Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 26.04.2024, опубликован на сайте 16.05.2024 под номером 112419, 2-я гражданская, о назначении пенсии по старости досрочно, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гельвер Е.В.                                                         73RS0008-01-2023-000859-41                                                                                                                   Дело № 33-1929/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 15 декабря 2023 года, с учетом определения того же суда от 7 февраля 2024 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-1-669/2023, по которому постановлено:

исковые требования     Кузьминой Ларисы Николаевны   удовлетворить.           

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  назначить   Кузьминой Ларисе Николаевне пенсию  по старости  в связи с проживанием  в зоне с льготным социально-экономическим статусом с  1 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузьмина Л.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста.

Требования мотивировала тем, что  она имеет право на снижение  пенсионного возраста на 3 года, однако пенсионный орган считает, что этот возраст  может быть снижен лишь на 2 года, поскольку согласно справке ***» от 20.07.2023  и сведений о регистрации в ее паспорте, она проживала в ***, на территории зон с льготным социально-экономическим статусом в периоды: с 26.04.1986 по 30.05.1988, с 31.05.1988 по 10.11.1989, с 16.09.1993 по 06.10.1995 (***), с 17.10. 1995 по 31.01.1998 (г. Инза).  При этом ответчиком не учтено, что  в период  с 11.11.1989  по 15.09.1993  обучения в  училище культуры города Ульяновска, с 28.12.1991 по 30.08.1992 ей был предоставлен академический отпуск  по болезни продолжительностью 8 месяцев 3 дня, во время которого она проживала  у родителей  в ***, относящимся к территории зон с льготным социально-экономическим статусом. Считает, что при таких обстоятельствах  она имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года.

Просила суд обязать ответчика назначить ей пенсию  по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с 30.05.2023 в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. По уточненным в ходе рассмотрения дела требованиям просила назначить ей пенсию с 01.07.2023.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что факт проживания в загрязненной территории должен быть подтвержден документально. Периодическое нахождение на загрязненной территории не дает право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста. Выражает несогласие с выводом суда о том, что в период времени с 28.12.1991 по 30.08.1992 истица постоянно проживала в ***, поскольку сам факт нахождения истицы в академическом отпуске по болезни в указанный период не может служить доказательством её постоянного проживания на территории ***. Кроме того, регистрация по месту жительства истицы в спорный период времени на территории *** отсутствует. Полагает, что факт проживания истицы на указанной территории был неправомерно признан судом только на основании свидетельских показаний. Документального подтверждения данного обстоятельства не имеется. В обоснование доводов жалобы ссылается на судебную практику по аналогичным спорам.

В возражениях на апелляционную жалобу Кузьмина Л.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 20 июля 2023 года  истица Кузьмина Л.Н., *** года рождения  обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Решением пенсионного органа №107611\23 от 18.08.2023 Кузьминой Л.Н. отказано в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста на 3 года, рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 по достижении возраста 53 лет.

В обоснование отказа указано, что истица в период с 11.11.1989 по 15.09.1993 обучалась в г.Ульяновске, то есть фактически находилась вне зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по сведениям пенсионного органа продолжительность проживания (работы) истицы в зоне с льготным социально-экономическим  статусом составляет 7 лет 10 месяцев 21 день с 26.04.1986 по 30.05.1988 (02\01\05) (первоначальная величина снижения пенсионного возраста (1 год) за проживание в период с 26.04.1986 по 30.06.1986), с 31.05.1988 по 10.11.1989 (01\05\10), с 16.09.1993 по 06.10.1995 (02\00\21), с 17.10.1995 по 31.01.1998 (02\03\15), что дает Кузьминой Л.Н. право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 на 2 года (л.д.18-19).

Истица, полагая, что имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 30.05.2023 со снижением пенсионного возраста на 3 года  в связи с проживанием  в зоне с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 8 лет 6 месяцев 24 дня, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд принял во внимание, возраст истицы, что ответчиком не оспаривается ее право  на снижение пенсионного возраста на 2 года, а также то, что в период обучения в ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» с 28.12.1991 по 30.08.1992 она находилась в академическом отпуске по болезни и проживала в ***, при таких обстоятельствах суд нашел установленным факт постоянного проживания истицы в  зоне с льготным социально-экономическим статусом, в период с 28.12.1991 по 30.08.1992, что с учетом периодов проживания, которые не оспариваются ответчиком дает ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона о ЧАЭС на 3 года.

Между тем с выводом суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Статья 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относит граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

Статьей 28.1 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.

Частью 4 ст. 28.1 Закона № 1244-1 определено, что гражданам, указанным в статье 13 данного Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй данной статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 названного Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных названным Законом.

В силу ст. 34 Закона № 1244-1 пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительста РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 №557-р к зоне с льготным социально-экономическим статусом были отнесены отдельные населенные пункты Вешкаймского, Инзенского и Карсунского районов Ульяновской области, в частности, населенные пункты в составе ***, перечень утратил силу с 01.02.1998.

