Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 05.03.2024, опубликован на сайте 18.03.2024 под номером 111518, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2023-005016-66                             Судья Жилкина А.А.                                                                          Дело № 33-1138/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        5 марта 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 октября 2023 года, по гражданскому делу №2-4735/2023, по которому постановлено:

исковые требования Прозоровой Алены Викторовны удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Прозорову Алену Викторовну, *** года рождения, специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «город Ульяновск».

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Прозоровой Алены Викторовны расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Прозоровой А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прозорова А.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

Требования мотивировала тем, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «г. Ульяновск».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, установить срок для принятия решения о предоставлении жилого помещения не позднее 31 декабря 2024 года. Указывает, что Министерство является исполнительным органом государственной власти, денежные средства, находящиеся в его распоряжении имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом. В настоящее время номер истца в реестре на предоставление жилого помещения на территории г.Ульяновска – 1881. Доведенное до Министерства финансирование и наличие 269 исполнительных производства по обеспечению жильем детей-сирот не позволяет обеспечить истицу жильем в 2023 году. Указывает, что у Министерства имеется объективная возможность объявить закупку квартиры для истицы только в 2024 финансовом году. Когда будут доведены новые лимиты финансирования.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прозорова А.В., *** года рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать  и отец истицы лишены родительских прав на основании решения Сокольского районного суда Вологодской области от 11.02.2009.

Распоряжением управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску от 09.06.2014 №1307н/л Прозорова А.В. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства несовершеннолетних в г. Ульяновске, пунктом 2 распоряжения над несовершеннолетней установлена опека (л.д.44).

Согласно письму департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 05.02.2021 №73-ИОГВ-08.ПО.02-ТО.01/109вн Прозорова А.В. состоит на учете в отделе опеки, с 04.07.2014  зарегистрирована по месту пребывания: ***

Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области №299-р от 10.03.2021 Прозорова А.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.36).

Закрепленного за истицей жилого помещения не имеется, в собственности жилых помещений не имеет.  

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что Прозорова А.В. является не обеспеченной жилым помещением.

27.01.2021  истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения (л.д.38-40), была зарегистрирована в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения под номером 1517 (л.д.23).

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия в обеспечении истца жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункту 8 постановления Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П «Об утверждении Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, формируемым исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.6 постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из наличия у Прозоровой А.В. соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению жилым помещением.

В соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы взыскана оплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения Прозоровой А.В. жилым помещением в разумный срок, необходимости дополнительного целевого выделения бюджетных лимитов, выводы суда не опровергают.

Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Наличие указанных юридических фактов является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Доводы апелляционной жалобы Министерства об отсутствии необходимого финансирования для удовлетворения потребности всех детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Ульяновской области, являются несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и повлечь отмену принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 октября 2023 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.        

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2024 года.