Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений санпин и пожарного законодательства
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 31.05.2024 под номером 112522, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействия ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области в части непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-006090-80

Судья Павлов Н.Е.                                                                         Дело №33а-2112/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 10 января 2024 года по делу №2а-28/2024, которым постановлено:

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения закона:

- обеспечить эксплуатацию электрических светильников в отрядах №№ 4.1, 7.1, 7.2, помывочном помещении отряда хозяйственного обслуживания, банно-прачечном комплексе, коридоре 2 этажа помещения клуба, флюорографическом кабинете МЧ-10 с колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкциями;

- оборудовать помещения отряда № 7.1 системой пожарной сигнализации;

- обеспечить исправное состояние речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах №№ 4.1, 4.2, 7.2;

- оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ горячим водоснабжением;

- обеспечить приватность санитарных узлов в камерах здания ШИЗО/ПКТ (за исключением камеры № 2 ШИЗО) путем ограждения изолированными кабинами;

- обеспечить исправное состояние сантехнического оборудования в санузлах цехов заготовки и сборки деревообрабатывающего участка, терапевтического и приемного отделений филиала больницы;

- провести ремонт, устранив дефекты и повреждения покрытия стен в спальных помещениях отрядов №№ 1.1, 2.1, 2.2, в умывальных комнатах отрядов №№ 3.1, 4.1, карантинного отделения, в санузле отряда № 4.1, в комнатах воспитательной работы отряда № 4.1, хранения личных вещей отряда № 4.2, в здании клуба, душевой и кабинете заведующего банно-прачечного комплекса, в камерах ШИЗО №№ 1, 3, 6, 7, ПКТ №№ 1, 2, 3, 5, 8, в душевой и комнате хранения спальных принадлежностей здания ШИЗО-ПКТ, в производственных помещениях и душевой цеха заготовки деревообрабатывающего участка, в производственных помещениях цеха сборки деревообрабатывающего участка, участка по изготовлению мебельной фурнитуры, в кабинете фельдшера и коридоре здания МЧ-10, санузле столовой больницы, коридоре приемного отделения больницы, палатах №№ 4, 6, 7 хирургического отделения больницы, палате № 2 терапевтического отделения больницы, эндоскопическом и ингаляторном кабинетах больницы, приемном отделении больницы, клинической лаборатории больницы, кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы, процедурном кабинете и гнойной (чистой) перевязочных хирургического отделения больницы, кабинете забора анализов и процедурном кабинете терапевтического отделения больницы, комнатах приема и забора материала, проведения бак-исследований, автоклавной, моечной, средоварочной и препараторской комнатах бактериологической лаборатории;

- провести ремонт, устранив повреждения потолка в умывальных комнатах отрядов №№ 1.1, 3.1, помещении приема осужденных администрацией отряда № 7.1, здании клуба, душевой банно-прачечного комплекса, санузле цеха заготовки деревообрабатывающего участка, производственных помещениях цеха сборки деревообрабатывающего участка, швейного участка, участка по изготовлению мебельной фурнитуры, рентген-кабинете здания МЧ-10, санузле столовой больницы, коридоре приемного отделения больницы, палате № 3 терапевтического отделения больницы, эндоскопическом и ингаляторном кабинетах больницы, приемном отделении больницы, клинической лаборатории больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы, операционной, процедурном кабинете и гнойной (чистой) перевязочных хирургического отделения больницы, кабинете забора анализов и процедурном кабинете терапевтического отделения больницы, кабинетах средоварочной, заведующей, моечной, «ЦГСЭН», комнатах приема и забора материала, проведения бак-исследований, автоклавной, моечной, средоварочной и препараторской комнатах бактериологической лаборатории;

- провести ремонт, устранив повреждения напольного покрытия в спальных помещениях отрядов №№ 1.1, 2.1 и карантинного отделения, умывальной комнате отряда № 3.1, комнатах воспитательной работы отрядов №№ 3.2, 4.1, комнате хранения личных вещей отряда № 4.2, помещении поста младшего инспектора здания ШИЗО-ПКТ, камерах ШИЗО №№ 1, 4, ПКТ №№ 1, 3, 5, 7, санузле цеха заготовки деревообрабатывающего участка, производственных помещениях цеха сборки деревообрабатывающего участка, в производственных помещениях участка по изготовлению мебельной фурнитуры, кабинете фельдшера здания МЧ-10, палатах №№ 4, 6, 7, 11 хирургического отделения больницы, палатах №№ 1, 3, 4, 5, 6, 8 и коридоре терапевтического отделения больницы, в стерилизационном, ЛОР, физиотерапевтическом и ингаляторном кабинетах больницы, в клинической лаборатории больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы, комнатах приема и забора материала, проведения бак-исследований, автоклавной, моечной, средоварочной и препараторской комнатах бактериологической лаборатории;

