени решение  Ленинского районного суда Ульяновской области  от 21 июля 2020 года не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Дементьева Е.М. обратилась в суд 1 апреля 2024 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Определяя продолжительность периода исполнения решения   Ленинского районного суда Ульяновской области  от 21 июля 2020 года, суд считает необходимым руководствоваться  вышеприведенными разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение требований имущественного или неимущественного характера осуществляется  без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства.

При этом суд исходит из того, что требование о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения, очевидно, подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, суд считает необходимым исчислять общую продолжительность исполнения решения Ленинского районного суда Ульяновской области  от 21 июля 2020 года с момента вступления указанного решения суда в законную силу – 31 августа 2020 года.

С учетом этого период исполнения судебного решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет 3 года 8 месяцев и 13 дней.

Приведенное Министерством жилищно-коммунального хозяйства  и строительства Ульяновской области в качестве причины, препятствующей исполнению решения суда, обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

В силу изложенного и, учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Ленинского районного суда Ульяновской области  от 21 июля 2020 года.

При таких обстоятельствах Дементьева Е.М. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Учитывая установленные выше обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Дементьевой Е.М. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб.

Судебные расходы, согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Дементьевой Е.М. были понесены расходы по оплате при подаче данного административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 руб.

В силу изложенного в пользу  Дементьевой Е.М. подлежат взысканию с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Дементьевой Екатерины Михайловны  удовлетворить частично.

Присудить Дементьевой Екатерине Михайловне  компенсацию за нарушение  права  на  исполнение  судебного  акта в разумный срок в размере 50 000 рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу  Дементьевой Екатерины Михайловны  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

В удовлетворении остальной части требования Дементьевой Екатерины Михайловны  о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова