У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-005261-10
Судья Жилкина А.А. Дело №33а-1759/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
16 апреля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой З.А.,
Смирновой Ю.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города
Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города
Ульяновска, Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 12 октября 2023 года по делу №2а-5016/2023, которым
постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района г.Ульяновска, удовлетворить
частично.
Признать незаконным
бездействие Администрации г. Ульяновска по не приведению Правил
землепользования и застройки города Ульяновска в соответствие с Генеральным
планом города Ульяновска в отношении земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кролюницкого,
д. 31.
Признать
недействующими Правила землепользования и застройки города Ульяновска в части
отнесения земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: г. Ульяновск, ул. Кролюницкого, д.31, к территориальной зоне Ж4.
Возложить на
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
администрацию города Ульяновска обязанность в срок до 01.01.2024 совершить
предусмотренные законом действия по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города
Ульяновска с целью приведения их в соответствие с Генеральным планом города
Ульяновска в отношении земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Кролюницкого, д. 31,
В удовлетворении
требований прокурора о признании незаконным бездействия Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации
г. Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области (далее -Министерство) о признании незаконным бездействия,
признании недействующими части правил, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование своих
требований указал, что прокуратурой
Ленинского района г.Ульяновска в ходе проверки исполнения административными
соответчиками положений земельного и градостроительного законодательства (далее
также - соответчики) выявлены факты бездействия, выразившиеся в несоблюдении
положений градостроительного законодательства, и непринятии исчерпывающих мер
по приведению Правил землепользования и застройки муниципального образования
«город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г. Ульяновска от
10.08.2021 №1166 (далее - Правила), в соответствие с Генеральным планом города
Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83
(далее - Генеральный план), в отношении земельного участка с кадастровым номером
***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, р-н Ленинский, севернее жилого
дома №31 по ул. Кролюницкого.
Согласно
Генеральному плану г.Ульяновска рассматриваемый земельный участок расположен на
водном объекте и на территории земельных насаждений общего пользования.
В соответствии со
статьей 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и
застройки муниципального образования «город Ульяновск» рассматриваемый
земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4 - зона застройки
многоэтажными жилыми домами.
Наличие в границах
земельного участка с кадастровым номером *** водного объекта (озера Кирпичное)
установлено при рассмотрении гражданского дела №2-7462/14 в Ленинском районном
суде г.Ульяновска, следовательно, повторному доказыванию и оспариванию не
подлежит.
Генеральный план
обладает большей юридической силой по отношению к Правилам землепользования и
застройки. В случае несоответствия Правил Генеральному плану в Правила вносятся
соответствующие изменения (пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса
Российской Федерации). Правила не должны противоречить Генеральному плану
(пункт 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3
(2018), пункт 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением
вида разрешенного использования земельного участка от 14.11.2018).
Согласно пункту 12
части 21 статьи 32 Устава муниципального образования «город Ульяновск» Глава
города как должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее
администрацию города, принимает решение о подготовке проекта правил
землепользования и застройки городского округа, а также решение о подготовке
проекта изменений в данные правила.
Таким образом,
бездействием административных ответчиков, выразившимся в непринятии мер по
приведению Правил в соответствие с Генеральным планом, грубо нарушены нормы
действующего земельного и градостроительного законодательства.
Прокурор просил признать
незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, администрации
г.Ульяновска по неприведению Правил землепользования и застройки города
Ульяновска (далее - ПЗЗ) с Генеральным планом города Ульяновска (далее -
Генплан) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск,
ул. Кролюницкого, севернее жилого дома
д. 31, кадастровый номер ***. Признать недействующими Правила землепользования
и застройки города Ульяновска в части отнесения указанного земельного участка к
территориальной зоне Ж4. Возложить обязанность на Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, администрацию г. Ульяновска в
течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять
исчерпывающие меры по внесению изменений в Правила землепользования и застройки
города Ульяновска в отношении данного земельного участка.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, АО
«Территориальный институт «Красноярскгражданпроект», Нижнее-Волжское бассейновое
водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Министерство
природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управление Росреестра по
Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда. В связи с тем,
что в настоящее время работа по внесению изменений в Правила землепользования и
застройки ведется в рамках заключенного государственного контракта №0*** от
18.04.2023, просит суд отменить решение суда и вынести новый судебный акт,
установив срок внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО
«город Ульяновск» - 13.11.2024.
