Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Тяжкий вред, повлекший смерть
Документ от 16.07.2008, опубликован на сайте 21.10.2008 под номером 11219, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья С*** В.И.                                                                            Дело №22-***/2008 г.

 

КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                      16 июля 2008 года                  

Судебная   коллегия   по   уголовным    делам    Ульяновского   областного   суда

в составе:

председательствующего     Львова Г.В.,

судей                                  Ленковского С.В., Мелёхина П.В.

рассмотрела в судебном заседании 16 июля 2008 года  кассационную жалобу осужденного С***. на приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области  от 22 мая 2008 года, которым

С***, *** августа 1962 года рождения, уроженец села Р*** М*** района А*** области Республики Узбекистан, со средним образованием, разведенный, работавший сторожем у ИП М***,  проживавший по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский  район,  с. С***, ул. Ц*** д.***, зарегистрированный по адресу: Республика Узбекистан, г.М***, ул.К***,  несудимый,

осужден по ст.111 ч.4 УК РФ к 9 годам  лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Начало отбытия срока наказания постановлено исчислять с 18 февраля 2008 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с С***. в федеральный бюджет РФ процессуальные издержки в размере 1 925 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., пояснения осужденного С***.,  мнение прокурора Хуртиной А.В., полагавшей, что судебное решение является законным, обоснованным и справедливым, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

В кассационной жалобе осужденный С***. утверждает, что не причастен  к причинению тяжкого вреда здоровью Г*** С.А., поскольку потерпевшая сама ударилась головой о косяк двери, а затем упала на пол, ударившись головой о порог двери. Указывает, что  первоначальные показания были даны им без участия адвоката. Полагает, что к показаниям свидетеля С*** Р.Г. следует отнестись критически, поскольку в ночь с 6 на 7 февраля 2008 года она находилась в состоянии алкогольного опьянения. Считает, что именно С*** Р.Г. могла нанести удары скалкой по голове Г*** С.А., а затем положить данную скалку на стол, в котором хранятся его инструменты. Обращает внимание на то, что на указанной скалке не обнаружены следы  крови и одежды, принадлежащей Г*** С.А. Обыск в его доме и изъятие указанной скалки проведены без участия понятых. Предварительное следствие считает неполным и необъективным, поскольку не были допрошены свидетели-односельчане, которые могли охарактеризовать его только с положительной стороны. Не была проведена в отношении него наркологическая экспертиза.

Просит разобраться в деле и принять справедливое решение. 

Кассационное представление на приговор суда отозвано государственным обвинителем – старшим помощником прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Пулашкиным Э.С. в соответствии с ч.3 ст.359 УПК РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции

- осужденный С***. поддержал свою кассационную жалобу;

- прокурор Хуртина А.В. обосновала своё мнение о несостоятельности доводов кассационной жалобы С***., просила оставить её без удовлетворения, а приговор  суда – без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия считает приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Согласно приговору С***. признан виновным в  том, что в ходе ссоры с Г*** С.М. умышленно со значительной силой нанес  удары деревянной скалкой в область головы, шеи,  по спине и другим частям тела Г*** С.М., причинив ей закрытую черепно-мозговую травму и травму спинного мозга в шейном и верхнем грудном отделах, осложнившуюся отеком и набуханием головного мозга, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и явилась причиной смерти потерпевшей.

Преступление совершено в ночь с 6 на 7 февраля 2008 года в доме №*** по ул.Ц*** села С*** Чердаклинского района Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В судебном заседании С***. вину свою не признал и утверждал, что около 24 часов 06 февраля 2008 года он стал выпроваживать из своего дома        Г*** С.М. и С*** Р.Г., подгоняя их деревянной скалкой. При этом Г*** С.М. поскользнулась и ударилась головой о металлический косяк двери. Минут через 30 после того, как Г*** С.М. и С*** Р.Г. ушли, последняя вернулась к его дому. Однако  он не пустил С*** Р.Г. в дом и ударил деревянной скалкой о ворота, от чего скалка сломалась.   

Данная версия, выдвинутая С***. в ходе судебного разбирательства, тщательно проверялась, обоснованно  судом отвергнута, признана  несостоятельной и расценена как способ его защиты от предъявленного обвинения.

Судебная коллегия также находит аналогичные доводы, изложенные в кассационной жалобе осужденного, несостоятельными, поскольку фактические обстоятельства  совершенного С***. преступления правильно установлены судом из совокупности исследованных и изложенных в приговоре доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

В основу обвинительного приговора суд обоснованно положил показания свидетеля С*** Р.Г., из содержания которых следует, что она явилась очевидцем обстоятельств ссоры, произошедшей между С***. и Г*** С.М.,  в ходе которой С***. нанес удар деревянной скалкой по голове Г*** С.М., от чего у последней потекла кровь из головы. Испугавшись агрессивного поведения С***., она (С*** Р.Г.) ушла из его дома, оставив там Г*** С.М. Утром она увидела, что Г*** С.М. сидит полураздетая на снегу у ворот дома С***.

Ссылка осужденного на алкогольное состояние С*** Р.Г. на момент совершения инкриминируемых ему деяний  не может поставить под сомнение достоверность её показаний по обстоятельствам совершенного преступления, поскольку суд первой инстанции правильно признал, что свидетель С*** Р.Г. давала последовательные показания об обстоятельствах, которым была очевидцем, её показания носят не общий, а детализированных характер.

Каких-либо данных, свидетельствующих об оговоре осужденного со стороны С*** Р.Г., её заинтересованности в исходе дела, наличии у неё психического заболевания, ставящих под сомнение использование её показаний в качестве  допустимого доказательства, в материалах дела не имеется.

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу, а поэтому суд обоснованно сослался в приговоре на  признательные показания С***., из содержания которых следует, что поздно вечером 06 февраля 2008 года он дважды нанес удары деревянной скалкой по спине Г*** С.М., выгоняя её из своего дома.

Поскольку в последующем С***. изменил свои показания, отрицая свою причастность к избиению Г*** С.М., суд принял меры к выяснению причин указанных противоречий в его показаниях.

Анализ и оценка показаний осужденного, данных им в ходе предварительного следствия, в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки признательных показаний С***., которые суд признал достоверными в той их части, в которой они подтверждаются другими исследованными в суде доказательствами.

Доводы жалобы С***. о том, что признательные показания в качестве обвиняемого он  давал в отсутствие адвоката, не находят своего подтверждения. Из документов уголовного дела следует, что в ходе проведения  следственных действий, связанных с допросом С***.  в качестве обвиняемого, проверки его показаний на месте происшествия принимал участие адвокат, защищавший его интересы. По окончании следственных действий, а также при ознакомлении с материалами уголовного дела С***. не заявлял о нарушении его прав на защиту.  

Судом были исследованы и другие доказательства, которые согласуются с показаниями свидетеля С*** Р.Г. и подтверждают правильность установленных судом обстоятельств совершенного С***. преступления.

В частности, из протокола осмотра места происшествия установлено, что в доме по месту проживания С***. обнаружены две части деревянной палки (скалки). На полу кухни обнаружено пятно, похожее на кровь. Такие же пятна вещества бурого цвета обнаружены во дворе и у ворот дома С***.

Что касается довода жалобы С***. о том, что осмотр его домовладения и изъятие обнаруженных вещей и следов были проведены без участия понятых, в его отсутствие, то он является явно надуманным, поскольку опровергается содержанием данного протокола, в том числе подписью самого С***. о достоверности изложенных в протоколе данных.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, причиной смерти Г*** С.А. явилась закрытая черепно-мозговую травма, травма спинного мозга в шейном и верхнем грудном отделах, осложнившаяся отеком и набуханием головного мозга, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Обнаруженные у Г*** С.А. повреждения причинены прижизненно,   образовались от действия тупого твердого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью овальной формы, размером 13х11 мм. Возможность образования указанных повреждений 06 февраля 2008 года не исключается.

Из заключения медико-криминалистических экспертиз следует, что причинение телесных повреждений, обнаруженных на трупе Г*** С.А., частями палки, изъятой при осмотре места происшествия, не исключается. Следы полосовидной формы  в виде наложения вещества светло-серого цвета, обнаруженные на куртке         Г*** С.А., могли образоваться при нанесении удара палкой, части которой изъяты при осмотре места происшествия,  при обстоятельствах, указанных С***. при проверке показаний на месте.

Правильность указанных выше выводов подтвердил и эксперт Ш*** А.П. в своих показаниях, данных в ходе предварительного следствия, которые были исследованы в судебном заседании в порядке ст.281 УПК РФ.    

Ссылка осужденного на то, что на изъятых обломках деревянной палки (скалки) не обнаружены следы  крови и одежды, принадлежащей Г*** С.А., не может  свидетельствовать о его непричастности к совершению данного преступления.

Об умысле С***.  на причинение тяжкого вреда здоровью Г*** С.А. свидетельствует множественность нанесенных ей со значительной силой ударов предметом, обладающим большой поражающей способностью, в область  расположения жизненно-важных органов потерпевшей, в том числе голову, шею.

Судом были исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других у судебной коллегии оснований не имеется.

С учетом изложенного следует признать, что тщательный анализ и основанная на законе оценка всех исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности  позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенного С***. преступления, прийти к  выводу о его виновности в совершении данного преступления, а также о правильности квалификации его действий по ст.111 ч.4 УК РФ.

Утверждения в кассационной жалобе о нарушении уголовно-процессуального закона при  расследовании и рассмотрении дела в суде не соответствуют действительности. Предварительное и судебное следствие проведены с учетом требований УПК РФ. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастие, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все заявленные ходатайства рассмотрены в установленном законом порядке. Как следует из протокола судебного заседания, подсудимый и его защитник не заявляли ходатайства о допросе дополнительных свидетелей, на которых указывает осужденный в своей жалобе. Все участники процесса, в том числе подсудимый С***.  и его адвокат, были согласны закончить судебное следствие.

Данных о том,  что предварительное следствие и судебное разбирательство по делу были проведены неполно, с явным обвинительным уклоном, были сопряжены с нарушением процессуальных прав осужденного, в материалах дела не имеется.

То обстоятельство, что в ходе предварительного следствия в отношении  С***. не была назначена и проведена наркологическая экспертиза, не может свидетельствовать о нарушении его прав. Как следует из материалов дела, С***. не заявлял ходатайства о проведении указанной экспертизы. Кроме того, проведение либо непроведение данной экспертизы является правом, а не обязанностью следователя.   

Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену  либо изменение приговора, не усматривается.

Наказание С***. назначено  в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ, соразмерное содеянному, справедливое.

Судом в полной мере были учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания С***.

Выводы суда по назначенному наказанию мотивированы и подробно изложены в приговоре  в соответствии с требованиями ст.307 УПК РФ.

Судебная коллегия не находит оснований для снижения срока наказания, назначенного осужденному.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 22 мая 2008 года в отношении С*** оставить без изменения, а его   кассационную жалобу  – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи