У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0011-01-2023-000535-78
Судья Николаева Н.Д.
Дело № 33а-1541/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 2
апреля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В.,
Васильевой Е.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области
на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14 декабря 2023 года
по делу № 2а-454/2023, по которому постановлено:
административное исковое заявление Министерства
здравоохранения Ульяновской области об освобождении от взыскания
исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства удовлетворить
частично.
Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области
от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. 00 коп. по
постановлению о взыскании исполнительского сбора от 19 сентября 2023 года по
исполнительному производству №*** МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области.
В удовлетворении исковых требований Министерства
здравоохранения Ульяновской области к врио начальника отделения - старшему
судебному приставу Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению
особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных
приставов России по Ульяновской области Аксеновой Анне Николаевне об
освобождении от взыскания исполнительского сбора, а также в полном объеме в иске о прекращении
исполнительного производства № *** МОСП
по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области отказать.
Заслушав
доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная
коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось
в суд с административным иском к врио начальника отделения - старшему судебному
приставу Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых
исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов
России по Ульяновской области (далее по тексту МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области) об освобождении
от взыскания исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства.
В обоснование требований указано, что 19.09.2023 ведущим
судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области в адрес Министерства
здравоохранения Ульяновской области было направлено постановление о возбуждении
исполнительного производства №*** от 13.09.2023, предметом исполнения которого
является исполнительный сбор в размере
50 000 руб., взысканный на основании исполнительного производства,
возбужденного в связи с необеспечением Портновой В.А. медицинскими
изделиями *** № 50.
Министерство здравоохранения Ульяновской области не согласно
с данным постановлением, считает его вынесенным без учета норм действующего
законодательства и обстоятельств дела, поскольку является казенным учреждением
и может расходовать денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области.
Просило суд освободить от взыскания исполнительского сбора в
размере 50 000 руб.,
прекратить исполнительное производство № *** от 13.09.2023.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены
ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных
производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по
Ульяновской области Столярова Е.А., Управление Федеральной службы судебных
приставов России по Ульяновской области (УФССП России по Ульяновской области),
Специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области Главного
межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных
приставов (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России), Главное
межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных
приставов (ГМУ ФССП России), в качестве заинтересованных лиц - прокурор
Майнского района Ульяновской области, Портнова В.А.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований
административного истца. В обоснование доводов жалобы указывает на
правомерность вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку решение
суда должником в установленный добровольный срок не исполнено. В случае
невозможности исполнения решения суда должник по исполнительному производству
не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения
судебного акта, о его разъяснении, а также заключить соглашение с взыскателем
по исполнительному листу и использовать иные правые способы. Обращает внимание
на то, что отсутствие у административного истца необходимых финансовых
возможностей для исполнения решения суда не может являться безусловным
основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не
явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Условия и порядок принудительного
исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет
Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч.ч.11 и 12 ст.30
Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных
приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении
исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения
должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает
должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока
для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и
расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и
116 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.112 Федерального закона от
02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор
является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им
исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения
исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного
документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента
получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении
исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный
бюджет (ч.1).
В силу ч.7 ст.112 Федерального закона
от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом
степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,
имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить
или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер,
но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с
частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд
вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума
от 28.06.2022 №21 «О
некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации» обратил внимание судов, что
законность оспариваемых решений, действий (бездействия) органов наделенных
государственными и иными публичными полномочиями нельзя рассматривать лишь как
формальное соответствие требованиям правовых норм; подчеркнул необходимость
проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями,
при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии)
обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств,
поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства,
учету требований соразмерности (абзацы третий и пятый пункта 17).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.09.2023
судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области в отношении Министерства
здравоохранения Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №***
о возложении обязанности обеспечить Портнову
В.А. медицинскими изделиями *** № 50, в
количестве 2 упаковок по рецептам от ***
серии *** № *** и от *** серии *** № ***
Должнику установлен срок - в течение суток со дня получения
постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного
исполнения требований исполнительного документа. Постановление о возбуждении
исполнительного производства было
вручено должнику Министерству здравоохранения Ульяновской области 15.09.2023 (л.д.
44).
Также должник был предупрежден, что в случае неисполнения
исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с
должника-организации устанавливается
в размере 50 000 руб.
В связи с
неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок,
постановлением от 19.09.2023 с Министерства здравоохранения Ульяновской
области взыскан исполнительский сбор в
размере 50 000 руб. (л.д.47).
Медицинскими
изделиями *** № 50, Портнова В.А. была обеспечена 31.07.2023 по рецепту от ***
серии *** № *** (л.д.149, обор.).
Требования
исполнительного документа были частично исполнены Министерством здравоохранения
Ульяновской области до возбуждения исполнительного производства, а фактически
решение суда подлежало исполнению в части обеспечения Портновой В.А.
медицинскими изделиями *** № 50, по рецепту от *** серии *** № ***
Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий для
льготного обеспечения граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
*** и расходные материалы к ним производятся компанией Roche Diagnostics (Швейцария). В 2022 г. ввиду
начала специальной военной операции Швейцария присоединилась к антироссийским
санкциям, вместе с тем, продолжив поставки продукции *** на рынок Российской
Федерации, разместив соответствующее объявление на официальном сайте ООО «Рош
Диабетес Кеа Рус» (л.д.162). Вместе с тем, в обращении компании указано, что
сроки поставок продукции увеличены, а также в связи с меняющейся экономической
ситуацией Компанией принято решение об изменении кредитной политики Компании и
условий отгрузки продукции, что повлияло
на работу логистической цепочки при приобретении данных изделий.
Согласно информации, размещенной на сайте ГИС ЕИС Закупки,
15.09.2023, 04.10.2023 и 05.10.2023 подготовлено обоснование начальной цены и
подготовлены проекты контрактов, заключаемых Министерством здравоохранения на
приобретение средств самоконтроля уровня глюкозы в крови (л.д.192, 194, 208).
30.10.2023
Портновой В.А. в связи с отсутствием *** произведена замена *** на *** за счет средств Министерства
здравоохранения Ульяновской области. *** для нового *** выписаны и получены в
день его получения (л.д.102).
Разрешая спор и
освобождая Министерство здравоохранения Ульяновской области от уплаты
исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях
должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований
исполнительного документа, являющееся необходимым условием для наступления
ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
С такими выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждениям о наличии
предусмотренных законом формальных оснований для принятия оспариваемого
постановления, однако разрешение заявленных требований не может быть сведено к
установлению лишь формальных оснований применения закона.
При применении положений п.7 ст.112 Федерального закона от
02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», как разъяснил Пленум
Верховного Суда Российской Федерации в п.75 постановления от 17.11.2015 №50 «О
применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,
возникающих в ходе исполнительного производства», суд должен проверить, принял
ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном
документе требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, изложенной в постановлении от 19.01.2017 № 1-П, исполнительский сбор
является административной санкцией, к которой в полной мере применимы
требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Применение к Министерству
здравоохранения Ульяновской области такой меры ответственности, как
исполнительский сбор, учитывая установленные по делу обстоятельства, не
отвечает принципу разумности и соразмерности.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение суда является
правильным.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену
решения суда, не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майнского районного суда Ульяновской области от 14
декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 05.04.2024.