Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в специальный стаж
Документ от 12.03.2024, опубликован на сайте 03.04.2024 под номером 111825, 2-я гражданская, о включении в стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначении пенсии, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-004782-89

Судья Сизов И.А.                                                                                   Дело № 33-978/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       12 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-4534/2023, по которому постановлено:

исковые требования Сухановой Натальи Викторовны удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Сухановой Наталье Викторовне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в льготном исчислении период работы с 05.08.1986 по 19.09.1990 в должности *** Объединения роддома № 1 г. Ульяновска; период работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности *** Областного кожно-венерологического диспансера.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Сухановой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, и поддержавшей исковые требования, судебная коллегия

установила:

 

Суханова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что 28.12.2017 она обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 02.04.2018 № 202 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

Просила отменить решение ответчика от 02.04.2018 в части отказа засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 05.08.1986 по 19.09.1990 в должности *** Объединения роддома № 1 г. Ульяновска, с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности *** Областного кожно‑венерологического диспансера, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» периоды работы с 05.08.1986 по 19.09.1990 в должности *** Объединения роддома № 1 г. Ульяновска, с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности в *** Областного кожно-венерологического диспансера.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что должность *** не дает права на льготное исчисление специального стажа.

Отмечает, что Суханова Н.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 16.09.1999. Соответственно все периоды ее работы, протекавшие после 16.09.1999, подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В выписке из индивидуального лицевого счета Сухановой Н.В. спорный период работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в Областном кожно-венерологическом диспансере ***, отражен без указания кода в условиях труда для досрочного назначения пенсии (выслуги лет).

При этом доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного учета, в материалы дела не представлено.

Указывает, что страхователем страховые взносы начислены и уплачены, сведения о стаже и заработке представлены, но не кодированы льготными условиями. По мнению автора жалобы, в данном случае нельзя говорить о недобросовестности страхователя. В связи с чем, ссылку на пункт 9, без учета положений пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» считает необоснованной, поскольку спор идет именно о квалификации периода льготными условиями труда, а не о включении периода работы в страховой стаж, за который не были уплачены страховые взносы.

Полагает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы истца с 05.08.1986 по 19.09.1990 в должности *** Объединения роддома № 1 г. Ульяновска и периода работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в должности *** Областного кожно-венерологического диспансера, а тем более в льготном исчислении.

В возражениях на апелляционную жалобу Суханова Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением от 20.02.2024 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУЗ «Областной клинический кожно-венерологический диспансер».

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав пояснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с абзацем 4 статьи 148 и пунктом 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.

В силу части 1 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Исходя из заявленных исковых требований, обстоятельств дела, а также из подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции следовало поставить на обсуждение сторон вопрос о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, работодателя истца – ГУЗ «Областной клинический кожно-венерологический диспансер».

Поскольку в нарушение приведенных выше норм процессуального законодательства настоящее дело рассмотрено без привлечения к участию в деле указанного юридического лица, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая настоящее дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 28.12.2017 Суханова Наталья Викторовна, *** года рождения, обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.04.2018 № 202 в назначении такой пенсии Сухановой Н.В. было отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д. 33-39).

Из данного решения следует, что пенсионный орган признал обоснованным и включил в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы истца суммарной продолжительностью 20 лет 2 месяца 25 дней.

При этом в специальный стаж истца, в том числе не были засчитаны следующие периоды работы:

- с 05.08.1986 по 19.09.1990 (4 года 1 месяц 15 дней) в должности *** «Объединение роддома № 1» (наименование учреждения Объединение родильного дома не предусмотрено Списками профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую права на пенсию  лицам в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения);

- с 01.01.2022 по 31.12.2002 (1 год 1 день) в должности *** Областного кожно-венерологического диспансера (в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица данный период отражен без указания кода в условиях труда для досрочного назначения пенсии).

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа в части отказа во включении приведенных периодов работы в специальный стаж, Суханова Н.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из трудовой книжки  Сухановой Н.В. следует, что 05.08.1986 она принята на работу на должность *** Объединения роддома № 1 г. Ульяновска, 19.09.1990 уволена по собственному желанию (л.д. 49-51).

Материалами дела подтверждается, что 01.11.2011 поликлиника № 2 переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2 и Объединение родильного дома № 1 переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Объединение родильного дома № 1» на основании приказа Городского отдела здравоохранения от 26.06.2001 № 01/18-193.

