Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Прокурору отказано в понуждении администрации к строительству ДОУ
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 23.04.2024 под номером 112140, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконнымо возложении обязанности приведения в соостветстви и сантарными нормами лицея и детского сада, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-005956-59

Судья Шабинская Е.А.                                                                   Дело №33а-1712/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        9 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 декабря 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 19 января 2024 года, по делу №2а-5523/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района                г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить организацию строительства здания детского дошкольного учреждения - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора          Дроновой А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя администрации г.Ульяновска и Управления образования администрации г.Ульяновска – Бережковой Г.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности обеспечить организацию строительства здания детского дошкольного учреждения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района                    г.Ульяновска в ходе проверки исполнения администрацией г. Ульяновска законодательства об образовании выявлены факты бездействия должностных лиц администрации г. Ульяновска по вопросу обеспечения несовершеннолетних граждан местами в образовательных учреждениях микрорайона «Искра-Репино» Ленинского района г. Ульяновска.

Проверкой прокуратуры района с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области выявлены нарушения обязательных требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическое требование к организациям воспитания  и обучения, отдыха  и оздоровления детей и молодежи», а именно: согласно п. 3.1.1 СП 2.4.3648-20 – количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3-х лет)  - не менее 2 кв.м на одного ребенка и для детей групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – не менее 2 кв.м на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки.

Фактически в МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» ДОУ «Уникум» не соблюдается норма площади на одного ребенка.

Сложившаяся ситуация возникла, в том числе, из-за выдачи администрацией г.Ульяновска разрешений на строительство многоквартирных домов в микрорайоне «Искра-Репино» Ленинского района г. Ульяновска без учета обеспечения живущих в микрорайоне граждан и потенциальных жителей микрорайона объектами социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания, в том числе, объектами дошкольного образования в количестве, позволяющем обеспечить существующую потребность.

В этой связи и.о. прокурора района уже обращался с требованиями о возложении на администрацию г. Ульяновска обязанности по внесению актуальных изменений в действующую документацию планировки территории Ленинского района МО «город Ульяновск», отражающих существующую потребность в детских дошкольных учреждениях микрорайона «Искра»                         г. Ульяновска. Решением суда от 05.09.2023  по делу №2а-4635/2023 заявленные требования были удовлетворены.

Просил суд возложить обязанность на администрацию г. Ульяновска в соответствии с требованиями п. 2.4.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, обеспечить организацию строительства на территории микрорайона «Искра-Репино» Ленинского района г. Ульяновска здания детского дошкольного учреждения в срок до 31.12.2024.

В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований к Управлению образования администрации города Ульяновска, в этой связи определением суда от 11.12.2023 производство по административному делу в указанной части прекращено.

Рассмотрев заявленные требования в оставшейся части по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Ульяновска.  

Полагает, что решение суда основано на неправильном применении и толковании норм материального права. Считает немотивированным вывод суда о том, что администрация г.Ульяновска предпринимает все необходимые меры по обеспечению доступности бесплатного дошкольного образования на территории Ленинского района г.Ульяновска для всех детей, нуждающихся в дошкольном обучении. Указывает, что суд безосновательно пришел к выводу о том, что требования прокурора района не основаны на каких-либо реальных обстоятельствах и наличии финансовой и технической возможности их выполнения, а также требуют перераспределения бюджетных средств, что не относится к компетенции суда.

Приводя доводы, изложенные в административном иске, утверждает, что прокурором приведено достаточно доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований.

В возражениях на представление администрация г.Ульяновска, МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетсорения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 названного Закона устанавливаются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В соответствии со статьей 5 Закона об образовании право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Согласно статьи 9, части 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона №273-ФЗ правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня; проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация; в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.

Из пп.2.4.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила..»)(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573) следует, что количество обучающихся, воспитанников и отдыхающих не должно превышать установленное пунктами 3.1.1, 3.4.14 Правил и гигиенические нормативы.

Подпунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20 определено, что в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданиях должны соблюдаться следующие требования:

Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее - дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.

Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м2 на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2.

Таким образом, установлены санитарно-эпидемиологические нормативы, определяющие предельную количественную наполняемость детских садов воспитанниками.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, нормативов предельной наполняемости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокурором проверки выявлено, что МБДОУ №258 и МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» ДОУ «Уникум» не соблюдено требование п.2.4.2 СП 2.4.3648-20 в части необеспечения нормы площади на одного ребенка, исходя из списочного состава воспитанников.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20.12.2018, вступившим в законную силу 28.01.2019, на МБДОУ детский сад №258 в течение года со дня вступления решения суда возложена обязанность обеспечить выполнение требований п.1.9 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» о соблюдении нормы площади не менее двух квадратных метров на одного ребенка в группах детей старше трех лет.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска от 11.12.2020 исполнительное производство №***, возбужденное на основании исполнительного документа по делу №2-6390/2018, окончено в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

27.06.2023 прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в адрес администрации города Ульяновска вынесено представление №21-01-2023 об устранении нарушений закона в части обеспечения населения микрорайона «Искра-Репино» г. Ульяновска местами  в дошкольных образовательных учреждениях.

