У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Хайруллин Т.Г. Дело № 7-90/2024
73RS0001-01-2023-007020-68
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
14
марта 2024 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной
ответственностью «Аптечный склад «Ульяновск» Анисимова Вадима Георгиевича на
решение судьи Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 14 декабря 2023 года (дело № 12-448/2023),
у с т а н о в и л:
постановлением
заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области от 25.10.2023 директор общества с ограниченной ответственностью
«Аптечный склад «Ульяновск» (далее - ООО «Аптечный склад «Ульяновск») Анисимов
В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
За совершение этого
правонарушения ему назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14.12.2023 указанное постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Аптечный склад
«Ульяновск» Анисимов В.Г. не соглашается с постановлением должностного лица и
решением судьи районного суда, полагает их подлежащими к отмене, производство
по делу прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что с выводом суда первой инстанции о том, что проведение
контрольного (надзорного) мероприятия в форме контрольной закупки было
допустимо без согласования с органами прокуратуры нельзя согласиться,
поскольку, как указано в жалобе, в материалах дела отсутствуют доказательства
выявления признаков правонарушения до начала проведения контрольной закупки.
Полагает, что
использовать ч. 7 ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) возможно только при условии,
если контролируемое лицо уже допустило нарушение.
Отмечает, что в
материалах дела отсутствует информация из регистрационного журнала обращений и
заявлений физических, юридических лиц, указывающая на наличие события
административного правонарушения.
Обращает внимание
суда на то, что акт контрольной закупки и протокол осмотра составлены с
нарушениями требований ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, ст.
76 Федерального закона № 248-ФЗ в
отсутствие свидетелей, понятых, видеосъемка не велась.
В жалобе указано,
что в акте контрольной закупки (в п. 9) указано о проведении эксперимента. При
этом отмечается, что в материалах дела отсутствуют факты использования тест-предметов и тест-субъектов, тест-заданий и тест-ситуаций.
Как указано в жалобе
на основании эксперимента протокол осмотра составляться не должен.
Ссылается на ст. 85
Федерального закона № 248-ФЗ.
По мнению автора
жалобы, в соответствии со ст. 76 Федерального закона № 248-ФЗ осмотр
осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его
представителя и (или) с применением видеозаписи. По приложенным фотографиям
невозможно идентифицировать время и факт нарушения, а именно с 10:15 по 10:35
12.09.2023. Какие-либо иные документы, подтверждающие факт нарушения, в
материалах дела не имеются, в связи с чем все сомнения должны быть использованы
в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Подробно позиция
директора ООО «Аптечный склад «Ульяновск» Анисимова В.Г. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещены о
времени и месте рассмотрения дела. При таких обстоятельствах полагаю, что
жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие неявившихся
лиц.
Изучив материалы дела в соответствии с ч. 3
ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующим
выводам.
Частью 4 ст. 14.5 КоАП
РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за применение
контрольно-кассовой техники с нарушением порядка и условий ее применения.
Порядок и условия применения
контрольно-кассовой техники установлен, в том числе Федеральным законом № 54-ФЗ
от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ от
22.05.2003).
Согласно п. 2 ст. 1.2 Федерального закона №
54-ФЗ от 22.05.2003 при осуществлении расчета пользователь обязан выдать
кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае
предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета
абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или
бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на
предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии
технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в
электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 15 ст. 4.3 Федерального закона №
54-ФЗ от 22.05.2003 порядок применения контрольно-кассовой техники
устанавливается также иными статьями настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 3 п.
2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 пользователи обязаны выдавать
(направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты
товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела,
12.09.2023 при проведении выездного обследования без взаимодействия с
контролируемым лицом в 10 часов 15 минут в аптеке «Апрель» по адресу: г.
Ульяновск, ул. Гончарова, д. 8/1 (ООО «Аптечный склад «Ульяновск») была
проведена контрольная закупка в ходе которой выявлено нарушение порядка и
условий применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов.
В частности, в ходе указанной выше
контрольной закупки выявлено, что при осуществлении безналичного денежного
расчета фармацевтом Г*** К.И. была принята оплата за товар от покупателя
(должностного лица налогового органа), применена контрольно-кассовая техника,
но по устному умолчанию покупателя не выдан кассовый чек на бумажном носителе,
и не отправлен чек в электронной форме.
Таким образом, при применении в данном случае
контрольно-кассовой техники был нарушен порядок и условия ее применения. В
частности были нарушены требования п. 2 ст. 1.2, п. 15 ст. 4.3, абз. 3 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в
Российской Федерации»
Указанные обстоятельства послужили основанием для
привлечения директора ООО «Аптечный склад «Ульяновск» Анисимова В.Г. по ч. 4
ст. 14.5 КоАП РФ.
Полагаю, что директор ООО «Аптечный склад «Ульяновск»
Анисимов В.Г. обоснованно привлечен к административной ответственности,
поскольку как руководитель юридического лица он несет ответственность за
неправомерные действия сотрудников данного юридического лица, и вина его
заключается в отсутствии надлежащей организации работы сотрудников и
надлежащего контроля за действиями сотрудников.
