Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за приобретение ТСР
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 30.05.2024 под номером 112584, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-006238-86

Судья Царапкина К.С.                                                                          Дело № 33-2240/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска   от 18 января 2024 года по гражданскому делу № 2-104/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Долгушина Владимира Александровича удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу законного представителя Долгушина Владимира Александровича – Сазоновой Ольги Георгиевны расходы на приобретение технических средств реабилитации в размере 51 493 руб. 48 коп., компенсацию морального вреда – 7000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Долгушина В.А. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение технического средства реабилитации.

В обоснование заявленных требований указано, что Долгушин В.А., ***, ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 24.06.2021  №935.4.73/2021 Долгушин В.А. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ***. В связи с необеспечением данным техническим средством реабилитаций законный представитель Долгушина В.А. – Сазонова О.Г. была вынуждена приобрести за счет собственных денежных средств 1268 *** на общую сумму 73 238 руб., предоставив в подтверждение товарные чеки.

Учитывая изложенное, прокурор просил суд взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу законного представителя *** Долгушина В.А. – Сазоновой О.Г. денежные средства в размере 73 238 руб., затраченные на приобретение *** а также компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено                Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку суд взыскал с ОСФР по Ульяновской области расходы на приобретение технических средств реабилитации в размере 51 493 руб. 48 коп. при отсутствии заявлений *** в обеспечении техническими средствами реабилитации по действующим индивидуальным программам реабилитации или абилитации инвалидов и заявлений о возмещении расходов по приобретению технических средств реабилитации. Обеспечение *** техническими средствами реабилитации, а также выплата компенсации за самостоятельно приобретенные технически средства реабилитации осуществляются на заявительной основе, однако, Долгушин В.А. с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации от 24.06.2021 №835.4.73/2021 не подавал, несмотря на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации другого размера, не рекомендованного индивидуальной программой реабилитации. Заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации по данной индивидуальной программе реабилитации Долгушин В.А. подал лишь 13.09.2023. Сформировать направление на получение *** по государственному контракту от 21.06.2023 №*** не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц ТСР. Отделением был заключен государственный контракт от 13.10.2023 №*** на поставку ***. Направление по данному государственному контракту не было сформировано в связи с выходом новой индивидуальной программы реабилитации от 23.10.2023 №*** (изменился размер *** – размер М, начало действия реабилитационных мероприятий с 01.07.2021) и закрытием всех ранее поданных заявлений. Сформировать направление на получение *** (размер М, объем талии/бедер до 120 см, с полным влагопоглощением не менее 1800 г) в соответствии с программой реабилитации *** от 23.10.2023 по действующему государственному контракту №*** от 13.10.2023 не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц.

В связи с формированием программы реабилитации *** от 06.12.2023 №*** все ранее поданные Долгушиным В.А. заявления на обеспечение техническим средством реабилитации закрыты. Заявление на обеспечение ТСР в соответствии с действующей индивидуальной программой реабилитации от Долгушина В.А. в Отделение не поступало

Долгушин В.А. самостоятельно приобрел ***, но с заявлением на выплату компенсации в ОСФР по Ульяновской области не обращался, отказ в выплате компенсации не получал, в связи с чем оснований для взыскания с Отделения компенсации не имеется.

Также в жалобе отмечено, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, законом не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав. Выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что выразится в сокращении средств на обеспечение других нуждающихся инвалидов.

Кроме того, в жалобе указано, что размер компенсации морального вреда завышен, в связи с чем подлежит снижению.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Долгушин А.В., ***, ***), в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 24.06.2021 в качестве технических средств реабилитации с 01.07.2021 бессрочно ему рекомендованы в том числе: *** (л.д. 14-15, 27-40).

06.12.2023 разработана новая индивидуальная программа реабилитации *** в связи с изменением антропометрических данных инвалида по заявлению его законного представителя Сазоновой О.Г. от 23.10.2023. Согласно указанной индивидуальной программой реабилитации инвалида Долгушин В.А. подлежит обеспечению ***. в количестве 3 штук в сутки (л.д. 172-178).

В связи с необеспечением данным техническим средством реабилитации законный представитель Долгушина В.А. вынуждена была приобретать за счет собственных денежных средств ***, предоставив в подтверждение товарные и кассовые чеки, в соответствии с которыми приобретено *** на общую сумму 73 173 руб. 28 коп. (л.д. 49-109, 131-142).

Стоимость *** для взрослых для обеспечения инвалидов в 2023 году по последнему исполненному государственному контракту от 13.10.2023 № *** составила 40 руб. 61 коп. за единицу (л.д. 149-159).

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не исполнил свои обязательства по обеспечению инвалида необходимым средством реабилитации в установленный срок, в связи с чем пришел к выводу о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу истца компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники для взрослых в размере 51 493 руб. 48 коп., а также компенсации морального вреда в размере 7000 руб.

Определяя размер компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд руководствовался результатами последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

В силу положений части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240  (далее –Правила) заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Из пункта 15.1 Правил следует, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (действовавший по 26.10.2023), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Порядка).

В соответствии с пунктом 5 Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления ряда документов.

В целом аналогичные положения установлены действующим с 27.10.2023 Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Минтруда России от 26.07.2023  №603н.

Таким образом, из анализа приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.

Как установлено материалами дела, вышеуказанные правила обеспечения Долгушина В.А. техническими средствами реабилитации не выполнены, в связи с чем истец имеет право на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Доводы жалобы о том, что с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации инвалида от 24.06.2021 Долгушин В.А. обратился лишь 13.09.2023, основанием для отмены решения суда не являются.

Из материалов дела и представленных ОСФР по Ульяновской области сведений следует, что Долгушин В.А. является ***, до выдачи ему индивидуальной программы реабилитации *** от 24.06.2021 обеспечивался техническим средством реабилитации – ***, рекомендованным индивидуальными программами реабилитации *** от 28.10.2016, от 28.12.2020. В силу пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства  инвалида однократно. Нуждаемость Долгушина В.А. в обеспечении *** подтверждена последующими разработанными ему индивидуальными программами реабилитации от 24.06.2021 и от 06.12.2023 в связи с изменением его антропометрических данных.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Долгушин В.А. либо его законный представитель не обращались с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, не могут быть приняты во внимание, поскольку истец, обращаясь в суд, фактически инициировал такое заявление, предъявляя требование о выплате компенсации в денежном выражении, размер которой ответчиком не оспаривается.

При этом, как следует из решения суда, взыскание в пользу истца компенсации морального вреда не обусловлено отказом в выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении инвалида Долгушина В.А. полагающимися ему техническими средствами реабилитации существенно нарушает его личные неимущественные права, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца без предоставления ему положенных технических средств реабилитации он испытывает ограничения в жизнедеятельности.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца полагающимися ему техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в его пользу компенсации причиненного морального вреда. Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд правомерно взыскал в пользу Долгушина В.А. компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.

Оснований для снижения определенной судом к взысканию суммы компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата компенсации морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, будет являться нецелевым использованим средств бюджета фонда, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.

Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без  удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2024 года