Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 24.05.2024 под номером 112614, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Мерзляков К.В.                                                            73RS0011-02-2023-000579-90

Дело № 33-1873/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда
в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре Дементьевой Е.В., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 26 января 2024 года по гражданскому делу № 2-2-26/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в защиту интересов Селифановой Людмилы Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Селифанову Людмилу Васильевну техническим средством реабилитации***.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) в пользу Селифановой Людмилы Васильевны (паспорт ***) в счет компенсации морального вреда 5000 (пять тысяч) руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах Селифановой Людмилы Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора к государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Селифановой Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» (далее – ГУЗ «Вешкаймская районная больница») о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что Селифанова Л.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида                     № *** от 25 апреля 2023 г. Селифанова Л.В. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации (далее ТСР) - ***.

Данными ТСР Селифанова Л.В. до настоящего времени не обеспечена, чем нарушаются ее права.

В связи с этим прокурор просил суд возложить на ответчиков обязанность обеспечить Селифанову Л.В. указанными ТСР  и взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере  10 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что по заявлениям от 12 января 2024 г. Селифановой Л.В. сформированы электронные сертификаты на приобретение необходимых ТСР. Электронный сертификат на приобретение *** активирован 22 января 2024 г., на приобретении *** активирован 25 января 2024 г. ОСФР по Ульяновской области принимались меры по обеспечению Селифановой Л.В. ТСР., однако она не была ими обеспечена по независящим  от ОСФР по Ульяновской области обстоятельствам. Право на обеспечение инвалида ТСР относится к имущественным правам, тогда как законом возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида не предусмотрена. Доказательств совершения ОСФР по Ульяновской области именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права инвалида либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 стать 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Селифанова Л.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида                     № *** от 25 апреля 2023 г. Селифанова Л.В. подлежит обеспечению ТСР - ***.

Ссылаясь на то, что Селифанова Л.В. до настоящего времени не обеспечена вышеуказанным ТСР, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В суд апелляционной инстанции поступило заявление  и.о. прокурора Вешкаймского района Ульяновской области  и Селифановой Л.В. об отказе от иска в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обеспечить Селифанову  Л.В. ТСР - ***, так как Селифанова Л.В. обеспечена указанными ТСР.

Частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (часть 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона, а также учитывая, что отказ прокурора  и Селифановой Л.В. от иска в части обеспечения инвалида ТСР не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы инвалида или иных лиц, судебная коллегия считает необходимым принять отказ от части иска и прекратить производство по делу в части требований о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Селифанову  Л.В. ТСР - бюстгальтером (лиф-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы, экзопротезом молочной железы.

Между тем, обеспечение Селифановой  Л.В. данными ТСР и отказ прокурора от иска в указанной части не свидетельствуют о незаконности приятого судом первой инстанции решения в части взыскания с ОСФР по Ульяновской области в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Во исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, по заявлению от 16 мая 2023 г. Селифанова Л.В. состояла на учете в качестве нуждающейся  в обеспечении ТСР – ***.

12 января 2024 г. Селифановой Л.В. сформированы электронные сертификаты на приобретение необходимых ТСР. Электронный сертификат на приобретение *** активирован 22 января 2024 г., на приобретении *** активирован 25 января 2024 г.

Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению инвалиду указанных ТСР, то выводы суда первой инстанции о взыскании с  ОСФР по Ульяновской области  в пользу Селифановой Л.В. компенсации морального вреда являются законными и обоснованными.

Так, пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Поскольку Селифанова Л.В. была несвоевременно обеспечена необходимыми ТСР, в связи с чем ей были причинены нравственные страдания, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для взыскания с ответчика в пользу инвалида компенсации причиненного морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области  об обратном не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых ТСР ответчик нарушил личные неимущественные права Селифановой Л.В.

Размер компенсации морального вреда судом определен с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе возраста и инвалидности истца, продолжительности нарушения прав истца, его нуждаемости в ТСР, степени перенесенных истцом нравственных страданий.

Установленный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб. отвечает требованиям разумности и справедливости. Правовых оснований для снижения компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 173, 220, 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Принять отказ прокурора Вешкаймского  района Ульяновской области и Селифановой Людмилы Васильевны от иска  в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Селифанову Людмилу Васильевну техническими средствами реабилитации - ***.

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 26 января 2024 г. в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Селифанову Людмилу Васильевну техническими средствами реабилитации - *** отменить.

Прекратить производство по делу в указанной части в связи с отказом от иска.

В остальной части решение Майнского районного суда Ульяновской области от 26 января 2024 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное определение изготовлено 19 апреля 2024 г.