Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Нарушения ПДД
Документ от 03.09.2008, опубликован на сайте 28.10.2008 под номером 11234, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 73; ст. 264 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Б*** Н.Н.                                                                          Дело № 22-***/2008 г.

КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                             03 сентября 2008 года

Судебная    коллегия   по   уголовным    делам   Ульяновского   областного    суда

в составе:

председательствующего  Маркиной Л.А.,

судей                               Львова Г.В., Морозовой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании 03 сентября 2008 года кассационную жалобу адвоката Х*** Р.А., осужденного П*** Ю.Н. на приговор Засвияжского районного  суда г.Ульяновска от 28 июля 2008 года, которым

П*** Ю*** Н***, родившийся *** декабря 1961 года в г.Ульяновске, со средним  образованием, женатый, имеющий несовершеннолетнего ребенка, работающий водителем в ОАО “А***”, проживавший в г.Ульяновске, ул.Ч***,  д.***, кв.***, ранее не  судимый,

осужден по ст.264 ч.1 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами на 2 года 6 месяцев.

В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное П*** Ю.Н. наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года.

Этим же приговором постановлено взыскать с П*** Ю.Н. в пользу законного представителя потерпевшей Ф*** Л.Н. 135 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением.  

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступление адвоката Х*** Р.А., осужденного П*** Ю.Н., законного представителя потерпевшей  Ф*** Л.Н., мнение прокурора Мачинской А.В., полагавшей, что судебное решение является законным, обоснованным и справедливым, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

В кассационной жалобе (основной и дополнительной) адвокат Х*** Р.А. совместно с осужденным П*** Ю.Н. просит приговор суда отменить,  а производство по делу прекратить. В обоснование своей просьбы они приводят следующие доводы.

Считают, что обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, изложенные в приговоре, установлены судом неправильно, поскольку суд не дал надлежащей оценки всем исследованным доказательствам. По их мнению, исследованные в суде доказательства свидетельствуют об отсутствии у водителя П*** Ю.Н. нарушения Правил дорожного движения и реальной возможности избежать столкновения с пешеходом Н*** С.И. Обращают внимание на показания свидетелей Н*** З.А. и Б*** А.А. в ходе очной ставки между ними, в которых последние подтвердили, что потерпевшая Н*** С.И. выбежала на середину проезжей части дороги из-за движущегося по ней транспортного средства. Утверждают, что в протоколе судебного заседании и в приговоре неверно изложены показания свидетеля Н*** З.А., данные в судебном заседании. Обращают внимание на нарушение Правил дорожного движения со стороны пешехода Н*** С.И., которая не убедилась в безопасности своего движения, перебегала проезжую часть дороги в неустановленном месте, а также указывают на противоречия в показаниях потерпевшей в ходе предварительного следствия и в судебном заседании. Полагают, что невиновность П*** Ю.Н. в наезде на потерпевшую Н*** С.И. подтверждается заключением эксперта от 11 марта 2008 года, поскольку положенная в основу приговора экспертиза от 14 мая 2008 года не может безусловно свидетельствовать о том, что П*** Ю.Н. в состоянии был своевременно обнаружить опасность и имел техническую возможность избежать столкновения с пешеходом путем торможения своего автомобиля. Показания свидетеля Б*** Т.П. в суде о наличии у неё заболевания глаз свидетельствуют, по их мнению, о недостоверности её  показаний в ходе предварительного следствия.

Размер  денежных средств, взысканных с осужденного в пользу потерпевшей в счет компенсации морального вреда, считают необоснованно завышенным.

Кассационное представление на приговор суда отозвано государственным обвинителем Т*** Г.А. в соответствии с ч.3 ст.359 УПК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции:

- адвокатом Х*** Р.М. было заявлено ходатайство о непосредственном исследовании заключений экспертов от 11 марта 2008 года и от 14 мая 2008 года, пояснений потерпевшей Н*** С.И. на л.д.24, допросе свидетеля Б*** А.А.  Кроме того, адвокат просил приобщить к материалам дела ходатайство коллектива ОАО “А***” в отношении П*** Ю.Н.