Указывает, что собственными силами Министерства обязательства по
внесению изменений в Правила землепользования и застройки в требуемом в рамках
Приказа Минэкономразвития России от 17.06.2021 №349 формате невыполнимы,
поскольку специалисты Министерства не имеют допуска к таким видам работ и
специальных познаний в соответствующей сфере деятельности. Указанный вид работ
выполняется специализированными организациями, имеющими допуск к таким видам
работ в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 48.1 ГК РФ.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска, Управление
архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска не соглашаются с
решением суда в части удовлетворенных административных исковых требований.
В обоснование жалобы указывают, что в администрации г.Ульяновска и
Управлении архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска
отсутствует информация о расположении в границах земельного участка с
кадастровым номером *** водного объекта, включенного в государственный водный реестр.
Отмечают, что генеральный план является документом долгосрочного
территориального планирования, утверждаемым на срок не менее 20 лет, и в силу
своей природы не отображает фактическое землепользование.
Указывают, что в резолютивной части решения суда не указано
разграничение действий между Министерством имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области и администрацией г.Ульяновска.
Ссылка в административном иске на положения п.12 ч.2.1 ст.32 Устава
Муниципального образования «город Ульяновск» является некорректной, поскольку
решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2023 №3 действие данного пункта
приостановлено на срок осуществления указанных полномочий уполномоченным
Правительством Ульяновской области исполнительным органом Ульяновской области.
Таким образом, к полномочиям администрации г.Ульяновска в рамках внесения
изменений в Правила отнесено только проведение публичных слушаний или
общественных обсуждений проекта внесения изменений в Правила, проведение
остальных этапов данной процедуры отнесено к полномочиям Министерства.
Также считают, что исполнить решение суда до 01.01.2024 не
представляется возможным, поскольку с учетом предусмотренных законодательством
сроков его обжалования, оно не вступит в законную силу.
Обращают внимание, что административное исковое заявление подано в
защиту интересов неопределенного круга лиц, однако не указано, каким образом их
права, свободы и законные интересы нарушаются Правилами в оспариваемой части.
В судебное заседание
кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст.
218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах
своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст. 39 КАС РФ).
Пунктом 26 части 1
статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
муниципального, городского округа относится утверждение Правил землепользования
и застройки.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и
застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов
градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения,
муниципального округа, городского округа или межселенной территории либо к
различным частям территорий поселения, муниципального округа или городского
округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки
применительно к частям территорий поселения, муниципального округа или
городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил
землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных
работ.
Глава муниципального образования при получении от органа
местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает
решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому
проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого
проекта.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту
правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом
муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного
органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28
настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Статья 33 ГрК РФ предусматривает, что внесение изменений в
правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном
статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных
настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации
вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в
т.ч. несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану
поселения, генеральному плану муниципального округа, генеральному плану
городского округа, схеме территориального планирования муниципального района,
возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему
территориального планирования муниципального района изменений.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 18.12.2014 №
210-ЗО (ред. от 29.08.2022) «О перераспределении полномочий в области
градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской
области» с 01 января 2023 года Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по подготовке и
утверждению проектов генерального плана и правил землепользования и застройки
муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области, а также по
подготовке и утверждению проектов внесения изменений в указанные документы.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, действующие на территории г. Ульяновска
Правила землепользования и застройки муниципального образования «город
Ульяновск» утверждены постановлением администрации г.Ульяновска от 10.08.2021 №
1166.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 27.06.2007 №83 утвержден действующий на территории г.