30.11.2001 в процессе реорганизации Муниципальное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2 и Муниципальное учреждение здравоохранения «Объединение родильного дома № 1» присоединено к Муниципальному учреждению здравоохранения Городская поликлиника № 2 на основании приказа Городского отдела здравоохранения № 01-18/354 от 30.11.2001.

28.11.2001 на основании Постановления мэрии г. Ульяновска от 20.07.2011 № 3136 Муниципальное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2 переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2.

24.01.2012 на основании Распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 29.12.2011 № 598 «О переименовании учреждений здравоохранения Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2» переименовано в государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2.

23.04.2014 на основании Распоряжения Правительства Ульяновской области от 30.01.2014 № 62-пр государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника № 2 реорганизовано в форме присоединения к государственному учреждению здравоохранению городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова.

Согласно льготно-уточняющей справке № 3/09-38 от 10.01.2018, выданной ГУЗ Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова, Суханова (Велюшова) Н.В. работала в должности *** Объединения родильного дома № 1 г. Ульяновска с 05.08.1986 по 19.09.1990.  Работала на полную ставку в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного Трудовым законодательством для соответствующей должности. На курсах повышения квалификации, в отпуске без сохранения заработной платы не находилась (л.д. 56).

В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), подлежащих применению к периоду работы Сухановой Н.В. с 05.08.1986 по 19.09.1990, в подразделе 1 «Лечебно‑профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» раздела II «Наименование учреждений» предусмотрен родильный дом. В разделе «Наименование должностей» этого же списка поименована должность ***.

Оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в спорный период трудовая деятельность истца протекала в учреждении здравоохранения, которое выполняет лечебные и иные функции по охране здоровья населения, как и родильный дом, в связи с чем, данный период подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При этом отсутствие в Списках профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую права на пенсию  лицам в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, такого наименования учреждения здравоохранения как «объединение родильного дома» не должно умалять право гражданина на признание его работы в данном учреждении работой, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку наименование учреждения здравоохранения явно свидетельствует об осуществлении истцом профессиональной деятельности именно в родильном доме. Использование в наименовании учреждения здравоохранения слова «объединение» не может служить основанием для исключения данного периода из специального стажа и ставить истца в неравные условия с лицами, работающими в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Как следует из материалов дела, истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 16.09.1999.

В выписке из индивидуального лицевого счета Сухановой Н.В. период ее работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в Областном кожно-венерологическом диспансере *** отражен работодателем без указания кода особых условий труда.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебной коллегией установлено и подтверждается сведениями трудовой книжки, что истец 20.02.1997 принята на работу на должность *** Областного кожно-венерологического диспансера, 02.02.1998 переведена на должность ***, 29.04.2004 уволена по собственному желанию (л.д. 49-51).

Согласно данным персонифицированного учета, весь указанный период за исключением 2002 года отмечен как период льготной работы истца (л.д. 41).

Из льготно-уточняющей справки ГУЗ «Областной клинический кожно‑венерологический диспансер» от 05.03.2024 следует, что Суханова Н.В. работала в данном Учреждении в должности *** с 20.02.1997 по 29.04.2004. Суханова Н.В. работала на полную ставку в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного Трудовым законодательством для соответствующей должности. Прошла курсы повышения квалификации в период с 01.04.1997 по 30.05.1997, в период с 01.09.2001 по 08.09.2001 находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Других периодов, подлежащих исключению из специального стажа нет.

В отзыве на исковое заявление ГУЗ «Областной клинический кожно‑венерологический диспансер» подтвердило, что в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 Суханова Н.В. работала в Учреждении на должности ***. Так как бухгалтерия на базе ГУЗ «Областной клинический кожно‑венерологический диспансер» была сформирована в 2007 году, данных о направлении сведений о страховом стаже застрахованных лиц в Учреждении не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в ходе рассмотрения дела истцом были представлены относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства того, что спорный период подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в связи с чем, отсутствие соответствующих сведений в системе персонифицированного учета не может являться основанием для нарушения пенсионных прав истца.

При указанных обстоятельствах, поскольку допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права является безусловным основанием к отмене решения на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 29.09.2023, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Сухановой Н.В.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 сентября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Сухановой Натальи Викторовны удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН ***, ИНН ***) обязанность включить Сухановой Наталье Викторовне (СНИЛС ***) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении следующие периоды работы: с 5 августа 1986 года по 19 сентября 1990 года в должности *** Объединения роддома № 1 г. Ульяновска, с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в должности *** Областного кожно‑венерологического диспансера.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 марта 2024 года.