Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении благоустроенного жилого помещения
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 22.04.2024 под номером 112142, 2-я гражданская, о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма взамен ранее предоставленного жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0013-01-2023-004033-51

Судья Кочергаева О.П.                                                                   Дело № 33-1898/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/2024 по апелляционной жалобе Шафикова Рината Ильдаровича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10 января 2024 года, по которому постановлено:

в удовлетворении иска Шафикова Рината Ильдаровича к муниципальному образованию «город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда, комитета по управлению имуществом города Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Шафиков Р.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что с 16.02.2022 Шафиков Р.И. состоял на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и признан имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, код *** по договору социального найма ему предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Однако в процессе эксплуатации жилого помещения им были обнаружены недостатки, препятствующие проживанию в указанной квартире, а именно: в помещении отсутствует ванная комната, имеются щели в полах, высокая влажность вследствие подтопления подвала, что препятствует его проживанию в указанной квартире с учетом имеющегося у него заболевания.

Истец просил суд обязать ответчика предоставить ему по договору социального найма в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное на территории города Димитровграда, взамен ранее предоставленного жилого помещения.

Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчиков муниципальное образование «город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда администрации г. Димитровграда Ульяновской области, муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет по               жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шафиков Р.И. просит решение суда изменить, предоставить ему другое жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел состояние жилого помещения, предоставленного ему на основании договора социального найма от 21.07.2022. В связи с нарушениями санитарно-эпидемиологических норм в виде отсутствия душевой или ванной комнаты проживание в предоставленной по договору социального найма квартире невозможно.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки малоимущих граждан.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно статье 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

– проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1),

– являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 1).

В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В число тяжелых форм хронических заболеваний входит *** любых органов и систем ***, подтвержденным методом посева, ***.

На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 5 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающими основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Шафиков Р.И. является инвалидом *** группы по общему заболеванию (л.д. 12).

Согласно выписке из истории болезни у Шафикова Р.И. имеется диагноз «***», ему установлена                    *** группа инвалидности по *** бессрочно (л.д. 13-14).

На праве общей долевой собственности (1/5 доля) Шафикову Р.И. принадлежит жилое помещение, общей площадью 58,7 кв.м, расположенное по адресу: ***(л.д. 34-39).

Постановлением исполняющего обязанности главы города Димитровграда Ульяновской области Большакова А.Н. от 23.12.2021 № *** Шафиков Р.И. признан малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального фонда по договору социального найма (л.д. 9).

Постановлением главы города Димитровграда Ульяновской области Большакова А.Н. от 16.02.2022 № *** Шафиков Р.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку общая площадь имеющихся жилых помещений, приходящегося на одного члена семьи не превышает установленную учетную норму – 12 кв.м, а также признан имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди граждан, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания (л.д. 10).

Постановлением исполняющего обязанности главы города Димитровграда Ульяновской области Шишкиной Л.П. от 14.07.2022 № *** Шафикову Р.И. по его заявлению предоставлено муниципальное жилое помещение по договору социального найма, расположенное по адресу: ***, в связи с чем постановлением от 21.09.2022 № *** он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 7, 8, 11).

21.07.2022 между администрацией МО «город Димитровград» Ульяновской области (наймодатель) и Шафиковым Р.И. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № ***, согласно которому наймодатель передал в пользование нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящее в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в квартире, общей площадью 18,3 кв.м, расположенное по адресу: *** (л.д.15-19).

Указанное жилое помещение передано истцу по акту приема-передачи жилого помещения и представляет собой однокомнатную квартиру (гостиного типа) (л.д. 20, 126).

Из акта осмотра муниципальной квартиры № *** в доме № *** по                      *** от 07.06.2023 следует, что в помещении не выполнен косметический ремонт: отсутствуют обои на стенах, отделка потолков и окраска пола, отсутствует одна розетка и дверное полотно в подсобное помещение, отсутствует масляная окраска стен, окраска радиатора отопления и стальных труб. Нанимателем установлена входная металлическая дверь. В 2018 году в указанном помещении выполнены работы капитального характера: заменено деревянное полотно на окно из ПВХ, установлена дверь в подсобное помещение, выполнен частично ремонт штукатурки, выполнена установка электропроводки и установка электросчетчика, заменены розетки и выключатели, установлены счетчики на трубы ХВС и ГВС, замена мойки со смесителем и унитаза (л.д. 21).

Аналогичные выводы содержатся в информации агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 22.08.2023. При этом указано, что установка ванн в жилых помещениях указанного многоквартирного жилого дома проектом не предусмотрена (л.д. 22-23).

Ссылаясь на то, что предоставленное жилое помещение по договору социального найма не соответствует требованиям, предъявляемым к инвалидам, в том числе по заболеванию туберкулез, в связи с отсутствием в нем ванной комнаты, наличием щелей в полах, высокой влажности, Шафиков Р.И. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что муниципалитетом исполнена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического  заболевания, у него отсутствует право требовать от ответчиков предоставления  жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, Шафиковым Р.И. не представлено доказательств непригодности предоставленного жилого помещения для проживания в нем, заключение межведомственной комиссии о признании в установленном законом порядке жилого дома, в котором находится квартира истца, аварийным и подлежащим сносу, а самой квартиры (комнаты) непригодной для проживания, не выносилось.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.

Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза) (статья 1, пункт 5 статьи 14).

