У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0006-01-2023-000808-09
Судья Зотова Л.И.
Дело №33а-1667/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
12 апреля 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном
заседании апелляционную жалобу Евграшина Дмитрия Александровича на решение
Барышского городского суда Ульяновской области от 22 декабря 2023 года по делу
№2а-610/2023, которым постановлено:
исковые требования
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (обособленное подразделение) удовлетворить
частично.
Взыскать с Евграшина Дмитрия
Александровича, *** года рождения (ИНН ***), зарегистрированного и проживающего по адресу: *** в пользу
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (обособленное
подразделение) задолженность по налогам и пени
за 2020 год (страховые взносы на
ОМС в фиксированном размере, страховые взносы
на ОПС в фиксированном размере, и
пени) в общей сумме 31 617 руб. 86 коп. В остальной части
отказать.
Взыскать с Евграшина Дмитрия
Александровича, *** года рождения (ИНН ***) государственную пошлину в доход
местного бюджета в размере 1148 руб.
53 коп.
Заслушав доклад судьи Смирновой
Ю.В., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области (УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Евграшину
Д.А. о взыскании задолженности по
страховым взносам и пеням.
В обоснование требований
указало, что Евграшин Д.А. состоял на налоговом учете в качестве
индивидуального предпринимателя с 26.01.2004 по 25.11.2020. В
настоящее время имеет задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС, пени за
2020 г.
Административному ответчику
было направлено требование об уплате налога и пени, срок добровольной уплаты
истек.
Судебный приказ о взыскании
задолженности по страховым взносам отменен.
УФНС России по Ульяновской
области просило взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на ОПС за 2020 г. в размере 29 293 руб. 33 коп.,
пени за период с 11.12.2020 по
15.12.2020 в размере 20 руб. 75 коп., задолженность по страховым взносам на ОМС
за 2020 г. в размере 7606 руб. 81 коп., пени за период с 11.12.2020 по 15.12.2020 в
размере 5 руб. 39 коп., а
всего 36 926 руб. 28 коп.
Рассмотрев заявленные требования по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Евграшин
Д.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении
административных исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает,
что зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы помочь
своей знакомой, фактически сам предпринимательскую деятельность не осуществлял.
С 20.07.2007 сменил место своей регистрации и проживания, уехав в г.***.
Ошибочно полагал, что в связи с этим будет автоматически снят с учета в
налоговом органе. Об имеющейся задолженности узнал только в 2023 г. от
судебного пристава-исполнителя, ранее уведомления и требования от налогового
органа не получал. Обращает внимание суда на то, что указанные налоговые
документы направлялись административному ответчику на неверный адрес.
В возражениях на апелляционную
жалобу УФНС России по Ульяновской
области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В заседание суда апелляционной
инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со
ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу ст.57
Конституции Российской Федерации, ст.3,
подп.1 п.1
ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый
налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 419
Налогового кодекса Российской Федерации, ст.6
Федерального закона от 15.12.2001 №
167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
установлено, что плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные
предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной
практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица,
занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке
частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с ч.1 ст.28
Федерального закона от 15.12.2001 №
167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
страхователи, указанные в подп.2 п.1
ст.6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в
фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.430
Налогового кодекса Российской Федерации
плательщики, указанные в подп.2 п.1
ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы:
- на обязательное пенсионное страхование в случае, если
величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, -
в фиксированном размере 32 448 руб. за расчетный период 2020 г.; в случае, если
величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - 32 448 руб. за расчетный период 2020 г. плюс
1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный
период.
- на обязательное медицинское страхование в фиксированном
размере 8426 рублей за
расчетный период 2020 г.
Согласно п.3 ст.430
Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять
предпринимательскую или иную профессиональную деятельность в течение расчетного
периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот
расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев,
начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц
деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется
пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Пунктом 2 ст.
432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы
страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на
обязательное медицинское страхование.
В соответствии со ст.432
Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам
признается календарный год.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются
плательщиками, указанными в подп.2 п.1
ст.419 Налогового кодекса Российской
Федерации в срок, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если
иное не предусмотрено ст. 432
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 432
названного Кодекса, в случае прекращения физическим лицом деятельности
индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками
осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом
органе индивидуального предпринимателя.