Ульяновска Генеральный план города Ульяновска.
В соответствии с
картой основного чертежа Генерального плана территория, на которой расположен
земельный участок, обозначена как водный объект.
В соответствии с
Правилами землепользования и застройки земельный участок расположен в
территориальной зоне Ж4 - «зоне застройки многоэтажными жилыми домами».
Вступившим
23.12.2014 в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от
19.09.2014 по гражданскому делу №2-7462/14 по иску *** к администрации города
Ульяновска, Обществу с ограниченной ответственностью «МонолитСервис», Обществу
с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ», индивидуальному
предпринимателю Сергиенко Станиславу Владимировичу, Департаменту
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитету
по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и
градостроительства администрации города Ульяновска о признании
недействительными ненормативных актов, признании недействительными сделок
исковые требования *** удовлетворены.
Признаны недействительными: постановление Главы города Ульяновска от
14.10.2009 №7943 «Об утверждении схемы расположения земельного участка в
Ленинском районе г. Ульяновска на кадастровом плане»; распоряжение Департамента
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от
27.01.2010 года № 67-р «О предварительном согласовании места размещения
гостиничного комплекса с блоком делового и финансового назначения севернее
жилого дома № 31 по ул. Кролюницкого в Ленинском районе города Ульяновска»;
постановление мэрии города Ульяновска от 11.06.2010 № 2913 «О передаче ООО
«Симбирский взлет-НЕВ» в аренду земельного участка в Ленинском районе г.
Ульяновска»; распоряжение Комитета по управлению городским имуществом и
земельными ресурсами от 23.07.2013г. № 542.
Признаны недействительными: договор аренды земельного участка № 24-4-03 от 23.06.2010,
заключенный между мэрией города Ульяновска и Обществом с ограниченной
ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ»; договор от 16.08.2010 передачи прав и
обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в
государственной собственности № 24-4-03 от 23.06.2010, заключенный между
Обществом с ограниченной ответственностью «Симбирский взлет-НЕВ» и ***; договор
субаренды земельного участка от 07.04.2014, заключенный *** и Обществом с
ограниченной ответственностью «МонолитСервис».
На общество с
ограниченной ответственностью «МонолитСервис» возложена обязанность вернуть
земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г.
Ульяновск, Ленинский район, севернее жилого дома № 31 по ул. Кролюницкого, в
первоначальное состояние.
В качестве
соответчиков при рассмотрении данного дела участвовали администрация города
Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами,
архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Департамент
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Вышеуказанным решением от 19.09.2014, имеющим
преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, установлено, что
между ООО
«Симбирский взлет-НЕВ» и мэрией города Ульяновска был заключен договор аренды
земельного участка № 24-4-03 от 23.06.2010, согласно которому арендатору ООО
«Симбирский взлет-НЕВ» был передан в аренду земельный участок с кадастровым
номером ***, площадью 3477 кв.м, из земель - земли населенных пунктов,
территориальная зона Ж4 для строительства гостиничного комплекса с блоком
делового и финансового назначения на срок с 11.06.2010 до 01.03.2013.
Администрацией города Ульяновска был выдан
градостроительный план земельного участка по адресу: севернее жилого дома № 31
по ул. Кролюницкого в Ленинском районе г. Ульяновска, для строительства
гостиницы, в котором указано, что земельный участок находится в зоне Ж4, среди
основных видов разрешенного использования указано также размещение гостиниц. В
разделе 2.2.4 градостроительного плана указано, что участок находится в
Ленинском районе севернее жилого дома № 31 по ул. Кролюницкого.
Согласно Правилам землепользования и
застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный участок
севернее жилого дома № 31 по ул. Кролюницкого в г. Ульяновске расположен в зоне
Ж4 – зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в которой гостиницы отнесены к
основным видам разрешенного использования земельного участка.