***  согласно Перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом по настоящее время.

Не соглашаясь с выводом суда, судебная коллегия исходит из отсутствия документального подтверждения факта постоянного проживания истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с  28.12.1991 по 30.08.1992.

Как следует из материалов дела, истица Кузьмина Л.Н., *** года рождения,  добрачная фамилия Бокина, после заключения брака 25.02.1995  Кузьмина (л.д. 9).

Документально подтверждается факт проживания Кузьминой Л.Н. в зоне с льготным социально-экономическим  статусом в ***: с 26.04.1986 по 30.05.1988; с 31.05.1988 по 10.11.1989; с 16.09.1993 по 06.10.1995.

С 17.10.1995 по 31.01.1998 в  г. Инза, Ульяновской области и ответчиком не оспаривается ее право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Между тем, истица полагает, что ей должен быть включен период  проживания  в *** с  28.12.1991 по 30.08.1992, поскольку в указанный период она находилась в академической отпуске по болезни и проживала  в этот период  у родителей в ***.

Согласно справке *** от 20.07.2023 Бокина Л.Н. (Кузьмина) была зарегистрирована и постоянно проживала в *** с 31.05.1988 по 10.11.1989; с 16.09.1993 по 06.10.1995 (л.д.14).

Из справки *** от 20.07.2023, следует, что Бокина Л.Н. проживала по месту жительства в *** с 20.04.1977 по 31.05.1988 (л.д.13).

Согласно похозяйственной книги, домовой книги *** Кузьмина Л.Н. (Бокина) была зарегистрирована *** с 31.05.1988 по 10.11.1989; с 16.09.1993 по 06.10.1995 (л.д.42-45).

С 17.10.1995 Кузьмина Л.Н. зарегистрирована в *** (л.д.6).

Кузьмина Л.Н. обучалась на дневном отделении оркестровой и дирижерско-хоровой специализации Ульяновского училища культуры в период с 01.09.1988 по 01.12.1992. С 01.12.1988 по 31.08.1989 находилась в академическом отпуске по болезни, на основании приказа №114 от 02.09.1989 была восстановлена в число студентов после академического отпуска с 01.09.1989, затем с 28.12.1991 по 30.08.1992 Бокиной Л.Н. был предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья, 01.09.1992 она была восстановлена из академического отпуска, что подтверждается *** от 05.10.2023 (л.д.15).

В материалы дела также была представлена выписка из приказа Ульяновского училища культуры №187 от 30.12.1991 о том, что Бокиной Л., учащейся гр.4 «ДОХ» предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья с 28.12.1991 по 30.08.1992 (л.д.11).

В суд апелляционной инстанции истицей была предоставлена справка №1 от 24.04.2024, из которой следует, что на время учебы в Ульяновском культурно-просветительном училище ей было предоставлено  койко-место в общежитии Автомеханического техникума по адресу: *** на период с 19.12.1989 по 25.08.1993.

Приведенные фактические обстоятельства дела указывают, что в период 19.12.1989 по 25.08.1993, который дает право на снижение пенсионного возраста лицам, проживающим (работающим) в зоне с льготным социально-экономическим статусом,  Кузьмина Л.Н. являлась студенткой очного отделения  Ульяновского училища культуры, и ей в городе Ульяновске было предоставлено койко-место в общежитии.

Доводы истицы о том, что в период нахождения в академическом отпуске  с 28.12.1991 по 30.08.1992 она проживала по месту жительства родителей в ***, объективными доказательствами не подтверждены, на момент предоставления академического отпуска истица являлась совершеннолетней.

Таким образом, поскольку факт постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается документально, показания свидетелей К*** Н.С.,  С*** Н.В., П*** Н.В., О*** Н.Ю., Ж****** В.В. в отсутствии документов не могут быть приняты в качестве доказательства данного факта.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

В рамках реализации этих полномочий приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года № 538н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В подпункте «б» пункта 18 данного Перечня предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Таким образом, в указанных актах законодатель определил порядок подтверждения права и условий для назначения пенсии, в соответствии с которым факт проживания (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения в целях пенсионного обеспечения требует документального подтверждения. Показания свидетелей в отсутствии документов не могут быть приняты в качестве доказательства данного факта.

При этом, объективных доказательств, подтверждающих, что при очной форме обучения в училище, где ей было предоставлено койко-место в общежитии, в период академического отпуска истица постоянно или преимущественно проживала в ***, Кузьминой Л.Н. не представлено. Регистрации по месту жительства на территории *** в указанный период она не имела, как следует из ее пояснений в суде первой инстанции в спорный период она была зарегистрирована в городе Ульяновске (л.д.70, оборот).

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 15 декабря 2023 года, с учетом определения того же суда от 7 февраля 2024 года об исправлении описки, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Кузьминой Ларисы Николаевны  к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  о назначении пенсии  по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд  Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:   

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 мая 2024 года.