Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об освобождении от уплаты исполнительского сбора
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 03.05.2024 под номером 112248, 2-я гражданская, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-01-2023-000533-84

Судья Копылов И.Н.                                                                      Дело №33а-1962/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12 февраля 2024 года, по делу №2а-1-448/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Министерства здравоохранения Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства удовлетворить частично.

Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 3 октября 2023 года по исполнительному производству №***, возбужденному МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

В удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Ульяновской области к врио начальника отделения – старшему судебному приставу Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Аксеновой Анне Николаевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора, а также в  полном объеме в иске о прекращении исполнительного производства №*** возбужденному МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к врио начальника отделения – старшему судебному приставу Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (далее по тексту МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 03.10.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства                                              № *** от 12.09.2023, предметом исполнения которого является исполнительный сбор в размере 50 000 руб., назначенный на основании исполнительного производства, возбужденного в связи с необеспечением Миндиахметовой Г.И. лекарственным препаратом ***, медицинскими изделиями - ***

Министерство здравоохранения Ульяновской области не согласно с данным постановлением, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.

Так согласно ч. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство является казенным учреждением и может расходовать денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области.

Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем, для надлежащего исполнения решения суда административному истцу необходимо запрашивать у Министерства финансов Ульяновской области дополнительное целевое финансирование. 

Также согласно п. 1.1 Положения Министерство является исполнительным органом государственной власти. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. 

Кроме того, исходя из понятия иммунитет бюджета, обращение взыскания на средства бюджета производится только на основании судебного акта. Таким образом, исполнение постановлений о взыскании исполнительского сбора не представляется возможным в силу отсутствия норм, регулирующих порядок исполнения указанных постановлений.

Административный истец просил освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., прекратить исполнительное производство № *** от 20.09.2023.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемова О.И., УФССП России по Ульяновской области, Специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России), Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), в качестве заинтересованных лиц - прокурор Майнского района Ульяновской области, Миндиахметова Г.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Полагает, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. При объективной (в случае ее наличия) невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правовые способы. Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. В сложившейся ситуации Министерство в рамках правовых мер, предусмотренных законом, не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

По смыслу положений ст.ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Из содержания ст. ст. 14, 15, 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Решение о возбуждении исполнительного производства оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов.

Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, подлежащие неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, закреплена законодательно (ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения      (ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и в случае неисполнения  должником  - организацией требований неимущественного характера  составляет 50 000 руб.

Исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Майнского районного суда Ульяновской области от 07.08.2023 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить бесперебойную выдачу Миндиахметовой Галине Ивановне лекарственного препарата «***, медицинских изделий – *** по льготным рецептам до изменения медицинских показаний к их применению.

Решение в части обеспечения Миндиахметовой Г.И. медицинскими изделиями подлежало немедленному исполнению (л.д. 116-120).

08.09.2023 в адрес взыскателя - прокурора Майнского района Ульяновской области был направлен исполнительный лист серии ФС № ***, который был предъявлен на исполнение в МОСП по исполнению особых исполнительный производств УФССП России по Ульяновской области 18.09.2023 (л.д. 33-34, 121).

На основании вышеуказанного исполнительного листа 20.09.2023 было возбуждено исполнительное производство №***. Должнику установлен срок -  в течение суток со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено должнику Министерству здравоохранения Ульяновской области своевременно 21.09.2023(л.д. 36).

Согласно сведениям, предоставленным ГУ «Ульяновская государственная аптека», выписке из РМИС, медицинскими изделиями – *** *** «***, Миндиахметова Г.И. по рецептам от 20.04.2023 года серии *** и от 22.05.2023 серии *** не обеспечена (л.д. 55-58, 25-31).

02.10.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительный производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой О.И. составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено (л.д. 37).

Поскольку решение суда не было исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеджемовой О.И. 03.10.2023 вынесено постановление о взыскании с должника Министерства здравоохранения Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 38).

Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий для льготного обеспечения граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно информации, размещенной на сайте ГИС ЕИС Закупки, Министерством здравоохранения Ульяновской области размещена информация о закупках лекарственного препарата средств самоконтроля уровня глюкозы в крови (12.10.2023, 31.10.2023).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что должником предпринимались меры для исполнения требований исполнительного документа, но в связи с проблемами в приобретении медицинских изделий, производимых недружественными странами Министерством приняты меры по приобретению *** другого производителя и выдаче его Миндиахметовой Г.И., после чего пациенту своевременно выдаются *** нового образца. Поскольку Министерство не уклонялось от исполнения требований исполнительного документа, учитывая контрактную систему закупок и ограниченность финансирования, то у должника имелась объективная причина в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то, что постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области исполнительского сбора было вынесено судебным приставом-исполнителем по истечении 6 дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, у Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствовала возможность по объективным причинам исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требования исполнительного документа. В связи со сложившимися трудностями в логистике и ввозом медицинских изделий из недружественных стран поставки вышеуказанного медицинского изделия были затруднены.

По сообщению главного врача ГУЗ «Майнская районная больница» от 06.12.2023 Миндиахметовой Г.И. произведена замена ***, в связи с отсутствием ***, за счет средств Министерства здравоохранения Ульяновской области. *** выписаны и получены в день его получения (л.д. 62).

О бесперебойном обеспечении Миндиахметовой Г.И. медицинскими изделиями *** сообщает ГУ «Ульяновская государственная аптека», представив Выписку из РМИС. При этом, ГУ «Ульяновская государственная аптека» сообщило, что в момент обращения истца в аптеку № 24 Учреждения медицинские изделия *** отсутствовали на складе, Миндиахметова Г.Н. обеспечивалась лекарственным препаратом *** под торговым наименованием *** (л.д. 55-56).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12 февраля 2024 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2024