Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периолдов в стаж
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 27.04.2024 под номером 112293, 2-я гражданская, о зачете периодов трудовой деятельности в общий и страховой стаж, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2023-006109-23

Судья Высоцкая А.В.                                                                           Дело № 33-1953/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 января 2024 года с учетом определения того же суда от 7 февраля 2024 года об исправлении описки по делу № 2-47/2024, которым постановлено:

 

Исковые требования Фаизовой Натальи Львовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности принять к зачету периоды трудовой деятельности и периоды выплаты пособия по безработице для включения в общий трудовой и страховой стаж удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность принять к зачету в общий трудовой и страховой стаж Фаизовой Натальи Львовны периоды трудовой деятельности с 01.08.1995 по 02.06.1997 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрохозяйства *** Республики Украина и периоды выплаты пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 31.12.2001, в удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Фаизовой Н.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Фаизова Н.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности принять к зачету периоды трудовой деятельности и периоды выплаты пособия по безработице для включения в общий трудовой и страховой стаж. В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 26.09.2023 №*** ей отказано в зачете в общий и страховой стаж периода работы в *** Республики Украина с 01.08.1995 по 02.06.1997 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрохозяйства *** и периодов получения пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 23.05.2002, с 15.11.2002 по 13.05.2003. Причиной отказа послужило прекращение действия с 01.01.2023 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Отказ в принятии к зачету в общий и страховой стаж периодов работы и иных периодов является незаконным. В ее трудовой книжке имеются записи о спорном периоде работы. В страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается в том числе период получения пособия по безработице. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Просила обязать ОСФР по Ульяновской области принять к зачету период трудовой деятельности с 01.08.1995 по 02.06.1997 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрохозяйства *** Республики Украина и периоды выплаты пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 23.05.2002, с 15.11.2002 по 13.05.2003 для включения в общий трудовой и страховой стаж.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решение суда принято с существенными нарушениями норм материального права. Разрешая исковые требования и включая в общий трудовой и страховой стаж Фаизовой Н.Л. указанные периоды, суд первой инстанции, по мнению автора жалобы, применил нормативный акт, не подлежащий применению к спорным правоотношениям. Поскольку включенные судом первой инстанции периоды имели место на территории Украины после 01.01.1991, то при разрешении вопроса о правомерности включения в стаж периодов работы необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства. До 31.12.2022 на территории Российской Федерации действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, в соответствии с которым предусматривалось включение в страховой стаж периодов работы, имевших место после распада СССР на территории стран СНГ, подписавших указанное Соглашение. Также в соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 включались в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Между тем, Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившим в силу с 30.06.2022, указанное Соглашение денонсировано и с 01.01.2023 в вопросах пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной не применяется. В настоящее время договор, который регулировал бы пенсионные правоотношения между Российской Федерацией и Украиной, отсутствует. Обращает внимание, что Фаизова Н.Л. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с целью проведения заблаговременной работы по назначению пенсии – 05.09.2023, когда Соглашение на территории Российской Федерации уже не имело никакой юридической силы. Отсутствие международного договора свидетельствует о безусловном применении законодательства, действующего в настоящее время на территории Российской Федерации, а именно Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, который четко указывает, что для включения в страховой стаж периодов работы необходима уплата страховых взносов. Поскольку указанные требования не соблюдены, оснований для включения в стаж истцу периодов работы с 01.08.1995 по 02.06.1997 и периодов выплаты пособия по безработице с 27.08.2001 по 31.12.20013, не имелось. Кроме того, по мнению автора жалобы, трудовая книжка Фаизовой Н.Л. является недопустимым доказательством, поскольку записи о работе истца с 01.08.1995 по 02.06.1997 не переведены на русский язык.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.09.2023 Фаизова Н.Л., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с документами для проведения заблаговременной работы по назначению страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 32-36).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 26.09.2023 Фаизовой Н.Л. отказано в зачете в общий и страховой стаж периода работы в *** Республики Украина с 01.08.1995 по 02.06.1997 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрохозяйства ***; а также периода получения пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 23.05.2002, с 15.11.2002 по 13.05.2003; периодов ухода за детьми *** года рождения и *** года рождения до достижения ими возраста полутора лет (л.д.30-31).

Решение ответчика мотивировано тем, что Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», которым регулировалось пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Республики Украина, прекратило свое действие 01.01.2023; иные соглашения в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украина в настоящее время отсутствуют; с 01.01.2023 пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Республики Украина на постоянное место жительства в Российскую Федерацию при соблюдении необходимых условий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частично удовлетворяя исковые требования Фаизовой Н.Л., суд первой инстанции исходил из того, что спорный период работы, а также получения пособия по безработице имели место в период действия указанного Соглашения от 13.03.1992.

Однако, данные выводы суда основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (действовало до 01.01.2023), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до его распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому и специальному стажу. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.01.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Указанное Соглашение от 13.03.1992 Федеральным законом от 11.06.2022 №175-ФЗ денонсировано Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Украина с 01.01.2023.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При этом законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01.01.1991 в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая изложенные нормы, решение вопроса о зачете времени работы на территории Республики Украина после 01.01.1991 в общий трудовой и страховой стаж истца возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Республики Украина или специального закона.

Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украина в настоящее время не заключен.

Ввиду изложенного выводы суда о применении к данному спору Соглашения от 13.03.1992, прекратившего свое действие с 01.01.2023 (до обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) сделаны с нарушением норм материального права.

Поскольку истец обратилась к ответчику для проведения заблаговременной работы по назначению досрочной страховой пенсии по старости  05.09.2023, то есть после того как Соглашение от 13.03.1992 прекратило свое действие, иной международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной отсутствует, то пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и работавших на территории Украины, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют сведения об уплате за спорный период работы истца с 01.08.1995 по 02.06.1997 страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в связи с чем он не подлежит включению в общий и страховой стаж.

Оснований для включения в общий стаж периода выплаты Фаизовой Н.Л. пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 31.12.2001 также не имеется.

Действовавшим до 31.12.2022 Соглашением от 13.03.1992 в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 в общий трудовой стаж засчитывались периоды работы в государствах-участниках Соглашения до 01.01.2002.

При этом понятие общего трудового стажа означает включение периодов работы и иных периодов, имевших место до 01.01.2002, для оценки расчетного пенсионного капитала, то есть для размера пенсии.

Периоды трудовой деятельности на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 после 01.01.2002 учитывались только для определения права на пенсию.

Ввиду отсутствия оснований для включения данного периода в страховой стаж (для определения права), в общий трудовой стаж (для определения размера пенсии) период получения пособия по безработице включению также не подлежит. 

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности принять к зачету в общий трудовой и страховой стаж Фаизовой Н.Л. периода трудовой деятельности с 01.08.1995 по 02.06.1997 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрохозяйства *** Республики Украина и периода выплаты пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 31.12.2001; в указанной части надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В остальной части решение суда является правильным, лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 января 2024 года с учетом определения того же суда от 7 февраля 2024 года об исправлении описки отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности принять к зачету в общий трудовой и страховой стаж Фаизовой Натальи Львовны периода трудовой деятельности с 01.08.1995 по 02.06.1997 в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрохозяйства *** Республики Украина и периода выплаты пособия по безработице *** Республики Украина с 27.08.2001 по 31.12.2001.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Фаизовой Натальи Львовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности принять к зачету в общий трудовой и страховой стаж периода трудовой деятельности с 01.08.1995 по 02.06.1997 и периода выплаты пособия по безработице с 27.08.2001 по 31.12.2001 отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.04.2024.