- провести ремонт, устранив нарушения покрытия труб в палате интенсивной терапии терапевтического отделения больницы, стоматологическом, эндоскопическом, ЛОР, стерилизационном, физиотерапевтическом, ингаляторном кабинетах больницы, в приемном отделении больницы, клинической лаборатории больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы;

- провести ремонт, устранив дефекты покрытия дверей в стоматологическом, эндоскопическом, ЛОР, стерилизационном, физиотерапевтическом и ингаляторном кабинетах больницы, в приемном отделении больницы, в клинической лаборатории больницы, процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы, в системной терапевтического отделения больницы;

- провести ремонт, устранив дефекты покрытия окон в стоматологическом, эндоскопическом, ЛОР, стерилизационном, физиотерапевтическом и ингаляторном кабинетах больницы, в клинической лаборатории больницы, в процедурных кабинетах и кабинете забора анализов туберкулезного отделения больницы;

- оборудовать местной системой вытяжной вентиляции цех заготовки деревообрабатывающего участка;

- привести уровни искусственной освещенности в отрядах №№ 1.1, 7.2, в камерах ШИЗО №№ 1, 3, 4, 8, ПКТ №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8 в соответствие с гигиеническими нормативами показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий (не ниже 150 Лк.).

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителей УФССП России по Ульяновской области Гасанова М.С., ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Илларионовой Н.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Михайловой Т.В., не согласившейся с доводами апелляционных жалоб, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой с участием специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ульяновской области и филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН  России проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, установлено нарушение требований противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой прокуратурой Ульяновской области и Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области руководителям УФСИН России по Ульяновской области и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области внесены представления об устранении нарушений закона. Вместе с тем, контрольная проверка показала, что выявленные нарушения в полном объеме не устранены.

Поскольку администрацией исправительного учреждения не принимаются надлежащие меры к соблюдению требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.

Административный истец просил обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения; обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных в иске работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ МЧС России по Ульяновской области, ФКУ «Центр материально-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, исключив из резолютивной части возложение на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанность: обеспечить эксплуатацию электрических светильников в отрядах №№ 4.1, 7.1, 7.2; оборудовать помещения отряда № 7.1 системой пожарной сигнализации; обеспечить исправное состояние речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отрядах №№ 4.1, 4.2, 7.2; оборудовать камеры здания ШИЗО/ПКТ горячим водоснабжением; провести ремонт, устранив дефекты и повреждения покрытия стен в спальных помещениях отрядов 4.1, в санузле отряда № 4.1, в комнатах воспитательной работы отряда № 4.1, хранения личных вещей отряда № 4.2; провести ремонт, устранив повреждения потолка в помещении приема осужденных администрацией отряда № 7.1; провести ремонт, устранив повреждения напольного покрытия в комнате хранения личных вещей отряда № 4.2; привести уровни искусственной освещенности в отряде № 7.2 в соответствие с гигиеническими нормативами показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий (не ниже 150 Лк.).

Дополнить резолютивную часть сроком доведения УФСИН России по Ульяновской области до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели и (или) материально-технического обеспечения в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Указывает, что судом не приняты во внимание доводы административных ответчиков о необоснованности возложения на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанности по устранению нарушений в отрядах №№4.1, 4.2, 7.1, 7.2 в связи с их консервацией и неиспользованием для проживания осужденных по причине временного характера консервации вышеуказанных отрядов вследствие неполной заполняемости исправительного учреждения.

Считает, что СП 308.1325800.2017 не подлежит применению к зданиям и помещениям исправительного учреждения, так как распространяется на объекты, введенные в эксплуатацию, в том числе по завершению капитального ремонта и реконструкции, с 21.04.2018. Согласно техническому паспорту от 10.12.2009 здание ПКТ и ШИЗО на 75 мест было построено в 1985 году и оборудовано системами отопления, водопровода, канализации, электричества. В здании ПКТ и ШИЗО имеется горячее водоснабжение в помещении коммунально-бытового назначения, в том числе душевых, где осуществляется помывка осужденных. Горячее водоснабжение в камерных помещениях не предусмотрено.