В ответе на представление от 26.07.2023 Глава города Ульяновска          Болдакин А.Е. указал, что факты, изложенные в представлении, нашли частичное подтверждение. По списочному составу детей в МБДОУ №258 и МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» ДОУ «Уникум»  не соблюдается норма площади на одного ребенка, однако фактическая посещаемость детей значительно ниже списочного состава воспитанников. Для обеспечения комфорта воспитанников администрациями указанных образовательных организаций проводятся соответствующие мероприятия, согласно нормам                 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». О создании комфортных условий содержания воспитанников свидетельствует отсутствие со стороны родителей (законных представителей) жалоб в администрацию г.Ульяновска, Управление образования.

Согласно справке по результатам мероприятий, проведенных 28.09.2023 по требованию прокуратуры Ульяновской области ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Чуриковой Е.В., выявлены нарушения требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания  и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в МБДОУ Детский сад №258 и МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» ДОУ «Уникум», а именно не соблюдается норма площади на одного ребенка.

28.09.2023 и.о. прокурора Ленинского района г. Ульяновска приняты решения о проведении проверки в отношении МБДОУ Детский сад №258 и МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И. Латышева» ДОУ «Уникум». 

Установив вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г.Ульяновска предпринимает необходимые меры по обеспечению доступности бесплатного дошкольного образования на территории Ленинского района для всех детей, нуждающихся в дошкольном обучении, в связи с чем требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить организацию строительства на территории микрорайона «Искра-Репино» Ленинского района г. Ульяновска здания детского дошкольного учреждения в срок до 31.12.2024 не основаны на каких-либо реальных обстоятельствах и наличии финансовой и технической возможности их выполнения и удовлетворению не подлежат.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционного представления, в ходе рассмотрения дела административным истцом не было представлено доказательств тому, что отступление от нормативов площади в помещениях дошкольных учреждений нарушает права воспитанников, их родителей, или иных лиц. При отсутствии посещаемости детского сада нормы площади не нарушаются.

Как видно из представленных сведений о посещаемости воспитанников за сентябрь 2023 года списочный состав детей в лицее №101 составляет 446 человек, а фактически детский сад посещает 293 ребенка, в детском саду №258 списочный состав детей составляет 390 человек, а фактически посещает 235 детей.

Кроме того, прокурором не приведено нормативного обоснования требований о необходимости строительства здания дошкольного учреждения в случае несоблюдения требования п.2.4.2 СП 2.4.3648-20 в части обеспеченности нормы площади на одного ребенка, исходя из списочного состава воспитанников.

Решение суда по делу №2а-4635/2023 о возложении  на администрацию г.Ульяновска обязанности по внесению актуальных изменений в действующую документацию планировки территории Ленинского района г. Ульяновска, на которое ссылается прокурор, отменено судом апелляционной инстанции, административное дело  направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении иск прокурора оставлен без удовлетворения.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор района действовал в интересах неопределенного круга лиц. Вместе с тем, жалоб по указанным вопросам ни в прокуратуру района, ни в Управление образования администрации г.Ульяновска не поступало.

Вопреки доводам апелляционного представления, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, без исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела фактических обстоятельств (постановления от 28 октября 1999 года №14-П, от            12 июля 2007 года №10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года №6-П, от 11 февраля 2019 года №9-П, определения от 18 апреля 2006 года №87-О, от 17 июня 2008 года №498-О-О).

Формальный подход в делах недопустим.

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от                   28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» обратил внимание судов, что законность оспариваемых действий (бездействия) органов, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие (несоответствие) требованиям правовых норм.

Оснований для направления дела на новое рассмотрение, о чем просит заявитель, судебная коллегия не усматривает.

Положения ч.3 ст.309 КАС РФ содержат исчерпывающий перечень оснований, по которым суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Между тем, апелляционное представление прокурора таких оснований не содержит, не были они названы прокурором и в настоящем судебном заседании.

Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Таким образом, доводы апелляционного представления не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных постановлений в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 310 КАС РФ.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 декабря 2023 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 19 января 2024 год, оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Ленинского района города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.04.2024