Введение такой меры социальной поддержки обусловлено, в первую очередь, целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения других граждан, и одновременно обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

При анализе вышеуказанных норм права следует сделать вывод, что законодатель преследует цель оградить инвалида, страдающего тяжелой формой хронического ***, от  иных проживающих с ним лиц, а также от  неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют такому заболеванию.

Согласно позиции Шафикова Р.И. ему предоставлено жилое помещение, не имеющее ванную или душевую комнату. При этом ему в администрации сказали, что при проведении ремонтных работ возможно установление душевой комнаты (л.д. 66 оборот). Кроме того, была договоренность об установлении душевой за счет администрации города. Потом ему сказали, что счета арестованы, проводится какая-то проверка. Впоследствии установлено, что в его жилом помещении установить ванную или душевую комнату невозможно.

Судом для проверки доводов истца по его ходатайству назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» (л.д. 122-142).

В соответствии с заключением строительно-технической экспертизы АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» от 29.08.2023 № *** строительных норм и правил по предоставлению для инвалидов с диагнозом *** жилья обязательно с ванными комнатами или душевыми не существует.

Экспертом отмечено, что возможно существуют иные специальные (санитарные) требования по проживанию таких больных, но они не в компетенции эксперта-строителя.

Техническое состояние исследуемого объекта – квартиры № *** определено согласно положениям Методики определения физического износа гражданских зданий; физический износ данного строения в среднем составляет 40%, деформаций стен, перекрытий, проемов не выявлено.

Все несущие и ограждающие конструкции строения, определяющие пригодность его к эксплуатации, и заполнения проемов находятся в удовлетворительном, работоспособном состоянии. Дефектов оснований и несущих конструкций жилого дома, и, соответственно, квартиры, – разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома, в целом, не имеется.

В ходе осмотра установлено, что в квартире выполнены перепланировка и переустройство, которые не прошли правовую регистрацию, это является нарушением нормативных требований.

Кроме того, если в подсобном помещении планировалось размещение душевой, то увеличение ее площади за счет площади жилой комнаты будет являться нарушением нормативных требований – п. 7.20 СП 54.13330.2022 размещение уборной (туалета), ванной комнаты (душевой), совмещенного санузла над жилыми комнатами и кухнями (кухнями-нишами и кухнями-столовыми) не допускается.

В квартире выявлены недостатки отделки потолков и стен, полов и их отделки, сантехнического оборудования, электропроводки. Указанные недостатки являются устранимыми при проведении ремонтных работ. Наличие указанных недостатков не влияет на пригодность жилого помещения – квартиры № *** к его использованию по назначению согласно приведенным положениям.

Объемно-планировочное решение квартиры, оснащение инженерными сетями и системами соответствуют нормативным требования, предъявляемым к данного вида строениям.

Таким образом, указанной судебной строительно-технической экспертизой установлены нарушение нормативных требований при перепланировке и переустройстве жилого помещения, недопустимость размещения душевой комнаты в подсобном помещении.

Кем выполнены работы по перепланировке и переустройству жилого помещения установить эксперту не представилось возможным.

В соответствии с пунктом 32 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», жилое помещение инвалида должно иметь жилую комнату, совмещенный санитарный узел для инвалида, переднюю-холл площадью не менее 4 кв. метров.

Жилищный кодекс не содержит понятия благоустроенного жилого помещения. Вместе с тем жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта, а также с учетом потребностей инвалида.

В предоставленном истцу жилом помещении отсутствуют ванная или душевая комнаты, что с учетом имеющейся у истца группы инвалидности, установленной в связи с тяжелой формой хронического заболевания *** (код ***), не позволяет сделать вывод о том, что жилое помещение отвечает Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, а проживание в нем Шафикова Р.И. не нарушает прав других лиц.

Шафиков Р.И. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое согласно приказу Минздрава России от 29.11.2012 № 987н входит в Перечень заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире.

Переселение такого больного в отдельное жилое помещение осуществляется, прежде всего, в интересах иных лиц, в том числе с целью предупреждения распространения туберкулеза.

Отсутствие ванной или душевой комнаты в предоставленном инвалиду, страдающему туберкулезом, жилом помещении очевидно предполагает его посещение ванной (душевой) комнаты в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартиры, общественных бань (саун), иных аналогичных использованию помещений, что является недопустимым, увеличивает риск заражения туберкулезом других лиц.

Предоставление Шафикову Р.И. отдельного благоустроенного жилого помещения, включающего в себя ванную или душевую комнату, направлено на защиту и реализацию права не только истца, с учетом его заболевания, но и иных граждан.

Принимая во внимание изложенное, жилое помещение, расположенное по адресу: ***, не соответствует требованиям действующего законодательства с учетом потребностей инвалида Шафикова Р.И.

При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.

На администрацию МО «город Димитровград» Ульяновской области следует возложить обязанность предоставить Шафикову Р.И. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории ***, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям для проживания инвалида, предусмотренными Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», взамен ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда администрации г. Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» необходимо отказать как ненадлежащим ответчикам.

Наличие действующего договора социального найма при изложенных обстоятельствах не свидетельствует о том, что Шафиков Р.И. не нуждается в благоустроенном жилом помещении с учетом его заболевания, которое изначально должно было обеспечить условия доступности проживания в нем инвалида.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                               от 10 января 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Шафикова Рината Ильдаровича к администрации муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области предоставить Шафикову Ринату Ильдаровичу во внеочередном порядке по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории города ***, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям для проживания инвалида, предусмотренными Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», взамен ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: ***.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «город Димитровград» Ульяновской области в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда администрации г. Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.04.2024