При этом Генеральным планом г.Ульяновска
данный земельный участок отнесен к территории зеленых насаждений общего
пользования и на нем обозначен водный объект.
В соответствии с проектом планировки
территории центральной части муниципального образования «город Ульяновск»,
утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009г. №5845,
земельный участок отнесен к территории общего пользования, а именно к объектам зеленого
фонда. На картографическом изображении приложения № 1 к указанному
постановлению на территории земельного участка севернее жилого дома № 31 по ул.
Кролюницкого указан водный объект.
Из решения Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 19.09.2014 по гражданскому делу №2-7462/14 видно, что на земельном участке по адресу:
севернее жилого дома № 31 по ул. Кролюницкого в г. Ульяновске имеется водный
объект.
ФГБУ «СРЕДНЕВОЛЖРЫБВОД» по обращению ООО
«МонолитСервис» проводил в июле 2014 года «Оценку воздействия на водные
биоресурсы и среду их обитания по проекту «Вынос дождевой канализации
строительного объекта» (г.Ульяновск, Ленинский район, севернее жилого дома №31
по ул.Кролюницкого)».
В исследовании указано, что на пересечении
ул.Кролюницкого и ул.Федерации в пойме реки Симбирка находится озеро. По
берегам растет рогоз и камыш. Часть озера два года назад была засыпана и
заасфальтирована. Оставшийся участок озера сильно загрязнен бытовым мусором. В
настоящее время здесь ведутся строительные работы, озеро наполовину засыпано и
завалено грунтом и строительным мусором. По уже засыпанной части озера для
стока воды проложен коллектор.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав
оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что,
имеет место несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального
образования «город Ульяновск» Генеральному плану г.Ульяновска в части указания
на территории спорного земельного участка водного объекта и указания на наличие
зеленых насаждений общего пользования, в связи с чем удовлетворил требования
прокурора.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Как верно указано
судом, с учетом состоявшегося в 2014 году судебного решения в отношении, в том
числе администрации г.Ульяновска, в период с 23.12.2014 и непосредственно до
01.01.2023 (до дня перераспределения полномочий между администрацией и
Министерством) администрацией г.Ульяновска было допущено бездействие в части
невнесения изменений в Правила землепользования и застройки города Ульяновска
на предмет их соответствия Генеральному плану города Ульяновска в отношении
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г.
Ульяновск, ул. Кролюницкого, д. 31.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы администрации г.Ульяновска, Управления архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска, сам по себе факт невключения в
реестр водных объектов озера, расположенного на спорном земельном участке, не
свидетельствует о его действительном отсутствии. Наличие водного объекта,
подтверждено, в том числе, вступившим в законную силу решением суда.
Доводы администрации о том, что в резолютивной части решении суда не
указано на разграничение действий между Министерством имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области и администрацией г.Ульяновска, отмены решения
не влечет. Мотивировочная часть решения содержит выводы о том, что утверждение
ПЗЗ с 01.01.2023 осуществляет
Министерство, а в полномочия администрации входит организация и проведение
публичных слушаний.
В случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц,
участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его
содержания (ч.1 ст.185 КАС РФ).
Что касается доводов администрации г.Ульяновска и Управления
архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска о неуказании, каким
образом права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушаются
ПЗЗ в оспариваемой части, то судебная коллегия находит их несостоятельными.
Учитывая, что предметом спора выступает соответствие Правил
землепользования и застройки Генеральному плану г.Ульяновска, что затрагивает
интересы как всех жителей г.Ульяновска, так и его гостей, то обоснованность
заявленных требований в интересах неопределенного круга лиц сомнений не
вызывает.
Относительно
недостаточности срока для исполнения решения суда, то ответчики не лишены права
обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением об отсрочке, рассрочки
исполнения судебного акта.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Нарушений,
влекущих безусловную отмену судебного акта, не допущено. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 12 октября 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и
градостроительства администрации города Ульяновска, Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 25.04.2024