Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в специальный стаж
Документ от 06.02.2024, опубликован на сайте 28.03.2024 под номером 111713, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Савелова А.Л.                                                               73RS0004-01-2023-004052-83

Дело №33-708/2024 (33-6587/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                            6 февраля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С., 

при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Малко Олега Васильевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2023 года, с учетом определения от 23 ноября 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-3137/2023, по которому постановлено:

исковые требования Малко Олега Васильевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области зачесть Малко Олегу Васильевичу в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения в командировке - с 04.12.1990 по 08.12.1990, с 01.05.1994 по 10.05.1994, с 01.06.1994 по 08.06.1994.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., поясненяи Малко О.В., подержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Малко О.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что 11.08.2022 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 23.11.2022 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж не были засчитан период обучения в Техническом училище Республики Узбекистан с 01.09.1983 по 15.07.1984, а также период службы в составе вооруженных сил СССР с 11.07.1986 по 06.05.1988.

Также ответчиком не были засчитаны периоды его работы с 04.10.1985 по 15.11.1985, с 06.08.1988 по 20.08.1988 - в должности сборщика - клепальщика цеха изготовления реверсивных устройств в Ульяновском авиационном промышленном комплексе; с 04.12.1990 по 31.12.1990 - в должности сборщика - клепальщика цеха              № 275 агрегатно – сборочного производства в Ульяновском авиационном промышленном комплексе;  с 01.05.1994 по 10.05.1994, с 01.06.1994 по 08.06.1994 - в должности сборщика – клепальщика цеха № 275 агрегатно – сборочного производства АО «Авиастар»; с 04.11.1995 по 31.12.1995, с 13.08.1996 по 31.12.1996, с 16.09.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.06.1998 - в должности сборщика – клепальщика ремонтно - эксплуатационного отдела АО «Авиастар»; с 01.07.1998 по 31.12.1998 - в должности сборщика – клепальщика цеха № 375  ОАО «Авиастар - Ресурс»; с 01.01.1999 по 30.09.1999 - в должности сборщика – клепальщика цеха № 293 филиала ЦТО и РАТ «Авиасервис».

Считает, что отказ ответчика в зачете в специальный трудовой стаж указанных периодов работы является необоснованным, поскольку он в названные периоды осуществлял трудовую деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии.

В связи с этим  просил суд включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Малко О.В. просит решение суда изменить и удовлетворить его требования в полном объеме.

В обоснование жалобы Малко О.В. приводит доводы, аналогичные тем, что изложены в  исковом заявлении.

Дополнительно указывает, что профессия сборщик-клепальщик содержится как в Списке № 2, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, так и в Списке №2, утвержденном постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 №10. Полагает, что периоды его работы с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.07.1998 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 30.09.1999 подлежат включению в специальный стаж на основании расчетных листов о начисленной заработной плате, из которых следует, что в указанные периоды ему начислялась доплата за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные часы, а также выплачивалась премия. Работа полную рабочую неделю и полный рабочий день в спорные периоды времени подтверждается также пояснениями свидетелей. Должность, в которой он работал, указана в Списке № 2 от 26.01.1991 без каких-либо условий и ограничений, а факт работы отражен в трудовой книжке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013             № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список  № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются сборщики-клепальщики (клепальщики) (раздел XXXIII «Общие профессии», код позиции 23200000-18183).

Из материалов дела следует, что 11.08.2022 истец Малко О.В., 05.09.1967 года рождения,  обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 23.11.2022 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.

Малко О.В. в специальный стаж за работу в тяжелых условиях труда по Списку № 2  засчитано 7 лет 10 месяцев 18 дней. Истцу рекомендовано обратится с заявлением о назначении пенсии не ранее чем за месяц до достижения возраста 57 лет.

В специальный стаж не были засчитан период обучения истца в Техническом училище Республики Узбекистан с 01.09.1983 по 15.07.1984, а также период его службы в составе вооруженных сил СССР с 11.07.1986 по 06.05.1988.

Также ответчиком не были засчитаны периоды работы истца с 04.10.1985 по 15.11.1985, с 06.08.1988 по 20.08.1988 - в должности сборщика - клепальщика цеха изготовления реверсивных устройств в Ульяновском авиационном промышленном комплексе; с 04.12.1990 по 31.12.1990 - в должности сборщика - клепальщика цеха              № 275 агрегатно – сборочного производства в Ульяновском авиационном промышленном комплексе;  с 01.05.1994 по 10.05.1994, с 01.06.1994 по 08.06.1994 - в должности сборщика – клепальщика цеха № 275 агрегатно – сборочного производства АО «Авиастар»; с 04.11.1995 по 31.12.1995, с 13.08.1996 по 31.12.1996, с 16.09.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.06.1998 - в должности сборщика – клепальщика ремонтно - эксплуатационного отдела АО «Авиастар»; с 01.07.1998 по 31.12.1998 - в должности сборщика – клепальщика цеха № 375  ОАО «Авиастар - Ресурс»; с 01.01.1999 по 30.09.1999 - в должности сборщика – клепальщика цеха № 293 филиала ЦТО и РАТ «Авиасервис».

