Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Бездействие по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства
Документ от 02.04.2024, опубликован на сайте 09.04.2024 под номером 111915, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия администрации МО Ульяновский район Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению населения качественной питьевой водой и обязании обеспечить выполнение требований СанПиН, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000567-66

Судья Антончев Д.Ю.                                                                    Дело №33а-1510/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        2 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2023 года по делу №2а-3-460/2023, которым постановлено:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся в необеспечении условий, необходимых для организации подачи населению п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Возложить на муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность создать условия, необходимые для организации подачи населению п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Возложить на областное государственное казённое предприятие «Ульяновский областной водоканал» обязанность обеспечить жителей п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, областному государственному казённому предприятию «Ульяновский областной водоканал» отказать.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области», ОГКП «Ульяновский областной водоканал» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности обеспечить выполнение требований.

В обоснование требований административный истец указал, что холодное водоснабжение в п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области осуществляет ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Холодное водоснабжение осуществляется централизованно из скважин, расположенных в поселке.

Между ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области заключен договор аренды объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области. Собственником объектов водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании является администрация района.

ОГКП «Ульяновский областной водоканал» оказывает услуги водоснабжения юридическим и физическим лицам на территории п. Зеленая Роща, которое находится на территории муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области регистрировались пробы питьевой воды, отобранные в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга 20.03.2023, 28.04.2023, 18.05.2023, 23.06.2023, 21.07.2023, 14.08.2023, которые не соответствовали нормативным величинам, установленным табл. 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по химическим показателям.

Так, отобранные 15.03.2023, 24.04.2023, 11.05.2023, 20.06.2023, 17.07.2023, 07.08.2023 пробы питьевой воды из водоразборной колонки по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п. Зеленая Роща, ул. Совхозная, 11, не соответствовали СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-эпидемиологическим показателям – содержанию нитратов (NO3-), что отражено в протоколах испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» №9758 от 20.03.2023, №17176 от 28.04.2023, №19827 от 18.05.2023, №29939 от 23.06.2023, №34325 от 21.07.2023, №37291 от 14.08.2023.

Несоответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-эпидемиологическим показателям создает риск возникновения угрозы жизни и здоровью населения.

В администрацию Ульяновского района Ульяновской области неоднократно направлялись уведомления о несоответствии проб питьевой воды нормативам качества (06.04.2023, 16.08.2023), ответы на которые не поступали.

ОГКП «Ульяновский областной водоканал» не исполняет в должной мере взятое на себя обязательство по предоставлению населению п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области услуг по холодному (питьевому) водоснабжению надлежащего качества, а администрация Ульяновского района Ульяновской области не обеспечивает условия, необходимые для организации подачи ОГКП «Ульяновский областной водоканал» питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просило:

признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию надлежащих мер по обеспечению населения п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой водой, а именно, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

обязать администрацию Ульяновского района Ульяновской области, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» обеспечить выполнение требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а именно: обеспечить жителей указанного поселка качественной питьевой водой в соответствии с требованиями таблицы 3.13 указанного СанПиН 1.2.3685-21.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Ульяновского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В обоснование жалобы указывает, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в качестве единственного доказательства неисполнения административными ответчиками обязанности по надлежащему обеспечению жителей п. Зеленая Роща качественной питьевой водой приведены результаты проб воды, отобранные из водозаборной колонки. Однако данный забор воды проводился в отсутствие представителей административных ответчиков, в связи с чем оценить соблюдение всех санитарных требований при заборе проб невозможно. Кроме того, водозаборная колонка, расположенная по адресу: п. Зелена Роща, ул. Совхозная, д. 11, ликвидирована 02.11.2023. Жалоб от жителей села на качество воды административным ответчикам не поступало. Население поселка указанной водозаборной колонкой не пользовалось. Кроме того, пробы воды, взятые 14.11.2023, свидетельствуют о том, что показатели содержания нитратов соответствовали СанПиН 1.2.3685-21, что подтверждается протоколом, однако данные доводы судом отклонены как основанные на предположениях.

