Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 14.05.2024, опубликован на сайте 27.05.2024 под номером 112493, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной пенсии, включении спорных периодов работы в страховой стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                73RS0001-01-2023-005132-09

Дело № 33-2135/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      14 мая 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описок от 20 февраля 2024 года, по гражданскому делу № 2-5057/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Косулина Андрея Евгеньевича – удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить Косулину Андрею Евгеньевичу в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан с 01.01.1991 года по 06.12.1991 года, в качестве электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан с 09.01.1985 года по 24.08.1986 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить Косулину Андрею Евгеньевичу в страховой стаж периоды его работы в качестве бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан с 18.06.1992 года по 03.02.1993 года, в качестве машиниста насосных установок на А*** Республики Узбекистан с 10.02.1993 года по 14.04.1994 года, в качестве съемщика-укладчика на К*** с 20.12.1991 года по 25.05.1992 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность назначить Косулину Андрею Евгеньевичу досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29.03.2023 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Косулина Андрея Евгеньевича расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения представителя истца Косулина А.Е. – Ефремова М.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Косулин А.Е. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указано, что решением ОСФР по Ульяновской области от 13.07.2023 Косулину А.Е. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

При этом в страховой стаж не были включены периоды его работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 – в должности электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан, с 01.01.1991 по 06.12.1991 – в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан, с 18.06.1992 по 03.02.1993 – в качестве бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан, с 10.02.1993 по 14.04.1994 – в качестве машиниста насосных установок на А*** Республики Узбекистан, с 20.12.1991 по 25.05.1992 – в качестве съемщика-укладчика на К*** Считает данный отказ незаконным.

С учетом изложенного, Косулин А.Е. просил обязать ОСФР по Ульяновской области включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда периоды работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 – в должности электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан, с 01.01.1991 по 06.12.1991 – в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан, с 18.06.1992 по 03.02.1993 – в качестве бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан, с 10.02.1993 по 14.04.1994 – в качестве машиниста насосных установок на А*** Республики Узбекистан, с 20.12.1991 по 25.05.1992 – в качестве съемщика-укладчика на К*** обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента обращения – с 29.03.2023, взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда о включении спорных периодов в страховой стаж являются ошибочными и противоречат действующему законодательству, поскольку нормативно-правовой акт, на который суд ссылается в своем решение, прекратил свое действие на территории России в связи с денонсацией. Периоды работы Косулина А.Е., имевшие место на территории Республики Узбекистан после 01.01.1991 не подлежат включению в общий трудовой или страховой стаж. Полагает, что период с 09.01.1985 по 24.08.1986 – в должности электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан не подлежит включению в стаж, поскольку не подтверждена постоянная занятость Косулина А.Е. по обслуживанию энергетического оборудования на буровых, а соответствующая должность не предусмотрена Списком № 2. Кроме того, не соглашается с размером взысканных судом судебных расходов, считает их чрезмерно завышенными, поскольку рассматриваемое дело не относится к категории сложных.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Косулин А.Е. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением от 29.03.2023 о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) в связи с работой с тяжелыми условиями труда.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 13.07.2023 № 47843/23 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, на дату обращения у Косулина А.Е. специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой с вредными условиями труда составляет 4 года 4 месяца 8 дней, а общий страховой стаж составляет 37 лет 10 месяцев 15 дней (л.д. 61-64).

При этом ответчик не включил истцу в специальный страховой стаж период его работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 в качестве электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан, поскольку указанная должность не предусмотрена соответствующим Списком № 2, а также отказал во включении в общий и специальный страховой стаж периодов работы Косулина А.Е., имевшие место на территории Республики Узбекистан после 01.01.1991 в связи с денонсацией Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Полагая, что он имеет право на включение спорных периодов в общий и специальный страховой стаж, Косулин А.Е. обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь при этом нормами Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца с 09.01.1985 по 24.08.1986 в качестве электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан, с 01.01.1991 по 06.12.1991 в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан подлежат включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, а периоды работы с 20.12.1991 по 25.05.1992 в должности съемщика-укладчика на К*** с 18.06.1992 по 03.02.1993 в должности бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан, с 10.02.1993 по 14.04.1994 в должности машиниста насосных установок на А*** Республики Узбекистан подлежат включению в общий страховой стаж истца.

Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В силу части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Правом на льготное пенсионное обеспечение по разделу II «Геологоразведочные работы (поверхностные)» Списка № 2 от 22.08.1956 пользовались рабочие по обслуживанию энергетического оборудования на буровых независимо от наименования должности.

Из материалов дела следует, что Косулин А.Е. работал в период с 09.01.1985 по 24.08.1986 в качестве электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан, что подтверждается записью в его трудовой книжке (л.д. 75об.-76).

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Из системного толкования вышеуказанных требований федерального законодательства и разъяснений Верховного суда Российской Федерации следует, что льготный характер работы, включая работу с тяжелыми условиями труда, должен подтверждаться надлежащими письменными доказательствами.

Включая Косулину А.Е. в специальный страховой стаж в связи с работой с тяжелыми условиями труда период его работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 в качестве электромонтера-линейщика, суд не учел, что трудовая книжка является документом, подтверждающим трудовой стаж, а в данном случае речь идет о специальном стаже.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о характере выполняемой работы, специальный стаж определяется на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица.