Выслушав участников процесса по заявленному ходатайству, судебная коллегия определила: удовлетворить его в части приобщения к материалам дела ходатайства коллектива ОАО “А***”.  В остальной части указанное ходатайство отклонить, поскольку указанные в нём доказательства были исследованы судом первой инстанции в полном объеме.

- В своих выступлениях адвокат Х*** Р.А. и осужденный П*** Ю.Н. поддержали доводы кассационной жалобы. Кроме того, осужденный П*** Ю.Н. просил не лишать его права управления транспортными средствами, чтобы иметь возможность работать и погашать взысканные с него денежные средства в пользу потерпевшей;

- законный представитель потерпевшей Ф*** Л.Н. просила приговор оставить без изменения;   

- прокурор Мачинская А.В. указала на несостоятельность доводов кассационной жалобы адвоката и осужденного. Просила приговор суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав осужденного П*** Ю.Н., адвоката Х*** Р.А., законного представителя потерпевшей Ф*** Л.Н., мнение прокурора Мачинской А.В., судебная коллегия считает приговор подлежащим изменению в части назначенного осужденному наказания.

Согласно приговору П*** Ю.Н. осужден за то, что около 15 часов 15 минут 15 сентября 2007 года, управляя технически исправным автомобилем марки ВАЗ-21099, г.н. ***, нарушил п.10.1 Правил дорожного движения РФ, в результате чего  совершил  наезд на пешехода Н*** С.И., которая переходила проезжую часть дороги улицы К*** г.Ульяновска возле дома №***. От данного наезда Н*** С.И. были причинены телесные повреждения, которые в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред её здоровью по признаку опасности для жизни.

В судебном заседании П*** Ю.Н. вину свою не признал и утверждал, что управлял автомобилем, двигаясь со скоростью 50-60 км/час в правом ряду проезжей части дороги ул. К*** в направлении к улице Р***, когда из-за двигающегося во встречном направлении автомобиля марки «Газель» выбежала потерпевшая Н*** С.И., которая в 3-5 метрах от его автомобиля стала перебегать дорогу.  Чтобы избежать столкновения с пешеходом,  он применил торможение своего автомобиля, одновременно поворачивая его направо. Однако избежать наезда на     Н*** С.И. ему не удалось. 

Суд обоснованно отнесся критически к выдвинутой П*** Ю.Н. версии  дорожно-транспортного происшествия, поскольку установленные в суде фактические обстоятельства совершенного преступления, а также виновность осужденного в совершении инкриминируемого преступления подтверждаются совокупностью доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Так, из содержания показаний в суде потерпевшей Н*** С.И. следует, что перед переходом проезжей части дороги ул. К*** она убедилась в отсутствии рядом двигающихся автомобилей в каждом направлении. Только после этого она стала переходить наискосок дорогу со стороны дома №***. Когда до конца проезжей части дороги оставалось два шага, она почувствовала сильный удар двигающегося автомобиля, от которого упала на дорогу. При этом Н*** С.И. утверждала в суде, что перед её выходом на проезжую часть дороги перед ней не проезжал какой-либо автомобиль.

Доводы стороны защиты о том, что показания потерпевшей Н*** С.И. в судебном заседании не соответствуют действительности, суд правильно расценил необоснованными, поскольку по всем существенным обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия они являются последовательными, носят не общий, а детализированный характер.     

Вопреки доводам кассационной жалобы, судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем исследованным доказательствам, в том числе показаниям свидетелей Н*** З.А., Б*** А.А., Б*** Т.П., А*** А.В., Т*** А.И., которые явились очевидцами данного дорожно-транспортного происшествия.

