У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0021-02-2023-000398-06
Судья Зинин А.Н.
Дело № 33а-1644/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
9 апреля 2024
года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой
Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года по
делу №2а-2-307/2023, по которому постановлено:
административный иск
прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав
неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
«Тереньгульский район» Ульяновской области об обязании выполнения работ по
приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского
района Ульяновской области требованиям противопожарной защиты удовлетворить.
Обязать
администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области в срок до 30.06.2024 привести в
исправное состояние средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения
(пожарные гидранты) расположенные по адресу: ***
Обязать
администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области в срок до 30.06.2024 установить средства обеспечения пожарной безопасности
и пожаротушения (пожарные гидранты) по адресу: ***
В удовлетворении
исковых требований к администрации МО «Подкуровское сельское поселение»
Тереньгульского района Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области -
Горячкиной Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора
Дроновой А.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор
Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным
исковым заявлением к администрации МО «Подкуровское сельское поселение»
Тереньгульского района Ульяновской области об обязании выполнения работ по
приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского
района Ульяновской области требованиям противопожарной защиты.
В обоснование
требований указал, что проведенной
прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверкой были выявлены нарушения требований законодательства в сфере
противопожарной безопасности на территории МО «Подкуровское сельское
поселение».
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил обязать администрацию муниципального
образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до 30.04.2024
выполнить работы по приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение»
в соответствие требованиям противопожарной защиты, а именно: средства
обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты)
расположенные по адресу: *** привести в исправное состояние; установить
средство обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты)
по адресу: ***
Судом к участию в деле качестве соответчика привлечена администрация
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, в
качестве заинтересованных лиц - Главное управление МЧС России по Ульяновской
области, ОГКП «Ульяновский областной водоканал».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация муниципального образования «Тереньгульский район»
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводом суда о
наделении администрации района полномочиями в сфере обеспечения первичных
мер пожарной безопасности. Обращает
внимание, что 01.12.2023 между администрацией района и ОГКП «Ульяновский областной водоканал»
заключен договор аренды объектов холодного водоснабжения и водоотведения, при
этом поскольку пожарные гидранты
являются устройствами, непосредственно расположенными на сетях
водоснабжения, обязанность по
обеспечению первичных мер пожарной безопасности лежит не только на органах
местного самоуправления поселения, но и на организации, в пользование которой
переданы водопроводные сети. Отсутствие в передаточных документах указания на
пожарные гидранты не опровергает их фактическую передачу в пользование как
части единого комплекса водопроводной сети. Считает необоснованным отказ
суда в удовлетворении ходатайства о
привлечении к участию в деле в качестве соответчика ОГКП «Ульяновский областной
водоканал».
В возражениях на апелляционную жалобу ОГКП «Ульяновский областной водоканал» просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствие с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор
вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц,
государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет
основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и
устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к
объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (ч.1 ст.1).
Федеральным законом от
22.07.2008 №123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и
сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь
источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве
которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также
внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые,
хозяйственные и противопожарные) (ч.1 и 2 ст.62).
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию
полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов
организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения
пожарной безопасности муниципального образования (п.1 ст.63).
В силу ч.1 - 4 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях
поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные
водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для
целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
противопожарные резервуары.
Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, который
допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным
водопроводом.
Территории
населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным
водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и
сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети
должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и
сооружения (ч.3 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной
прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверки исполнения
требований законодательства о пожарной безопасности, выявлены существенные
нарушения закона в части соблюдения противопожарных норм относительно имущества
находящегося в собственности администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в
отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО
«Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области.
Так, в *** пожарные
гидранты находятся в неисправном состоянии, а по адресам: *** пожарные гидранты отсутствуют (л.д.6-7).
Данные обстоятельства административными ответчиками в ходе рассмотрения
дела не оспаривались.
01.12.2023 между МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» заключен договор аренды
имущества *** сроком на 11 месяцев (л.д.,л.д.92-98).
Согласно п.1.1 договора, арендодатель предоставил за плату во временное
владение и пользование арендатору: объекты холодного водоснабжения и
водоотведения согласно приложения №1, в том числе водопроводные сети в ***
На момент заключения договора указанные в п.1.1 договора объекты
находятся в реестре муниципального имущества МО «Тереньгульский район» Ульяновской области. Имущество передается для предоставления услуг по холодному
водоснабжению и водоотведению на территории МО «Тереньгульский район»
Ульяновской области (п.1.2 и п.1.3
договора).
Разрешая спор и
удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что
обеспечение наличие и исправного состояния пожарных гидрантов относится к
первичным мерам пожарной безопасности, а администрация муниципального района,
являясь собственником водопроводных сетей, к которым присоединены пожарные
гидранты, несет бремя их содержания.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, ст.62
Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории
организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного
водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); в качестве источников противопожарного
водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а
также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые,
хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2).
Действительно, согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение
первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Между тем, в силу положений ст.38 Федерального закона «О пожарной
безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в
соответствии с действующим законодательством несут лица, в числе которых
собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или
распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной
безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности
могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, учитывая приведенное выше нормативное регулирование, суд
пришел к правильному выводу о том, что выявленные нарушения требований пожарной
безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной
безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления
- администрации муниципального
образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, как собственника
имущества необходимого для водоснабжения населения, поскольку это предусмотрено ч.4 ст.6 Федерального
закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности».
Кроме того, согласно ч.1.2, пп.7,16,17 ст.43 Устава муниципального
образования «Тереньгульский район», к полномочиям администрации Тереньгульского
района по решению вопросов местного значения на территориях сельских поселений,
входящих в состав Тереньгульского района, относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и
гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и
гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация
деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных
формирований на территории поселения.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости
привлечения ОГКП
«Ульяновский областной водоканал» в качестве соответчика по делу, судебной
коллегией отклоняются, поскольку арендатор водопроводных сетей не несет
ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности. К участию в
деле указанное предприятие было привлечено в качестве заинтересованного лица,
что в полной мере соответствует обстоятельствам спора.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны
на ином толковании норм закона, регулирующие рассматриваемые правоотношения,
что не является основанием для отмены правильного по сути решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия
не находит оснований, предусмотренных ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2023 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Тереньгульский район» Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 12.04.2024.