В рассматриваемом случае для включения истцу периода работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 в специальный страховой стаж необходимо установить, что выполняемая им работа в спорный период соответствовала должности рабочего по обслуживанию энергетического оборудования на буровых, предусмотренной Списком № 2 от 22.08.1956.

Между тем, документы, из которых можно определить, что Косулин А.Е. был занят выполнением работы по обслуживанию энергетического оборудования на буровых, в материалах дела отсутствуют, а занимаемая истцом должность электромонтера-линейщика Списком № 2 от 22.08.1956 не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, оснований для включения Косулину А.Е. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периода его работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 в должности электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан не имеется.

Кроме того, включая Косулину А.Е. в специальный и общий страховой стаж периоды его работы на территории Республики Узбекистан, имевшие место после 01.01.1991, суд первой инстанции не учел следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (действовало до 01.01.2023), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.01.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В пункте 8 указанных Рекомендаций также разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов

Указанное Соглашение от 13.03.1992 Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан с 01.01.2023.

Частью 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таким образом, в силу вышеприведенных требований пенсионного законодательства, решение вопроса о зачете времени работы Косулина А.Е. на территории Республики Узбекистан в страховой стаж истца, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Республики Узбекистан или специального закона.

Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан в настоящее время не заключен.

Исходя из того, что Соглашение от 13.03.1992 денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан с 01.01.2023, иного соглашения в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан не подписано, в материалах дела отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России за истца, основания для включения в страховой стаж истца периодов его работы, имевших место после 01.01.1991 на территории Республики Узбекистан, отсутствуют.

При этом судебная коллегия учитывает, что истец обратился в пенсионный орган по вопросу назначения страховой пенсии 29.03.2023, то есть после денонсации Соглашения от 13.03.1992, в связи с чем, данное Соглашение не подлежит применению к спорным правоотношениям.

С учетом изложенного, оснований для включения Косулину А.Е.. в специальный и общий страховой стаж периодов работы с 01.01.1991 по 06.12.1991 в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан, с 18.06.1992 по 03.02.1993 в должности бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан, с 10.02.1993 по 14.04.1994 в должности машиниста насосных установок на А*** Республики Узбекистан не имеется.

Что же касается выводов суда о включении Косулину А.Е. в общий страховой стаж периода работы с 20.12.1991 по 25.05.1992 в качестве съемщика- укладчика на К*** судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Из ответа ОСФР по Тульской области на запрос суда первой инстанции следует, что сведения, составляющие пенсионные права Косулина А.Е. в наблюдательном деле страхователя «У*** отсутствуют (л.д. 124).

Доказательств выполнения истцом в спорный период работы на территории РСФСР в материалы дела не представлено.

В этой связи судебная коллегия руководствуется заключенным 15.09.2021 между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.

Согласно части 2 статьи 9 Договора при определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается:

в отношении Российской Федерации - страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики;

в отношении Республики Таджикистан - страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.

В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории. При этом подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая устанавливает пенсию (часть 3 статьи 9 Договора).

Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно, во внимание принимается и страховой стаж, приобретенный по законодательству другой Договаривающейся Стороны, а также третьего государства, с которым Договаривающаяся Сторона, назначающая пенсию, имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж (часть 4 статьи 9 Договора).

Таким образом, действующий между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международный договор в области пенсионного обеспечения предусматривает, что страховой стаж лица, имевший место на территории другого государства – участника данного Договора, учитывается при назначении страховой пенсии только в том случае, если страхового стажа, приобретенного по законодательству страны, назначающей пенсию, требуемого для права на нее, недостаточно.

Между тем, как следует, из материалов дела на дату обращения Косулина А.Е. в ОСФР по Ульяновской области за назначением страховой пенсии по старости его общий страховой стаж составил 37 лет 10 месяцев 15 дней, что дает ему право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ по достижении возраста 65 лет.

С учетом изложенного, основания для включения Косулину А.Е. в общий страховой стаж периода его работы с 20.12.1991 по 25.05.1992 в качестве съемщика- укладчика на К*** отсутствуют.

При наличии у Косулина А.Е. специального страхового стажа в связи с работой с тяжелыми условиями труда продолжительностью 4 года 4 месяца 8 дней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ у него отсутствует.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Косулину А.Е. в удовлетворении исковых требований к ОСФР по Ульяновской области о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периодов его работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 в должности электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан и с 01.01.1991 по 06.12.1991 в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан, а также о включении в общий страховой стаж периодов его работы с 20.12.1991 по 25.05.1992 в должности съемщика-укладчика на К*** с 18.06.1992 года по 03.02.1993 в должности бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан, с 10.02.1993 по 14.04.1994 в должности машиниста насосных установок на А***, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по стрости.

Поскольку исковые требования Косулина А.Е. удовлетворению не подлежат, оснований для взыскания в его пользу судебных издержек по оплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 ноября 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описок от 20 февраля 2024 года, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Косулина Андрея Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов его работы с 09.01.1985 по 24.08.1986 в должности электромонтера-линейщика в К*** г. А*** Республики Узбекистан и с 01.01.1991 по 06.12.1991 в должности бурового мастера в К*** г. А*** Республики Узбекистан, а также о включении в общий страховой стаж периодов его работы с 20.12.1991 по 25.05.1992 в должности съемщика-укладчика на К*** с 18.06.1992 по 03.02.1993 в должности бетонщика на строй участке в М*** Республики Узбекистан, с 10.02.1993 по 14.04.1994 в должности машиниста насосных установок на А*** Республики Узбекистан, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по стрости, взыскании судебных расходов отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.05.2024