УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2023-000987-89
Судья Лобина Н.В.
Дело № 33-1336/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
26 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.
судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2023 года, по
гражданскому делу №2-1-764/2023, по которому постановлено:
исковые требования Гурьянова
Василия Павловича (паспорт ***) удовлетворить частично.
Признать
незаконным распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области
от 16.10.2023 № *** в части отказа в предоставлении государственной социальной
помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного
хозяйства Гурьянову Василию Павловичу.
В
удовлетворении требований к ответчику Областному государственному казенному
учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (ОГРН 1087327005501)
отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., до перерыва в судебном
заседании, пояснения представителя Министерства социального развития
Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия
установила:
Гурьянов
В.П. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской
области, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения Ульяновской области о признании незаконным распоряжения об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи.
Требования
мотивировал тем, что в сентябре 2023 года он обратился с заявлением и
необходимым пакетом документов в ОГКУ СЗН Ульяновской области по Карсунскому
району для заключения социального контракта в соответствии с Положением о
порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи для приобретения
сельскохозяйственных животных. 05.11.2023 распоряжением ответчика № *** от
16.10.2023 ему было отказано в назначении денежной выплаты в связи с обращением
ранее 12 месяцев с даты расторжения предыдущего контракта на основании
распоряжения № *** от 23.01.2023. Между тем указанное распоряжение № *** на
основании его жалобы было признано незаконным решением Карсунского районного
суда от 24.05.2023.
Просил
суд признать незаконным распоряжение ответчика от 16.10.2023 № *** об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.
В обоснование жалобы, ссылается на Положение о порядке
назначения и выплаты (предоставлении) государственной социальной помощи,
утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021
№164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области»,
Закон Ульяновской области от 31.08.2013 №160-ЗО «О правовом регулировании
отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи».
Указывает, что 28.02.2022 между Департаментом семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске и
Гурьяновым В.П. был заключен социальный контракт на ведение личного подсобного
хозяйства, срок ведения подсобного хозяйства был установлен на 12 месяцев. В
нарушение условий социального контракта Гурьяновым В.П. ежемесячно не
предоставлялись документы, подтверждающие факт выполнения программы
мероприятий, в связи с чем 23.01.2023 социальный контракт с ним был расторгнут.
С решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 13.12.2023 по делу
по иску Гурьянова В.П. не согласны, считают его незаконным, подлежащим отмене.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о
месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, 16.02.2022 Гурьянов В.П. обратился в Департамент семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.
Ульяновске с заявлением о предоставлении ему государственной социальной помощи
на основании социального контракта в виде денежной выплаты.
28.02.2022 между Департаментом семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске и Гурьяновым
В.П. был заключен социальный контракт на ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно условиям Программы социальной адаптации,
подписанной сторонами и являющейся неотъемлемой частью социального контракта,
срок ведения личного подсобного хозяйства установлен 12 месяцев, направление
ведения личного подсобного хозяйства – приобретение коровы и кормов
(зернофураж, сено) для развития ЛПХ и дополнительного источника дохода (от
продажи молока и молочной продукции): запланированные мероприятия:
консультирование по вопросам организации предпринимательской деятельности в
сфере сельского хозяйства (февраль-март 2022 года), регистрация в налоговой в
качестве самозанятого (март-апрель 2022 года), приобретение коровы (март-апрель
2022 года), приобретение кормов (зернофураж, сено) (в течение срока действия
контракта), страхование КРС (коровы) (апрель 2022 года), проведение
профилактического осмотра приобретенной коровы врачом ветеринаром, регистрация
личного подсобного хозяйства в администрации муниципального образования
(март-апрель 2022 года), проведение прививочных мероприятий (в течение срока
действия контракта), ежемесячный отчет по реализации молока и молочной
продукции (в течение срока действия контракта).
Во исполнение социального контракта Гурьянову В.П. была
предоставлена социальная помощь в размере 100 000 рублей.
