Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание срокогв расселения аварийного дома
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 24.04.2024 под номером 112139, 2-я гражданская, об обязании к совершению действияо признании незаконным постановления о признании многоквартирных домов аварийными и полежащими сносу в части устанволения срока отселения физических и юридических лиц, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-006625-89

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело №33а-1701/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        9 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 4 декабря 2023 года по делу №2а-5897/2023, которым постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах Дылдиной Валентины Николаевны к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления в части срока сноса аварийного дома, установлении нового срока – удовлетворить.

Признать незаконным п. 2 постановления администрации города Ульяновска от 20.07.2023 № 802 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном  по адресу: ***, до 31.12.2030.

Обязать администрацию г. Ульяновска установить срок сноса аварийного дома *** и отселения из него жителей до 31.12.2025 года. 

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации города Ульяновска – Ларионовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Дроновой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Дылдиной В.Н., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления в части срока сноса аварийного дома, установлении нового срока.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов.

18.05.2023 межведомственной комиссией администрации г.Ульяновска принято заключение №31 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома *** аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с установленными в пункте 34 Положениями о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утв.  Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47) требованиями: техническое состояние несущих строительных конструкций многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушениями либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения  многоквартирного дома. 

Согласно выводам заключения по результатам обследования дома *** проведенного 10.04.2023 АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», выявлены дефекты и повреждения дома, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наличие указанных дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания. Общий физический износ здания составляет 75 %.

В этой связи администрацией г.Ульяновска вынесено постановление от 20.07.2023 № 802 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в перечень которого включен *** Плановая дата расселения данного дома - до 31.12.2030.

Многоквартирный жилой дом по адресу: г*** 1959 года постройки, включен в Областную адресную программу Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018 - 2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П. Планируемая дата окончания переселения жителей данного многоквартирного дома - 2030 год.

Аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома подтверждается и заявлениями жильцов, поступивших в прокуратуру Заволжского района г. Ульяновска, актами обследования, проведенными управляющей компанией, а также контролирующими органами.

В силу закона срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным. Дальнейшая эксплуатация жилого дома *** в                     *** и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и  здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г.Ульяновска об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома   до 31.12.2030 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Прокурор просил признать незаконным п. 2 постановления администрации города Ульяновска от 20.07.2023 № 802 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г***, до 31.12.2030; обязать администрацию г. Ульяновска установить срок сноса аварийного дома *** и отселения из него жителей до 31.12.2025. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.  

В обоснование жалобы указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. При этом конкретные сроки, в которые производится отселение жителей аварийного дома, а также требования о незамедлительном отселении в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу законодательство не содержит. Кроме того, что вывод суда о возложении на администрацию обязанности установить новый срок отселения граждан, сделан без учета правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики  Верхового Суда РФ за 2 квартал 2009 года.

Отмечает, что жители аварийного многоквартирного дома вправе обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно заключению межведомственной комиссии от 18.05.2023 №31 многоквартирный жилой дом *** в квартире №*** которого проживает истец Дылдина В.Н., признан аварийным и подлежащим сносу.

Данным заключением установлено, что техническое состояние несущих строительных конструкций   многоквартирного дома в целом характеризуется разрушениями либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.

Согласно выводам заключения по результатам обследования дома ***, проведенного 10.04.2023 АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», в процессе обследования дома выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наличие указанных дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания. Общий физический износ здания составляет 75 %.

Согласно акту обследования многоквартирного дома *** от 18.05.2023, проведенному специалистом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, дом *** 2-х этажный, 2-х подъездный, кровля скатная, шиферная, стены шлакоблочные, на кровле имеются участки значительного разрушения шифера по всему периметру кровли, многочисленные трещины, в подъезде следы протечек, в связи с нарушениями герметичности кровельного покрытия. Имеется частичное повреждение фасада (выпадение блоков), отсутствие козырька над входом в подъезд № 2, напольное покрытие в подъездах имеет уклон, зыбкость, прогибы. Частичное отслоение штукатурно-красочного слоя на стенах, потолках лестничных клеток в подъездах дома, частное отсутствие второй нити остекления окон в подъезде №2. Отмостка отсутствует. В жилых помещениях на первых этажах имеются следы протечки, желтые пятна, уклон полового покрытия и потолка, наличие трещин на внутренних стенах с шириной раскрытия  до 3 см. Для входа в жилые помещения, находящиеся на втором этаже, имеется лестничный деревянный марш, имеющий уклон, деформирование, частичное разрушение, ослабление отдельных креплений. Дом имеет многочисленные повреждения, деформацию строительных конструкций несущих стен, перегородок, перекрытий) в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

Проведенным 10.04.2023 АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» обследованием установлено, что выявлены участки разрушения кирпичной кладки цоколя, в доме имеется значительный уклон полов и перекрытий, в сторону наружных стен, возникновение деформационных трещин кладки стен дома, в цокольной части имеются сквозные трещины с раскрытием до 12 мм, такие трещины считаются опасными, наблюдается выпадение бутового камня, сквозные дыры между ними. Это свидетельствует о неравномерной осадке фундамента дома. Имеющиеся дефекты и повреждения стен жилого дома привели к значительному снижению прочности, несущей способности и эксплуатационной  пригодности фундаментов. Состояние фундаментов под несущие и ограждающие стены здания согласно ГОСТ 31937-2011 - аварийное.

Обследованием бетонной отмостки дома установлено, что имеются щели между цоколем и отмосткой, примыкание к дому не обеспечено. В результате чего гидроизоляция дома не обеспечена. Состояние отмостки- аварийное. П. 3.1 технического заключения - осмотра стен здания установлено, что в несущих стенах дома имеются вертикальные трещины по высоте 4 ряда кладки и более, идущие по швам кладки, трещины из-под оконных проемов. Ширина раскрытия трещин от 2 до 15 мм, такие трещины относятся к опасным трещинам. Наружные ограждающие конструкции жилого дома не обеспечивают изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха.

При обследовании здания снаружи и изнутри экспертами при помощи строительного уровня УС-5-1/100 и измерительной металлической рулетки Р10- УЗК выявлены отклонения стен от вертикального положения, искривление горизонтальных поверхностей стен.

При осмотре стен подъездов п.3.3 заключения установлено,  что наружные стены в карнизной части жилого дома имеют значительные участки разрушения с образованием сквозных отверстий в чердачное помещение, кладка потеряла устойчивость, имеется опасность обрушения карнизной части стен с потерей устойчивости конструкций чердачного перекрытия.

При осмотре системы канализации, водоснабжения, отопления выявлено поражение коррозией и свищи магистральных трубопроводов, стояков, проводок, следы ремонтов.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и признавая неразумными установленные сроки переселения жильцов указанного дома, суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный срок отселения нарушает права граждан на жилище и его безопасность, а также представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме не проводилось; каких-либо актов осмотра или заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности дальнейшего проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих конструкций и опасности обрушения дома, административным ответчиком не представлено.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в оспариваемом решении, всем юридически значимым обстоятельствам и собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом не нарушено требование закона, касающееся компетенции органов местного самоуправления по вопросам принятия решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также установлению сроков отселения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись все основания для удовлетворения требований прокурора.

Судебная коллегия отмечает, что установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, - по 31.12.2030 не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания в размере 75 %, наличия угрозы обрушения.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных ст.310 КАС РФ, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.04.2023