Назначенное директору ООО «Аптечный склад «Ульяновск»
Анисимову В.Г. наказание в виде штрафа в сумме 3000 рублей соответствует
санкции ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. При этом следует
отметить, что Анисимов В.Г. ранее уже неоднократно привлекался к
административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ,
что предыдущими инстанциями обосновано было учтено как отягчающее
обстоятельство по делу.
В рассматриваемой жалобе не оспаривается сам факт
выявленного правонарушения. Доводы жалобы сводятся лишь к тому, что при
проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого было выявлено
правонарушение, были допущены процессуальные нарушения, не позволяющие, как
указано в жалобе, признать результаты контрольного мероприятия законными и
обоснованными.
Полагаю, что доводы жалобы не могут служить основаниями
для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного
суда.
Как уже отмечалось выше, правонарушение было выявлено в
результате осуществления контрольной закупки.
О проведении контрольной закупки был составлен акт, в
котором подробно отражены обстоятельства выявленного правонарушения (л.д. 67 -
69).
Ссылки в жалобе на то что, контрольная закупка проводилась
без участия свидетелей и без осуществления видеосъемки не могут служить
основанием для удовлетворения жалобы, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 67
Федерального закона № 248-ФЗ при осуществлении контрольной закупки двумя
инспекторами участие свидетелей или проведение видеосъемки не требуется.
Как усматривается из акта контрольной закупки, эта закупка
осуществлялась двумя инспекторами налоговой службы (л.д. 67 - 69).
Доводы жалобы о том, что контрольная закупка в нарушение
действующего законодательства произведена без согласования с органами
прокуратуры, нахожу несостоятельными. Эти доводы противоречат положениям ч. 7 ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ.
В соответствии с ч. 7 ст. 75 Федерального
закона № 248-ФЗ в случае, если в рамках выездного обследования выявлены
признаки нарушений обязательных требований, инспектор вправе незамедлительно
провести контрольную закупку (при условии, что возможность проведения
контрольной закупки в соответствии с настоящей статьей предусмотрена положением
о виде контроля). В отношении проведения контрольной закупки не требуется
принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня с момента завершения
контрольной закупки.
О том, что в ходе осуществлении налоговыми
органами выездного обследования с целью
контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации
о применении контрольно-кассовой техники для осуществления контрольной закупки
не требуется согласования с органами прокуратуры указано в письме Генеральной
прокуратуры Российской Федерации от 22.09.2022 № ***.
Доводы о необходимости согласования с органами прокуратуры
проведения контрольной закупки были предметом исследования в районном суде и
оценка этим доводам дана правильная.
Следует также отметить, что в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 75
Федерального закона № 248-ФЗ информация о проведении данной контрольной закупки
своевременно внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (л.д.
135).
Доводы жалобы о том, что не имелось основания для
проведения контрольной закупки, нахожу несостоятельными.
Данная контрольная закупка производилась в ходе выездного
обследования, что соответствует положениям ст. 75 Федерального закона
№ 248-ФЗ.
В свою очередь указанное выездное обследование проводилось
на основании задания заместителя руководителя УФНС России по Ульяновской
области (л.д. 74), что свидетельствует о законности проведения этого
контрольного мероприятия.
Довод жалобы о том,
что протокол осмотра составлен с нарушениями требований ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, так как этот протокол составлен в отсутствие
свидетелей, понятых, видеосъемка не велась, нахожу несостоятельным.
В данном случае осмотр проводился в ходе контрольного
(надзорного) мероприятия (выездного обследования), поэтому осмотр проводился по
правилам, предусмотренным Федеральным законом № 248-ФЗ. Порядок проведения
осмотра в данной ситуации регламентирован ст. 76 Федерального закона № 248-ФЗ.
В данном случае
протокол осмотра от 12.09.2023 составлен в соответствии со ст. 76 Федерального
закона № 248-ФЗ. Согласно положениям ст. 76 Федерального закона № 248-ФЗ
присутствие свидетелей, понятых, а также ведение видеосъемки в данном случае
являлось не обязательным, поскольку при составлении данного протокола
присутствовала фармацевт Г*** К.И., которой этот протокол был подписан (л.д.
70, 71). В данной ситуации фармацевт Г*** К.И. являлась представителем контролируемого лица.
Доводы жалобы о том,
что протокол осмотра необоснованно был составлен по результатам проведения
эксперимента не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку
ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемых
постановлении должностного лица и решении судьи районного суда не упоминается о
том, что в ходе контрольного (надзорного) мероприятия проводился эксперимент.
Упоминание в акте
проверочной закупки (п. 9) об эксперименте, существенным недостатком этого акта
не является и не ставит под сомнение достоверность указанного в этом акте
результата контрольной закупки и обоснованности проведения контрольной закупки.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
Порядок и срок
привлечения директора ООО «Аптечный склад «Ульяновск» Анисимова В.Г. к
административной ответственности соблюдены. Анисимов В.Г. был уведомлен обо
всех этапах производства по делу, что нашло подтверждение в ходе настоящего
судебного заседания.
При таких
обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 декабря 2023 года оставить без
изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Аптечный
склад «Ульяновск» Анисимова Вадима Георгиевича – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Ю.М.
Жаднов