Распоряжением Департамента Министерства социального развития
Ульяновской области в г. Ульяновске от 23.01.2023 № *** на основании п.п. 6 п.
2.24 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной
социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой
за счет областного бюджета Ульяновской области, утвержденного постановлением
Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании
государственной социальной помощи в Ульяновской области», прекращено
предоставление государственной социальной помощи на основании социального
контракта на ведение личного подсобного хозяйства Гурьянову В.П.
Согласно
ч. 2 ст. 61
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства,
установленные вступившим в законную силу судебным постановлениями по ранее
рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не
доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в
котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанные выше обстоятельства установлены вступившим в
законную силу решением Карсунского районного суда Ульяновской области от
24.05.2023, которым было признано незаконным распоряжение Департамента
Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от
23.01.2023 № *** в части прекращения предоставления государственной социальной
помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного
хозяйства Гурьянову В.П. (л.д.58-62).
28.09.2023 Гурьянов В.П. вновь обратился в Министерство с
заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на
основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты на ведение
личного подсобного хозяйства (л.д.25-27).
Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской
области от 16.10.2023 № *** с учетом предложений областной межведомственной
комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной
помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденных протоколом
от 13.10.2023 № ***, Гурьянову В.П. отказано в предоставлении единовременной
денежной выплаты на оказание государственной социальной помощи на основании
социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства в соответствии с
п. 2.24 п.п. 6 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления)
государственной социальной помощи, в том числе на основании социального
контракта ввиду того, что предыдущий контракт был прекращен 23.01.2023
распоряжением № 197-р, а повторное обращение об оказании государственной
социальной помощи на основании социального контракта может быть подано не
ранее чем по истечении 12 месяцев со дня
расторжения ранее заключенного контракта (л.д.54). 31.10.2023 Гурьянову В.П.
было направлено уведомление о принятом решении (л.д.53 оборот).
Не согласившись с данным распоряжением, Гурьянов В.П.
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о
частичном удовлетворении требований Гурьянова В.П., поскольку распоряжение № ***
от 23.01.2023 ранее было признано незаконным решением суда, оснований для
отказа Гурьянову В.П. в предоставлении государственной социальной помощи,
оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, по
указанным обстоятельствам у уполномоченного органа не имелось.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое распоряжение № *** от
16.10.2023 в части отказа в предоставлении государственной социальной помощи на
основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства
Гурьянову В.П. является незаконным.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Указом Губернатора Ульяновской области от 11.05.2023 № 45 «О
мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов Ульяновской
области» с 1 сентября 2023 года был упразднен Департамент Министерства
социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске и осуществление
его функций передано Министерству социального развития Ульяновской области, при
таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что
надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития
Ульяновской области.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17
июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями
государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие
одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные
настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют
среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального
контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего
Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению
трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи».
В силу ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ
социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и
органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина
и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать
гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать
мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании
социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения
по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего
одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О
государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи,
оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также
форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О
государственной социальной помощи»).
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля
1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная
социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам,
указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях
стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999
года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты
населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной
социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее
получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или
в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской
Федерации.
На основании ст. 3 Закона Ульяновской области от 31.08.2013
№ 160-ЗО (ред. от 05.09.2023) «О правовом регулировании отдельных вопросов,
связанных с оказанием государственной социальной помощи» (принят ЗС Ульяновской
области 29.08.2013) оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской
области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального
контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению
исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное
управление в сфере социальной защиты населения, на условиях и в порядке,
установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 и
8 - 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Постановлением Правительства Ульяновской области от
30.04.2021 № 164-П «Об оказании
государственной социальной помощи в Ульяновской области» утверждено Положение о
порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной
помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет
средств областного бюджета Ульяновской области» (далее – Положение).
Согласно п. 2.6 Положения государственная социальная помощь
на основании социального контракта предоставляется в целях обеспечения
реализации получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой
социальной адаптации. К таким мероприятия относятся, в том числе ведение
личного подсобного хозяйства (абзац 4).