Возложение на УФСИН России по Ульяновской области обязанности довести бюджетные ассигнования (лимиты бюджетных обязательств) до ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области только путем доведения бюджетных ассигнований и без указания разумных сроков исполнения решения суда с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, нарушит принцип обеспечения баланса интересов сторон и не будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области также не соглашается с решением суда, просит его отменить, приводит доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 1.1 – 1.7 Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области названное исправительное учреждение является учреждением уголовно-исправительной системы, его учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Положениями ст.5.12 Устава ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как установлено по делу, 01.08.2023 сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Ульяновску УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области совместно с представителем прокуратуры Ульяновской области проведена проверка соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях зданий названной колонии (л.д. 29-31).

По запросу прокуратуры Ульяновской области сотрудниками филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России 01.08.2023 был проведен плановый рейдовый осмотр с целью проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, в ходе которого в деятельности колонии также выявлены многочисленные нарушения в материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных (л.д. 32-34).

В адрес ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области Ульяновским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области и прокурором Ульяновской области были внесены представления об устранении выявленных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, однако выявленные недостатки административными ответчиками устранены не в полном объеме.

Согласно ответам УФСИН России по Ульяновской области и ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области на представления прокуратуры часть недостатков нарушения противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства устранены. Выделенных в 2023 году лимитов бюджетных ассигнований недостаточно для устранения указанных прокурором недостатков. Учреждением направлены заявки на выделение бюджетных средств, работы будут выполняться в рамках предоставленных лимитов бюджетных обязательств. Отряды №№ 4.1, 4.2, 7.2 законсервированы, расселены, обесточены, в них запланировано проведение капитального ремонта (л.д. 35-43).

Таким образом, выявленные Ульяновским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области нарушения не устранены административными ответчиками по причине отсутствия финансирования, однако указанное обстоятельство не освобождает их от соблюдения требований законодательства к содержанию зданий и помещений колонии.

Объем выявленных прокурорской проверкой нарушений установлен и административными ответчиками не оспаривался.

Оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, установив, что со стороны ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области имеет место нарушение федерального законодательства, регулирующего соблюдение норм пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что право осужденных и других лиц, пребывающих в помещениях колонии, на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных требований не должно ставиться в зависимость от изыскания ответчиками денежных средств. Администрация исправительного учреждения обязана соблюдать указанные требования законодательства, в связи с чем на данного административного ответчика обоснованно возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.

Несогласие административных ответчиков с возложением на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанности по устранению нарушений в помещениях отрядов №№ 4.1, 7.1, 7.2 со ссылкой на то, что администрацией колонии названные объекты законсервированы и не используются для проживания спецконтингента, и, следовательно, права осужденных, в интересах которых прокурором заявлены требования об устранении нарушений законодательства в помещениях отрядов №№ 4.1, 7.1, 7.2, не нарушаются, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения административных ответчиков от обязанности по устранению выявленных прокурором нарушений на данных объектах.

Консервация объектов носит временный характер, а то обстоятельство, что в настоящее время в колонии содержится заключенных меньше предусмотренного лимита заполнения, не свидетельствует о том, что названные объекты могут содержаться в техническом состоянии, не отвечающем требованиям законодательства, на что обоснованно указано судом в решении .

Доводы в апелляционных жалобах об отсутствии оснований для оборудования камер ШИЗО, ПКТ горячим водоснабжением не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях) (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр) (ред. от 28.12.2023) подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.). Названные требования распространяются на все жилые камеры исправительного учреждения. Доказательств отсутствия технической возможности обеспечения камер ШИЗО и ПКТ горячим водоснабжением административными ответчиками в суд не представлено.

Несогласие УФСИН России по Ульяновской области с возложением судом на Управление обязанности по обеспечению выполнения колонией работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу, не влечет отмену или изменение решения суда, поскольку административный ответчик не лишен права в установленном законом порядке обратиться за отсрочкой, рассрочкой исполнения решения суда на стадии исполнения решения суда, с предоставлением соответствующих доказательств в обоснование своей позиции.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно оценены представленные в дело доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.

Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 10 января 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.05.2024.