В частности, свидетель Н*** З.А. подтвердила в судебном заседании, что не стала переходить проезжую часть дороги, так как увидела слева от себя двигавшийся автомобиль под управлением П*** Ю.Н.  При этом  она видела, что ранее по дороге с правой стороны проезжали автомобили. В этот момент потерпевшая        Н*** С.И. стала перебегать наискосок дорогу с противоположной стороны. Однако у конца проезжей части дороги её сбил автомобиль под управлением П*** Ю.Н.

Из показаний свидетеля Б*** А.А. следует, что в момент дорожно-транспортного происшествия он находился на переднем пассажирском сиденье автомобиля под управлением П*** Ю.Н.  и  разговаривал с пассажирами, находящимися на заднем сиденье данного автомобиля. Боковым зрением он увидел, как с левой стороны дороги стала перебегать наискосок проезжую часть потерпевшая Н*** С.И. Водитель П*** Ю.Н. стал тормозить, одновременно поворачивая автомобиль  направо. Однако избежать столкновения с пешеходом не удалось.

Свидетели Б*** Т.П., А*** А.В., Т*** А.И. подтвердили в судебном заседании, что находились на заднем сиденье автомобиля под управлением       П*** Ю.Н. и видели, как с левой стороны дороги стала перебегать наискосок проезжую часть потерпевшая Н*** С.И.

Судом исследовались показания свидетелей Н*** З.А., Б*** Т.П., данные ими как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании. Суд выяснил причину изменения ими своих показаний в судебном заседании в части обстоятельств выхода потерпевшей Н*** С.И. на проезжую часть дороги и дал им надлежащую оценку, правильно оценив показания каждого из них, исходя из совокупности всех доказательств.

Суд правильно признал, что показания данных свидетелей не подвергают сомнению вывод суда о виновности П*** Ю.Н. в инкриминируемом ему преступлении, поскольку указанные ими обстоятельства, предшествующие дорожно-транспортному происшествию и имевшие место в момент его совершения, безусловно свидетельствуют о неисполнении водителем П*** Ю.Н. обязанности постоянного контроля за движением своего транспортного средства с учетом интенсивности движения, дорожных и метеорологических условий, реальной возможности обнаружить опасность, в том числе пешехода, вышедшего на проезжую часть дороги, а также принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки своего транспортного средства.

Доводы П*** Ю.Н. и его защитника о том, что потерпевшая переходила проезжую часть дороги с нарушениями Правил дорожного движения, с надетым на голову капюшоном, не являются основаниями для освобождения П*** Ю.Н. от ответственности за совершение инкриминируемого ему преступления.

Кроме того, как следует из приговора, вывод суда о виновности П*** Ю.Н. в нарушении п.10.1 Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей Н*** С.И., основан  на совокупности исследованных доказательств, в том числе на данных, зафиксированных в протоколах осмотра места происшествия и машины, выводах заключений автотехнических, судебно-медицинской экспертиз.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы усматривается, что у        Н*** С.И. обнаружены травмы: открытый многооскольчатый перелом костей левой голени, ушибленная рана внутренней поверхности левой голени с дефектом мягких тканей, закрытый перелом хирургической шейки правой плечевой кисти, которые в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред её здоровью по признаку опасности для жизни.  Характер и локализация повреждений не исключают возможности их образования при столкновении с движущимся автомобилем. В момент столкновения пешеход находился в вертикальном положении и был обращен боковой поверхностью тела к автомобилю.  

В ходе следственных экспериментов с участием Н*** З.А. и Б*** Т.П. было установлено, что пешеход Н*** С.И. прошла расстояние в 11.7 – 12 метров от начала проезжей части до места наезда за 3,2-4 секунды. 