В силу 2.15 Положения основными условиями оказания
государственной социальной помощи на основании социального контракта по
мероприятию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 2.6 настоящего раздела,
являются: заключение социального контракта осуществляется не чаще одного раза в
год сроком не более чем на 12 месяцев; наличие у заявителя и (или) членов его
семьи на праве собственности, на основании договора аренды или ином законном
основании земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного
хозяйства, садового земельного участка, огородного земельного участка,
земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Конечным
результатом оказания государственной социальной помощи на основании социального
контракта по мероприятию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 2.6
настоящего раздела, являются: регистрация гражданина в качестве
налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов
гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального
контракта.
На основании п. 1.16, п. 1.17 Положения решение о
предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи
на основании социального контракта принимается уполномоченным органом с учетом
предложений областной и муниципальных комиссий в соответствии с настоящим
Положением.
Согласно п. 2.21 Положения территориальный орган не позднее
5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении государственной
социальной помощи на основании социального контракта заключает социальный
контракт с заявителем на реализацию одного из мероприятий, указанных в пункте
2.6 настоящего раздела, составленный по соответствующей форме согласно
приложениям № 3 - 6 к постановлению Правительства Ульяновской области «Об
оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области».
В силу п. 2.24 Положения (в ред. постановления Правительства
Ульяновской области от 21.08.2023 № 416-П) решение о прекращении предоставления
государственной социальной помощи на основании социального контракта
принимается уполномоченным органом и оформляется соответствующим распоряжением
уполномоченного органа в случаях: представления получателем недостоверных
сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на
праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных
сведений в ходе исполнения социального контракта; выезда получателя за пределы
Ульяновской области в связи с изменением места жительства; нецелевого
использования денежной выплаты, предоставленной на основании социального
контракта; утраты получателем, заключившим социальный контракт, предметом
которого является обеспечение реализации мероприятий, указанных в абзацах
втором, третьем или четвертом пункта 2.6 настоящего раздела, трудоспособности;
(пп. 4 в ред. постановления Правительства Ульяновской области от 09.02.2023 №
68-П); смерти получателя, а равно объявления его умершим либо признания его
безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным решением
суда, вступившим в законную силу; (пп. 5 в ред. постановления Правительства Ульяновской
области от 09.02.2023 № 68-П); неисполнения (несвоевременного исполнения)
получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или)
мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, за исключением
неисполнения (несвоевременного исполнения) указанных условий и (или)
мероприятий по причинам, являющимся уважительными.
В случае прекращения социального контракта в связи с его
неисполнением (несвоевременным исполнением) по причинам, являющимся
уважительными, повторное заявление об оказании государственной социальной
помощи на основании социального контракта может быть подано в любое время после
даты прекращения предыдущего социального контракта. В случае прекращения
социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 и 6
настоящего пункта (за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения)
социального контракта по причинам, являющимся уважительными), повторное
заявление об оказании государственной социальной помощи на основании
социального контракта может быть подано не ранее чем по истечении двенадцати
месяцев со дня расторжения ранее заключенного социального контракта.
На основании п. 1.19 Положения решение об отказе в
предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании
социального контракта, принимается в случаях: отсутствия на дату обращения
оснований для предоставления государственной социальной помощи; представления
сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье)
имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6
настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в
предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном
объеме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них,
а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные нормы права,
установив, что судебным актом, вступившим в законную силу распоряжение №*** от 23.01.2023 было признано незаконным, пришел к
обоснованному выводу, что оснований для отказа истцу в предоставлении
государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств областного
бюджета Ульяновской области, по указанным в оспариваемом распоряжении
основаниям у уполномоченного органа не имелось.
Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для
дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, надлежаще
применены нормы материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют
о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
При таком положении, решение суда по доводам апелляционной
жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2023 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Карсунский районный суд
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 29 марта 2024 года.