По смыслу системного анализа вышеуказанных норм,
обязанность по уплате страховых взносов прекращается со дня снятия с учета в
налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В силу п.2 ст.57
Налогового кодекса Российской Федерации при уплате страховых взносов с
нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в
порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72
Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75
Налогового кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора,
если иное не предусмотрено главами 25
и 26.1
настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и
сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы
материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия
полагает правильным вывод районного суда о частичном удовлетворении административных
исковых требований.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о
взыскании с Евграшина Д.А. задолженности по страховым взносам за
2020 г., районный суд, исходя из факта регистрации Евграшина
Д.А. в ЕГРИП качестве индивидуального предпринимателя в период с
26.01.2004 по 25.11.2020, пришел к
выводу о том, что требование № 49175
от 16.12.2020 Евграшиным Д.А. исполнено не было,
доказательств уплаты имеющейся задолженности суду не представлено, расчет
задолженности является правильным, пени начислены обоснованно, срок и порядок
обращения в суд соблюдены.
При этом суд первой инстанции учел оплату
задолженности по взносам в размере 5308 руб. 42 коп., которые были распределены
налоговым органом следующим образом: 4777 руб. 58 коп. - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование, 530 руб. 84 коп. – задолженность
по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование.
При установленных по делу фактических обстоятельствах
судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда.
Доводы административного ответчика о неосуществлении деятельности им в качестве индивидуального предпринимателя не являются
основанием для отмены решения
суда.
Согласно пункту 3 ст.
83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в
налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства
осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном
реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено освобождение
индивидуальных предпринимателей, фактически не осуществляющих
предпринимательскую деятельность и соответственно не получающих доход, об
обязанности по уплате страховых взносов.
Конституционный суд Российской Федерации в определении
от 22.03.2012 № 621-О-О указал
на то, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в
качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность
пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая
право на обращение в суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих
обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения
такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в пенсионный фонд
РФ и другие органы. Процедура государственной регистрации носит заявительный
характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о
целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к е
осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования,
навыков, и т.п., равно как и том, способен ли он нести обременения, вытекающие
из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и
процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве
индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий
предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность
в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной
регистрации прекращения данной деятельности, и, следовательно, связанных с не
прав и обязанностей.
В силу требований п.2 ст.11
Налогового кодекса Российской Федерации под индивидуальными предпринимателями
для целей налогообложения понимаются физические лица, зарегистрированные в
установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Системный анализ приведенных выше законоположений
позволяет прийти к выводу о том, что действующим законодательством
предусмотрено, что возникновение и прекращение обязанности по уплате страховых
взносов зависит от получения и прекращения в установленном законом порядке
статуса индивидуального предпринимателя и не поставлена в зависимость от
фактического осуществления такой деятельности.
Административным ответчиком не
представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо
непреодолимых обстоятельств для отказа в установленном порядке от статуса
индивидуального предпринимателя.
Доводы
апелляционной жалобы на направление требования по иному адресу, не по месту его
жительства, не свидетельствует о невыполнении налоговым органом обязанности,
предусмотренной ст.69
Налогового кодекса Российской Федерации. При этом сведения о месте жительства
индивидуального предпринимателя содержатся в силу ст.83
Налогового кодекса Российской Федерации в Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей. Требование направлено по учетным данным
налогоплательщика - физического лица, предоставленным регистрирующим органом, по средствам
электронного взаимодействия.
Более того, Евграшин Д.А. неоднократно посещал личный
кабинет налогоплательщика через электронную площадку госуслуг, а именно через
ЕСИА, где отражена общая задолженность
по налогам и пени.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом
решении, должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела,
основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих
рассматриваемые правоотношения, оценка доказательств проведена по правилам ст. 84
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию
административного ответчика в суде первой инстанции, были предметом
рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность
вынесенного судебного акта не влияют, поскольку направлены на оспаривание
обоснованности вывода суда, иное толкование норм права.
При этом, согласно п.2 ч.2
ст.290 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации в резолютивной части решения должен быть указан общий размер
подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной
задолженности и санкций.
Между тем в резолютивной части решения суда указано только общий размер подлежащей взыскания
денежный суммы без определения отдельной основной задолженности и санкции, в
связи с чем судебная коллегия считает
необходимым решение суда изменить, изложив второй абзац резолютивной части
решения в соответствии с требованиями п.2 ч.2
ст.290 административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного,
руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от
22 декабря 2023 года изменить, изложить второй абзац резолютивной части решения
в следующей редакции:
«Взыскать
с Евграшина Дмитрия Александровича, *** года рождения
(ИНН ***), зарегистрированного и
проживающего по адресу: *** в пользу Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области (обособленное подразделение) задолженность по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 24 515 руб. 75
коп., пени за период с 11.12.2020 по
15.12.2020 в размере 20 руб. 75 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 7075 руб. 97 коп.,
пени за период с 11.12.2020 по
15.12.2020 в размере 5 руб. 39 коп., а всего 31 617 руб. 86 коп.»
В остальной части решение
суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 15.04.2024.