Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание отказа
Документ от 26.03.2024, опубликован на сайте 03.04.2024 под номером 111741, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в предоставлении в осбственность за плату, без торгов, земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-005232-97

Судья Алексеева Е.В.                                                                    Дело № 33а-1457/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                  26 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А., 

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 октября 2023 года, с учетом определения того же суда от 29 декабря 2023 года об исправлении описки, по делу № 2а-4843/2023, по которому постановлено:

административный иск Шайхлисламова Наела Абдулловича к Министерству  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить  определенные действия  удовлетворить.

Признать  незаконным  отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  №4790 от 02.06.2023 в предоставлении     Шайхлисламову Наелу Абдулловичу в собственность  за плату земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. и обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  в течение двадцати рабочих дней после вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить подготовку   договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.,  покупателем по которому  выступает Шайхлисламов Наел Абдуллович и направив его в адрес  Шайхлисламова Наела Абдулловича.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства имущественных  отношений и архитектуры Ульяновкой области Борисовой  А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения  представителя Шайхлисламова Н.А. - Козырева С.Ю., полагавшего  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Шайхлисламов Н.А. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения от 02.06.2023  об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности совершить  определенные действия.

В обоснование требований указал, что  является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***.

21.05.2021 распоряжением № 1021-од Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ему было предварительно согласовано предоставление на праве собственности земельного участка под принадлежащим ему жилым домом с одновременным утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

После постановки на кадастровый учет земельного участка на основании вышеуказанного распоряжения он вновь обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***

Письмом  № 4790 от 02.06.2023 административный ответчик отказал ему в предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка на основании того, что он частично расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, за границами красных линий, на территории общего пользования.

Данный отказ считает незаконным.

Проект планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» утвержден Постановлением Главы г.Ульяновска от 07.07.2009 № 5294, который  вступил в силу с  момента его официального опубликования в газете «Ульяновск сегодня» № 50 от 08.07.2009. При этом, принадлежащий  ему  жилой дом возведен в 1954 г., местоположение границ земельного участка обозначено на местности установленным 15  лет назад забором, то есть до утверждения Проекта планировки территории Ленинского  района муниципального образования «г.Ульяновск».

Земельный участок располагается по линии существующей застройки, фасадная граница соответствует границам смежных земельных  участков, установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены      ППК «Роскадастр», Федеральное агентство воздушного транспорта, Министерство транспорта Российской Федерации, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права. Отмечает, что согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83,  земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, и в соответствии со ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, не подлежат  приватизации и предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.  

Судом не дана оценка доводам административного ответчика о нарушении прав неограниченного круга лиц в случае предоставления  земельного участка административному истцу. Обращает внимание, что принятое административным ответчиком решение основано на данных, предоставленных уполномоченным органом. Документы территориального планирования согласно ч.3 ст.9,                           ч.2 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации.

Просит учесть, что административным истцом не оспаривается решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в части расположения спорного земельного участка на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций.  Судом оставлены без внимания доводы административного ответчика о несоответствии заявленных административным истцом требований предмету иска, поскольку  административным истцом доказывается факт наличия права на приобретение спорного земельного участка,  что противоречит ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебное заседание кроме представителя Министерства имущественных  отношений и архитектуры Ульяновкой области Борисовой  А.О., представителя Шайхлисламова Н.А. - Козырева С.Ю., иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что Шайхлисламов Н.А. является собственником  индивидуального жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** (л.д.20).

Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 538  кв.м,  с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (л.д., л.д. 14-19).

21.05.2021  Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  вынесено распоряжение №1021-од, согласно которому  утверждена схема расположения земельного участка, образуемого из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка Шайхлисламову Н.А., проживающему по адресу: *** (л.д.10).

Этим же распоряжением от 21.05.2021 административному истцу предоставлено право обращаться  в орган регистрации прав для постановки  на государственный кадастровый учет земельного участка и  ему предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования  земельного участка в соответствии  со схемой, утвержденной настоящим распоряжением.

02.06.2023 Министерством  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области административному истцу отказано в предоставлении земельного участка на праве собственности  (л.д.12).

Отказ обусловлен тем, что согласно сведениям, полученным путем межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером *** расположен частично на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, за границами красных линий, на территории общего пользования. В соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации; кадастровая стоимость  испрашиваемого земельного участка  по состоянию на 25.05.2023 не определена.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления  земельного участка в собственность за  плату со ссылкой на п.19 ст.39.16,  п.12 ст.85 Земельного  кодекса Российской Федерации.

Статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.

Согласно пп. 6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Следовательно, истец, как собственник жилого дома,  расположенного на земельном участке, имеет право на приобретение без проведения торгов данного земельного участка в собственность.

Согласно пп.2 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В связи с приобретением жилого дома Шайхлисламовым Н.А. в порядке наследования (Шайхулисламова К.Ю. обладала земельным участком с 1991 г., предоставленным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001)), вправе приобрести его в собственность, и для этого не требуется принятия уполномоченным органом решения, что не было учтено Министерством  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области при отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

Необходимость оформления правоустанавливающих документов на землю обусловлена требованиями земельного и гражданского законодательства.

В соответствии с п.19 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Установив, что испрашиваемый земельный участок не является ограниченным в обороте, сложившиеся границы и характер землепользования свидетельствуют об отсутствии оснований для распространения на правоотношения положений ч.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий, призванных конкретизировать границы территорий общего пользования и индивидуализировать таковые посредством определения соответствующих координат.

Данная правовая позиция о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 № 242-О.

Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж6 (зона смешанной  жилой застройки), вокруг  располагаются  индивидуальные жилые дома.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика   в суде первой инстанции, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка.

Ссылка в апелляционной  жалобе на нарушение прав  неограниченного  круга лиц является несостоятельной, поскольку на  земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий истцу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, административным истцом оспаривался  отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  № 4790 от 02.06.2023 в предоставлении в собственность  за плату земельного участка.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 октября    2023 года, с учетом определения того же суда от 29 декабря 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29.03.2024.