Отмечает, что административный истец не смог ответить на вопросы о способах исполнения решения, а также об определении момента, когда решение суда будет считаться исполненным.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150 ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания (пункт 5.1).

В силу п.4 названного Положения свою деятельность Роспотребнадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Согласно ст.18 указанного Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно таблице  3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков» величина ПДК для нитратов (NO3-) определена в 0,45.

Как установлено судом, водоснабжение п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области осуществляется централизованно из трех скважин, вода из которых посредством магистрального трубопровода подается в распределительную сеть и поступает как в дома, так и в водоразборные колонки.

Объекты водоснабжения п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области являются собственностью муниципального района и состоят на балансе муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

Между администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновкой области (арендодатель) и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» (арендатор) заключен договор аренды объектов водоснабжения от 20.01.2023, в соответствии с которым арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору объекты водоснабжения и водоотведения, указанные в Приложении №1 к договору, в том числе водопроводную сеть, скважины № 1384, № 3007, № 9, расположенные в п. Зеленая Роща, водонапорные башни, водоразборные колонки, канализационные сети и электроснабжение водопровода в п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области (л.д. 39-45, 46-51).

Как следует из договора аренды, арендодатель передает имущество в исправном техническом состоянии с учетом его износа и пригодном для использования по назначению (п. 2.2); арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, своевременно производить текущий ремонт (п. 3.2.2).

Таким образом, в силу приведенных норм права и установленных обсоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, в состав которого входит Зеленорощинское сельское поселение Ульяновского района Ульяновской области, обязано надлежащим образом организовать водоснабжение населения п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области, относящегося к Зеленорощинскому сельскому поселению, и создать условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, населению данного поселка питьевой воды, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

ОГКП «Ульяновский областной водоканал», осуществляющее эксплуатацию систем водоснабжения п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области, обязано обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пробы воды, отобранные из водоразборной колонки по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, п. Зеленая Роща, ул. Совхозная, д. 11, 15.03.2023, 24.04.2023, 11.05.2023, 20.06.2023, 17.07.2023 и 07.08.2023, не соответствовали СанПиН 1.2.3685-21 по показателю «Нитраты (NO3-)». Данный факт подтверждается протоколами испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» №9758 от 20.03.2023, №17176 от 28.04.2023, №19827 от 18.05.2023, №29939 от 23.06.2023, №34325 от 21.07.2023, №37291 от 14.08.2023.

Из представленных административным истцом в суд протоколов испытаний ООО «АнХим» от 14.11.2023: № 231114006, № 231114007, № 231114005, № 231114004 следует, что массовая концентрация нитрат–ионов, мг/м3, составляет: по скважине № 2718 п. Зеленая Роща - 84±101; по скважине № 9 п. Зеленая Роща - 96±111; по свежине № 1384 п. Зеленая Роща – 26,6±3,21; по скважине № 3007 п. Зеленая Роща – 26,6±3,11.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области ненадлежащим образом организовано водоснабжение.

В ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт бездействия со стороны администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в связи с необеспечением условий, необходимых для организации подачи населению п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В этой связи суд возложил на муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность создать условия, необходимые для организации подачи населению п. Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области качественной питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а на ОГКП «Ульяновской областной водоканал» - обязанность обеспечить жителей указанного населенного пункта качественной питьевой водой.

С такими выводами суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применил вышеприведенные выше нормы права, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом верно исходил из того, что пробы питьевой воды, отобранные в системе водопроводной сети в п.Зеленая Роща, не соответствовали установленным санитарным нормам.

Принимая во внимание то, что водопроводная колонка является частью централизованной водопроводной сети, расположенной в п.Зеленая Роща, отбор проб осуществлен в соответствии с установленными стандартами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что водоснабжение населения п.Зеленая Роща организовано ненадлежащим образом.

Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на субъективной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Довод администрации Ульяновского района Ульяновской области в апелляционной жалобе о наличии вопросов по поводу конкретного способа исполнения решения суда, а также определения момента его исполнения, не опровергает правильность принятого по делу решения и не влечет его отмену.

Избрание конкретного способа исполнения решения суда является прерогативой ответчика, который вправе самостоятельно предпринимать необходимые меры для его исполнения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.04.2024.