Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обустроить уличное освещение
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 03.05.2024 под номером 112246, 2-я гражданская, обязать включить в реестр дорогу от д.23 ул.Земляничной до д.1 ул.Мичурина п.Плодовый, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-003431-59

Судья Резовский Р.С.                                                                     Дело №33а-1769/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 11 декабря 2023 года по делу №2а-2971/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Ульяновска о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации города Ульяновска – Данилушкиной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об обязании организовать уличное освещение, включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района проверки установлено, что участок дороги от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске не включен в реестр муниципальной собственности и фактически является бесхозяйным. Кроме того, уличное освещение указанного участка дороги не организовано. Согласно ответу управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на запрос прокуратуры района требуется строительство новых сетей наружного освещения ориентировочной стоимостью 550 000 рублей.

Согласно пунктам 16.2.1 - 16.2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 № 20, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска.

Разделом 7.5.1 Освещение улиц, дорог и площадей СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 07.11.2016 №777/пр установлены требования к освещению улиц, дорог и площадей.

Согласно пункту 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» стационарное электрическое освещение не должно иметь неработающих светильников и наружных осветительных установок. В различных градостроительных условиях также рекомендуется предусматривать функциональное, архитектурное и информационное освещение с целью решения утилитарных, светопланировочных и светокомпозиционных задач, в том числе при необходимости светоцветового зонирования территорий города Ульяновска и формирования системы светопространственных ансамблей.

Таким образом, в ходе проверки выявлен факт ненадлежащей организации администрацией города Ульяновска уличного освещения участка дороги от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске, а также возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность организовать уличное освещение от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, МБУ «Горсвет».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время проект бюджета МО «город Ульяновск» на 2024 год сформирован. В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска финансированием не обеспечены. Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер.

Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В судебное заседание представители Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, МБУ «Горсвет» не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из содержания п.19 ч.1 ст.14, п.4 ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.14.2 ч.5 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» следует, что к полномочиям администрации города Ульяновска относятся: осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа и организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами. Данные полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности») устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч.1 и 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 1 и 11 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч.3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 16.2.1-16.2.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных Постановлением администрации города Ульяновска от 24.02.2021 №20, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска. Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовывать освещение объектов, указанных в настоящем пункте.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Железнодорожного района в ходе проверки установлено, что на территории Железнодорожного района города Ульяновска расположен объект улично-дорожной сети - автомобильная дорога от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

Из общедоступных сведений - публичной кадастровой карты следует, что дорога является частью улично-дорожной сети города Ульяновска, является продолжением автомобильных дорог в городе Ульяновске и соединяет участки территории города Ульяновска.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности включенные в реестр дороги по улице Земляничной в поселке Плодовой протяженностью 250 метров и дороги по улице Мичурина в поселке Плодовой протяженностью 150 метров непосредственно связаны с дорогой от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

Спорная дорога предназначена для движения автомобильного транспорта и является дорогой местного значения. Так как по автомобильной дороге осуществляют передвижение транспортные средства неограниченного круга лиц, то данный участок автомобильной дороги является автомобильной дорогой общего пользования. Между тем, указанная дорога в перечни автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального не включена. В реестре муниципальной собственности города Ульяновска указанный участок автомобильной дороги не учтен.

Пунктом 5.4 ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификации и нормы» установлены нормы освещения территорий жилых районов.

В нарушение п. 4.9 ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения» администрацией г. Ульяновска не обеспечено искусственное освещение от дома №23 по улице Земляничной до дома №1 по улице Мичурина посёлка Плодовый в городе Ульяновске.

Установив вышеуказанные обстоятельства, принимая во внимание то, что отсутствие дороги в реестре муниципальной собственности влечет невозможность для ответчика принятия должных мер по содержанию и приведению участка дороги в нормативное состояние, что при продолжении эксплуатации дороги, создает угрозу для безопасности граждан, правильно применив нормы материального права и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования работ по  строительству сетей наружного освещения на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.

Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к указанию на затруднительность исполнения судебного решения в связи с недостаточным финансированием, что, однако, основанием для отмены правильного по сути решения суда служить не может.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 11 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2024