Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании ответа
Документ от 02.04.2024, опубликован на сайте 16.04.2024 под номером 111987, 2-я гражданская, о признании ответа незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0003-01-2023-003004-79

Судья Земцова О.Б.                                                                         Дело № 33-1653/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          2 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И..

при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2793/2023                по апелляционной жалобе Ильиной Екатерины Николаевны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 декабря 2023 года,                      по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Ильиной Екатерины Николаевны к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании ответа на обращение неполным, возложении обязанности дать экспертную оценку запросу по индивидуальной программе  реабилитации или абилитации отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Ильина Н.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Ильина Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России) о признании ответа на обращение неполным, возложении обязанности дать экспертную оценку запросу по индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА).

Исковые требования мотивированы тем, что в 2021 году Ильиной Е.Н.               ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России выдан единый документ – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, содержащая медицинскую и социальную реабилитацию как единые взаимосвязанные мероприятия между медицинскими и социальными специалистами. В связи с разногласиями, в том числе и в судах, по вопросу такого взаимодействия, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России был задан вопрос, как экспертам. В ответе, подготовленном ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, не содержится квалифицированного ответа для разрешения вопроса о факте, имеющем юридическое значение, отсутствует информация о многопрофильном центре реабилитации и активного долголетия «***».

Ильина Е.Н. просила суд признать ответ ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 05.10.2023 неполным, обязать дать экспертную оценку запросу по ИПРА.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство социального развития Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение «Многопрофильный центр реабилитации и активного долголетия «Подсолнух» в               г. Ульяновске (далее – ОГКУ СО МЦР «Подсолнух»), Ильин Н.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ильина Е.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что судом не дана оценка вопросу отнесения ИПРА к виду психиатрической помощи. ИПРА содержит медицинскую и социальную реабилитацию. Медицинская реабилитация является видом психиатрической помощи с определенными учреждениями, специалистами, стандартами. При этом социальная реабилитация не имеет четкого определения как вид психиатрической помощи, что дает право исполнителям пренебрегать требованиями к учреждениям, специалистам, стандартам. Данное обстоятельство  может нанести вред психическому состоянию здоровья получателя ИПРА.

В отзыве на апелляционную жалобу областное государственное казенное учреждение «Многопрофильный центр реабилитации и активного долголетия «Подсолнух» в г. Ульяновске разрешение дела оставило на усмотрение суда.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Выслушав пояснения Ильина Н.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Реализация гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006                  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо  обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;  принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Понятия реабилитации и абилитации инвалидов приведены в статье 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р к реабилитационным мероприятиям относятся:                                   1) восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); 2) реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); 3) санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;                                  4) протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;                           5) обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержден приказом Минтруда России от 26.06.2023 № 545н (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 2008 года                  Ильиной Е.Н. установлена *** группа инвалидности с причиной заболевания «***» бессрочно (л.д. 123).

Решением врачебной комиссии ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» от 29.06.2021 № *** Ильина Е.Н. направлена на медико-социальную экспертизу с целью разработки ИПРА               (л.д. 124-128).

03.08.2021 в отношении Ильиной Е.Н. специалистами бюро № *** филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России проведена заочная повторная медико-социальная экспертиза, целью которой являлась разработка ИПРА (л.д. 106-114).

По результатам анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов Ильиной Е.Н. установлены клинико-функциональные диагнозы:  основное заболевание – ***; сопутствующее заболевание – ***.

Для проведения реабилитационных мероприятий Ильиной Е.Н. разработана ИПРА № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № *** от 03.08.2021,  в которой установлена нуждаемость инвалида в медицинской реабилитации, социально-средовой реабилитации и абилитации, социально-психологической реабилитации и абилитации, социокультурной реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации (л.д. 44-48, 116-122).

Ильиной Е.Н. рекомендованы следующие мероприятия по медицинской реабилитации: *** (л.д. 94).

01.10.2023 Ильин Н.А. обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России по вопросу о том, является ли ИПРА инвалида с *** нарушениями видом *** помощи (л.д. 17).

05.10.2023 ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России Ильину Н.А. дан ответ № *** о том, что ИПРА – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (л.д. 16).

Указано, что Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрено: психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Кроме того, в ответе также указано, что разработка ИПРА осуществляется с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации со ссылкой на приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2023 № 545н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитаци или абилитации инвалида, индивидуальной программы  реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Указывая на неполноту предоставленного ответа, отсутствие экспертной оценки вопросу отнесения ИПРА к виду психиатрической помощи, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из соблюдения ответчиком порядка при рассмотрении обращения заявителя, достаточности и полноте оспариваемого ответа, отсутствии полномочий ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России по проведению экспертной оценки при рассмотрении такого рода обращения граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Письменный ответ ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 05.10.2023 по существу заданного вопроса предоставлен заявителю в установленные статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки.

На поставленный в обращении вопрос приведены соответствующие ссылки на нормы закона, регулирующие реабилитационные мероприятия инвалидов.

При этом полномочия приводить толкование закона либо экспертную оценку при рассмотрении такого рода обращения граждан действующим законодательством на ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России не возложены.

На аналогичный вопрос Ильину Н.А. предоставлен ответ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.11.2023, который, в свою очередь, также подтверждает правильность обжалуемого ответа (л.д. 87-88).

Действиями ответчика права истца не нарушены.

В случае несогласия с ИПРА, истец в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом, поскольку индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер.

Сам по себе факт несогласия Ильиной Е.Н. с полученным ответом не свидетельствует о нарушении каких-либо ее прав и свобод и не влечет  удовлетворение заявленных требований.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска                                     от 11 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу        Ильиной Екатерины Николаевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                           (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд          города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  09.04.2024