Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание размера и периода выплаты пособия по безработице
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 27.04.2024 под номером 112262, 2-я гражданская, о признании пункта приказа незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2023-006263-55

Судья Зубрилина Е.А.                                                                     Дело № 33-1762/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   9 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                 Липатова Николая Алексеевича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-4814/2023,             по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Липатова Николая Алексеевича к  Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» о признании пункта приказа                     № 075П56/2305 от 16.03.2023 незаконным,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Липатова Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» Орловой В.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

установила:

 

Липатов Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» (далее - ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области») о признании пункта приказа от 16.03.2023 № 075П56/2305 незаконным.

В обоснование исковых требований указал, что 16.03.2023 Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области,  ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» он был поставлен на учет в качестве безработного па основании приказа от 16.03.2023 № 075П56/2305.

Согласно пункту 2 данного приказа ему установлен период выплаты пособия 3 месяца с 01.03.2023 по 06.06.2023 и размер пособия по безработице – 1500 руб.

В связи с тем, что он работал и имел официальное место работы его пособие не может быть назначено в том размере и на тот срок, которые ему установлены приказом.

С учетом изложенного просил суд признать пункт 2 приказа от 16.03.2023 № 075П56/2305 ответчика незаконным.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены            ***, индивидуальный предприниматель Сузганов Н.Ф.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Липатов Н.А. просит решение суда отменить, его исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы привел доводы аналогичные исковому заявлению. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает необоснованным вывод суда том, что у ответчика не имелось сведений о его трудоустройстве, поскольку он работал в ***» в рамках общественных работ по направлению ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», в связи с чем данный период работы должен был быть учтен ответчиком при рассмотрении его заявления.

Представитель ответчика Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.03.2023 Липатов Н.А. обратился в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в рамках межведомственного взаимодействия получены сведения о последнем месте работы Липатова Н.А. – *** ***», откуда он уволен 24.12.2021 по пункту 2 статьи 77 Трудового кодека Российской Федерации (л.д. 42-43).

Приказом ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 16.03.2023 № 075П56/2305 Липатов Н.А. признан безработным, ему назначено пособие по безработице в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 07.03.2023. Пунктом 2 данного приказа установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 07.03.2023 по 06.06.2023; установлена выплата пособия по безработице с 07.03.2023 по 06.06.2023 в размере 1500 рублей (л.д. 87).

Полагая пункт 2 приказа ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 16.03.2023 № 075П56/2305 незаконным, Липатов Н.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным пункта 2 приказа ответчика от 16.03.2023 № 075П56/2305 о назначении Липатову Н.А. пособия по безработице в минимальном размере сроком на три месяца.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1), в редакции, действовавшей до 01.01.2024, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, действовавшей до 01.01.2024, пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пунктом 2 статьи 31 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 было установлено, что пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 настоящего Закона, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909, в редакции, действовавшей в спорный период, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:

заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;

документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.

Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан. Документы представляются зарегистрированным гражданином в день его явки в центр занятости населения, дата которой установлена в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина указанных документов путем направления зарегистрированному гражданину соответствующего уведомления в день представления зарегистрированным гражданином документов.

В случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление не позднее 3 календарных дней до даты явки, установленной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.

Согласно пункту 1 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Согласно пункту 3 статьи 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением граждан, указанных в статье 34.2 настоящего Закона, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2022 № 2046 на 2023 год для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице в размере 12792 рублей – в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей – в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.

Согласно пункту 2 данных Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1552 (действовавших на момент спорных правоотношений), средний заработок, за исключением указанных в пункте 3 настоящих Правил случаев, исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее – доход) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке: а) средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее - заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу (далее - расчетный период); б) в случае если в каком-либо из месяцев у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, при исчислении среднего заработка этот месяц (месяцы) исключается из расчетного периода; в) средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода гражданина, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, на количество месяцев в расчетном периоде; г) в случае если в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что расчет средней заработной платы в целях определения размера пособия органами службы занятости исчисляется на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (дохода) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Как верно установлено судом первой инстанции, на момент принятия ответчиком ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» решения по заявлению Липатова Н.А., последним местом его официального трудоустройства являлось *** (период работы с 01.11.2021 по 24.12.2021), что также следует из его трудовой книжки               (л.д. 46‑51). Аналогичные сведения были представлены по запросу суда первой инстанции из ОСФР по Ульяновской области (л.д. 106).

Доводы жалобы Липатова Н.А. о том, что в период с 28.04.2022 по 09.06.2022 он работал в *** в рамках общественных работ по направлению ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», в связи с чем, ответчик обязан был учесть данный период его трудовой деятельности при решении вопроса о назначении пособия по безработице и периода выплаты пособия, судебной коллегией отклоняются. Данный период работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на момент принятия ответчиком оспариваемого приказа отсутствовал, сведений о перечислении   страховых взносов не имелось, а гражданское дело №2-3635/2023 по иску Липатова Н.А. к *** о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести отчисления страховых взносов, на которое ссылается истец,  рассмотрено Засвияжским районным судом г. Ульяновска 22.09.2023.

В силу пункта 1 статьи 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, действовавшей до 01.01.2024, период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенной на размер районного коэффициента (пункт 4 статьи 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).

Поскольку данных о трудоустройстве Липатова Н.А. в 2022-2023 годах в его сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на момент принятия ответчиком оспариваемого приказа не имелось, пособие по безработице ему было назначено как гражданину, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Липатова Н.А. о признании пункта 2 приказа ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» от 16.03.2023 № 075П56/2305 незаконным.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска  от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Липатова Николая Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции   (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 апреля 2024 года