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском, полагая, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.

Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды  его нахождения в командировке  с 04.12.1990 по 08.12.1990, с 01.05.1994 по 10.05.1994, с 01.06.1994 по 08.06.1994, суд первой инстанции исходил из того, что нахождение истца в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, в связи с чем оснований для исключения указанных периодов из специального стажа не имеется.

Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.

Отказывая истцу во включении в специальный стаж периода его обучения в Техническом училище Республики Узбекистан с 01.09.1983 по 15.07.1984, а также периода его службы в составе вооруженных сил СССР с 11.07.1986 по 06.05.1988, суд первой инстанции, правильно установив, что профессия сборщика-клепальщика впервые была предусмотрена разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, который действует с 01.01.1992, при этом Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, данная профессия не была предусмотрена, обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца указанных периодов учебы и  службы в составе вооруженных сил СССР.

Также суд первой инстанции обоснованно отказал истцу во включении в специальный стаж периодов работы истца с 04.10.1985 по 15.11.1985 (работа на стройке СМУ-5), с 06.08.1988 по 20.08.1988 (отпуск без сохранения заработной платы, неизвестные причины), 09.12.1990 по 20.08.1998 (неизвестные причины, оплата по среднему заработку на других предприятиях), поскольку в названные периоды истец фактически не осуществлял трудовую деятельность в должности  сборщика – клепальщика.

Отказывая истцу во включении в специальный стаж периодов работы с 04.11.1995 по 31.12.1995, 13.08.1996 по 31.12.1996, 16.09.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.07.1998 по 31.12.1998, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что согласно информации, имеющейся в наблюдательном деле АО «Авиастар», работники организации в период с февраля по апрель 1994 года, с марта 1995 года по декабрь 1998 в связь сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели.

Периоды работы истца с 04.11.1995 по 31.12.1995, 13.08.1996 по 31.12.1996, 16.09.1997 по 31.12.1997 были  засчитаны ответчиком в специальный стаж истца по фактическому отработанному времени по справкам из архива ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области».

Также судом первой инстанции правильно было отказано истцу во включении в специальный стаж периода его работы с 01.01.1999 по 30.09.1999 в должности сборщика – клепальщика цеха № 293 филиала ЦТО и РАТ «Авиасервис», поскольку каких – либо доказательств того, что истец осуществлял трудовую деятельность в данной должности  в течение полного рабочего дня, т.е. в условиях труда, предусмотренных Списком № 2 от 26.01.1991, материалы дела не содержат.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж названых периодов работы, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила от 11.07.2002 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил от 11.07.2002516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил от 11.07.2002516 ).

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.201230 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на то, что исходя из пункта 5 Правил подтверждения периодов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона              173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих Правил (полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного периода, полного сезона, подземные работы).

Из указанных положений следует, что одним из критериев, имеющих значение для определения права работника на включение периода его работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, является подтверждение занятости на работах в особых условиях труда постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Данная правовая позиция изложена в сохраняющих свою силу определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. № 392-О, от 18 июля 2006 г. № 316-О, от 21 декабря 2006 г. № 578-О и от 24 января 2008 г. № 40-О-О.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По данной категории дел бремя доказывания факта занятости на работах с особыми условиями труда, в том числе, в течение полного рабочего дня, возложена именно на истца.

Поскольку доказательств работы истца в спорные периоды в должности сборщика – клепальщика в течение полного рабочего дня материалы дела не содержат, то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.

Наличие записи в трудовой книжке о работе истца в должности, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не является безусловным основанием для включения оспариваемых периодов в специальный стаж при отсутствии других доказательств, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности во вредных и тяжелых условиях труда.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что периоды его работы с  01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.07.1998 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 30.09.1999 в течение полного рабочего дня подтверждается расчетными листами о начисленной заработной платы, являются несостоятельными, поскольку из данных расчетных листов не следует, что работа истца в  должности сборщика – клепальщика выполнялась в течение полного рабочего времени или полной рабочей недели.

Также, вопреки доводам жалобы, профессия сборщик-клепальщик не содержится в Списке № 2 от 22.08.1956. Данным Списком № 2 от 22.08.1956 в пункте 3 «Котельные и судокорпусные работы» (подпункт а) «Рабочие») в разделе XV «Металлообработка» в числе профессий и должностей, занятость в которых дает право на трудовую пенсию по старости на льготных условиях, поименованы – клепальщики, что не соответствует должности поименованной в Списке № 2 от 26.01.1991 - сборщик-клепальщик.

Кроме того, вопреки доводам жалобы истца, характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Доводы апелляционной жалобы Малко О.В. не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют его позицию при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:     

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2023 года, с учетом определения от 23 ноября 2023 года об исправлении описки,  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малко Олега Васильевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский  районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2024 г.