Из заключения автотехнической экспертизы от 14 мая 2008 года следует, что в момент, когда автомашина ВАЗ-21099 находилась от места наезда на расстоянии 41,3 -42,2 метра при движении со скоростью 50 км/час и на расстоянии 50,2 – 51,1 метра при движении со скоростью 60 км/час у водителя П*** Ю.Н. имелась техническая возможность торможением автомобиля предотвратить наезд на пешехода.

Данные, содержащиеся в выводах указанной экспертизы, не имеют противоречий с установленными в суде обстоятельствами дорожно-транспортного происшествия, повлекшими причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

С учетом изложенного  следует согласиться с судом, который признал выводы указанной экспертизы обоснованными, положил их в основу обвинительного приговора с учетом оценки других доказательств, а также правильно не принял во внимание заключение эксперта от 11 марта 2008 года, выводы которого основаны на версии дорожно-транспортного происшествия, выдвинутой осужденным.

Совокупность исследованных судом доказательств дала возможность суду в полном объеме установить фактические обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, позволила достоверно сделать вывод о совершенном при этом нарушении Правил дорожного движения водителем П*** Ю.Н., в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей Н*** С.И. 

Таким образом, действия осужденного П*** Ю.Н. правильно квалифицированы по ст. 264 ч.1 УК РФ.

Утверждения в кассационной жалобе о нарушении уголовно-процессуального закона при  расследовании и рассмотрении дела в суде не соответствуют действительности. Предварительное и судебное следствие проведены с учетом требований УПК РФ. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все представленные суду доказательства исследованы, заявленные сторонами ходатайства разрешены в установленном законом порядке. Все участники процесса были согласны закончить судебное следствие и не заявляли каких-либо ходатайств о его дополнении.

Что касается довода жалобы адвоката о том, что в протоколе судебного заседания и в приговоре показания свидетеля Н*** З.А. изложены неверно, то судебная коллегия находит их несостоятельными. Показания подсудимого, потерпевшего  и всех свидетелей,  изложенные в приговоре, соответствуют их содержанию в протоколе судебного заседания. Как видно из постановления судьи, отклонение замечаний, принесенных адвокатом, защищавшим интересы П*** Ю.Н., на протокол судебного заседания обосновано тем, что в протоколе судебного заседания полно и правильно отражены все  показания допрошенных лиц, а также действия участников процесса.

Нарушений требований УПК РФ, влекущих отмену судебного решения в отношении П*** Ю.Н., судебной коллегией не установлено.

Назначенное осужденному П*** Ю.Н.  наказание в виде лишения свободы соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Выводы суда о возможности исправления П*** Ю.Н. без изоляции его от общества подробно изложены в приговоре в соответствии со ст.307 УПК РФ.

Своё решение о необходимости назначения П*** Ю.Н. дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами суд мотивировал только установленными в суде обстоятельствами дорожно-транспортного происшествия, не дав какой-либо оценки данным о личности осужденного.

Вместе с тем  из материалов дела следует, что П*** Ю.Н. имеет длительный (28 лет) стаж работы водителем. По данным ИЦ УВД Ульяновской области за указанный период времени П*** Ю.Н.  нарушений Правил дорожного движения не совершал, к административной и уголовной ответственности не привлекался. С 2006 года он работает водителем  пожарной охраны ОАО “А***”, где характеризуется только с положительной стороны. Работа Пожидаева Ю.Н. водителем является основным источником дохода его семьи. На его иждивении находится несовершеннолетний ребенок.     

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным освободить П*** Ю.Н. от назначенного ему дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, которое в санкции указанной статьи не является обязательным наказанием.

Разрешая гражданский иск, заявленный законным представителем потерпевшей Ф*** Л.Н., о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, суд учел степень нравственных  страданий  потерпевшей и её законного представителя, связанных с причинением вреда здоровью Н*** С.И., а также материальное положение осужденного. Свои выводы в данной части суд надлежащим образом мотивировал в приговоре.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор  Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28 июля 2008 года  в отношении П*** Ю*** Н*** изменить, освободить его от дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами.

В остальном приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи