Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 19.04.2024 под номером 112167, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-000649-34

 

Судья Караев Н.Ю.                                                                         Дело №33а-2072/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Логинова Д.А., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 февраля 2024 года по делу                        №2а-495/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора и административных ограничений Зейналову Камаладдину Ислам оглы,                     *** г.р., отказать.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., заключение прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным, пояснения Зейналова К.И.о, полагавшего решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Зейналову К.И. о. об установлении в отношении него административного надзора.

В обоснование иска указано, что Зейналов К.И.о., *** года рождения, является лицом без гражданства, осужден 23.09.2015 Чертановским районным судом г.Москвы по ст.30 ч.3, ст.126 ч.2, п. «а,в,г,з», ст.33 ч.3, ст.30 ч.3, ст.126 ч.2,                         п. «а,в,г,ж,з», ст.69, ч.2 УК РФ к 11 годам лишения свободы в ИК строгого режима.

Постановлением Кунгурского городского суда от 05.10.2020 переведен в тюрьму на 3 года. Ранее судим. Начало срока – 23.09.2015, конец срока – 13.05.2024.

За период отбывания наказания в местах лишения свободы на него неоднократно налагались взыскания, которые в настоящее время не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. На мероприятия воспитательного характера не реагирует, критику в свой адрес не воспринимает. Характеризуется отрицательно, признан злостным нарушителем режима отбывания наказания. Совершил преступление при опасном рецидиве.

Руководствуясь главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области просило установить административный надзор в отношении Зейналова К.И.о. на срок 8 лет с установлением ограничений в виде запрета на посещение мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22.00 часов до 06.00 часов; два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д.6).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

Не соглашается с мнением городского суда об отсутствии оснований для установления административного надзора. Утверждает, что документы о нежелательности пребывания Зейналова К.И.о. на территории Российской Федерации отсутствуют.

У Зейналова К.И.о. имеется временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ ***!% (дата выдачи 13.11.2023, действительно до 13.11.2033), выданное Управлением по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области. Административный надзор может быть применен к лицам без гражданства, при условии их пребывания на территории России на законных основаниях. Считает, что при таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебное заседание представитель ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия приходит к следующему.

Приговором Чертановского районного суда г.Москвы от 23.09.2015 Зейналов К.И.о. осужден по ч.3 ст.30, п.«а,в,г,з» ч.2 ст.126, ч.3 ст.33, ч.3 ст.30, п.«а,в,г,ж,з» ч.2 ст.126, ч.2 ст.69 УК РФ к 11 годам лишения свободы в ИК строгого режима (л.д.31 оборотная сторона).  

Постановлением Кунгурского городского суда от 05.10.2020 Зейналов К.И.о. переведен в тюрьму на 3 года (л.д.44). Ранее судим. Начало срока – 23.09.2015, конец срока – 13.05.2024.

Зейналов К.И.о. осужден за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений (л.д.31), с 10.06.2020 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с Федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений.

Частью 3 данной статьи определены основания для установления административного надзора лицам, указанным в ч.1 этой статьи.

Вместе с тем, п.2 ч.2 этой же статьи предусматривает, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

Принимая решение об отказе в удовлетворении в отношении административного ответчика административного надзора, судья городского суда пришел к выводу о том, что Зейналов К.И.о., уроженец ***,  является лицом без гражданства и не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы, подлежит выдворению, вследствие чего основания для установления в отношении него административного надзора отсутствуют.

Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Управлением по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области  13.11.2023  Зейналову К.И.о. выдано временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, действительное до 13.11.2033 (л.д.9).

При этом в материалах дела не имеется сведений о том, что в отношении Зейналова К.И.о. было принято решение о его депортации, нежелательности пребывания (проживания), либо выдворении из Российской Федерации.

Согласно ответа на запрос заместителя начальника ОИК УВМ УВМД России по Ульяновской области в отношении Зейналова К.И.о. решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о депортации, о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации не выносилось.

При установлении административного надзора и административных ограничений в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, необходимо исходить из обязательности установления таковых в отношении административного ответчика на основании п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», отсутствия препятствующих этому обстоятельств, обусловленных отсутствием у него гражданства, а также необходимости устранения причин и условий, способствовавших совершению им новых преступлений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

При таких обстоятельствах решение судьи городского суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области об установлении административного надзора в отношении Зейналова К.И.о.

Из разъяснений, содержащихся в абз.2 п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст.3, ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).

Поскольку приговором суда установлено совершение Зейналовым К.И.о. преступления при опасном рецидиве преступлений, в отношении него имеются безусловные основания для установления в отношении него административного надзора.

В отношении таких лиц административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).

В соответствии с ч.5 ст.15, п.«д» ч.3 ст.86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона, действующего в период совершения Зейналовым К.И.о. преступления) преступление, предусмотренное п.п.«а,в,г,ж,з» ч.2 ст.126 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории особо тяжких преступлений, судимость за которое погашается по истечении восьми лет после отбытия лицом наказания в виде лишения свободы.

С учетом изложенного, Зейналову К.И.о. следует установить административный надзор на срок 8 лет.

По смыслу закона задачами административного надзора является предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и правонарушений. Сам по себе административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений и правонарушений со стороны ранее судимых лиц путём систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.

В соответствии с п.п.1-5 ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут быть установлены административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Судебная коллегия, с учётом данных об образе жизни административного ответчика, обстоятельств совершённых преступлений, его поведения в период отбывания наказания, в целях оказания воспитательного воздействия и недопущения совершения правонарушений и антиобщественного поведения со стороны административного ответчика, считает необходимым установить в отношении Зейналова К.И.о. административный надзор с установлением административных ограничений: 

2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 

запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 6.00 часов, за исключением периодов осуществления трудовой деятельности и получения медицинской помощи;

запретить выезжать за пределы территории Ульяновской области, за исключением фактов обращения за медицинской помощью и периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, а также в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства;

не посещать места проведения массовых, культурно-массовых мероприятий и не участвовать в них.

Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации является обязательным административным ограничением, подлежит безусловному применению.

Суд учитывает, что установление административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации является обязательным, и, учитывая сведения о поведении осуждённого за весь период отбывания наказания (наличие 131 взыскания, ни одно из которых не снято и не погашено, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания), а также принимая во внимание конкретные обстоятельства совершённых преступлений, для достижения целей административного надзора суд считает необходимым установить двухкратную явку в месяц в орган внутренних дел.

Как следует из характеристики от 07.02.2024, администрацией исправительного учреждения Зейналов К.И.о. характеризуется отрицательно, поощрений не имеет. С 10.06.2016 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и был переведен на строгие условия отбывания наказания (л.д.7).

С 31.12.2020 состоит на профилактическом учете как лидер и активный участник группировок отрицательной направленности, с 12.10.2022 – как склонный к суициду и членовредительству. Не трудоустроен, желания трудоустроиться не изъявляет. На мероприятия воспитательного характера не реагирует, критику в свой адрес воспринимает слабо, положительных выводов для себя не делает, отрицает общественно-полезный труд, поддерживает отношения с осужденными отрицательной направленности.

Ограничение в виде запретов пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, а также на посещение мест проведения массовых, культурно-массовых мероприятий, на участие в них, по мнению судебной коллегии, целесообразно по тем основаниям, что участие в подобных мероприятиях повышает риск совершения правонарушений, возникновения конфликтов и провокационных ситуаций, что может представлять угрозу для ресоциализации осуждённого. Возлагая подобные ограничения, суд  учитывает не только отношение осуждённого к порядку отбывания уголовного наказания, но и характер допущенных им нарушений, связанных с неисполнением требований сотрудников исправительного учреждения, а также конкретные обстоятельства совершённых им умышленных преступлений против личности.

Также суд считает необходимым установить  запрет на выезд за пределы  определённой  территории, поскольку такое ограничение  имеет своей целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел.

Кроме того, из материалов дела следует, что Зейналов К.И.о. определенного места жительства не имеет. Как установлено ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

При установлении Зейналову К.И.о. запрета выезжать за пределы территории Ульяновской области судебная коллегия учитывает, что Зейналов К.И.о. является лицом без гражданства, определенного места жительства не имеет, отбывает наказание и подлежит освобождению 13.05.2024 на территории Ульяновской области.

При этом судебная коллегия отклоняет пояснения Зейналова К.И.о. о том, что он намерен проживать после освобождения на территории Донецкой Народной Республики, поскольку материалы дела не содержат доказательств наличия у Зейналова К.И.о. родственников, семейных связей, а также доказательств наличия у Зейналова К.И.о. каких-либо жилых помещений на праве собственности, либо пользования. Более того, как следует из акта от 22.11.2023, составленного сотрудниками ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, ранее Зейналов К.И.о. устно указывал, что намерен после освобождения проживать в г.Гродно Республики Беларусь, однако заполнить соответствующее заявление (приложение №1 к Приказу МЮ РФ от 13.01.2006 №2) отказался (л.д.47).

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что указом Президента РФ от 19.10.2022 №756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» с 20.10.2022 на территории Донецкой Народной Республики введено военное положение.

При этом, как установлено п.4, п.8 ч.2 ст.7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении» на основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются, в том числе введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней, а также запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства.

Также судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в случае изменения избранного места жительства поднадзорное лицо в силу п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязано уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения не позднее чем за три рабочих дня до его перемены, при этом орган внутренних дел согласно п.7.4 Приказа МВД России от 08.07.2011 №818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при изменении поднадзорным лицом места жительства (пребывания или фактического нахождения) выдает маршрутный лист и письменно информируют об этом территориальные органы по месту его прибытия.

При установлении ограничения в виде запрета на выезд за пределы  Ульяновской области, а также ограничения  по запрету пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, суд с целью ненарушения конституционного права административного ответчика на труд и возможности получения им медицинской помощи считает необходимым данные запреты дополнить и установить их в следующем виде: запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения, в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, и случаев обращения за медицинской помощью; не выезжать за пределы территории Ульяновской области, за исключением периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности и случаев обращения за медицинской помощью.

Установление административного надзора и указанных выше административных ограничений позволит предупредить совершение Зейналовым К.И.о. других преступлений и правонарушений, окажет на него профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч.2 ст.9  Федерального закона № 64 от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Зейналов К.И.о. имеет право в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» об установлении административного надзора в отношении Зейналова Камаладдина Ислам оглы.

Установить административный надзор в отношении Зейналова Камаладдина Ислам оглы, *** года рождения, на срок восемь лет.

Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Зейналова Камаладдина Ислам оглы на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, назначенного приговором от 23 сентября 2015 года, вынесенного Чертановским районным судом г.Москвы, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Зейналова Камаладдина Ислам оглы, *** года рождения, установить административные ограничения:

два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 6.00 часов, за исключением периодов осуществления трудовой деятельности и получения медицинской помощи;

запретить выезжать за пределы территории Ульяновской области, за исключением фактов обращения за медицинской помощью и периодов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, а также в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства;

не посещать места проведения массовых, культурно-массовых мероприятий и не участвовать в них.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено                       16.04.2024